Найти тему
История живописи

Март на картинах русских художников

Обойдемся без долгих вступлений в этот раз ибо сюжет сегодняшних картин заявлен в названии, не думаю, что требуются какие-то отдельные пояснения или дополнительное введение к статье, ведь март клонится к закату и многое из того, что мы сегодня увидим на полотнах можно так же увидеть и на природе или в сельской местности.

Начнем сразу с самой знаменитой картины (в данной подборке, по крайней мере) мастера лирического пейзажа Исаака Ильича Левитана. Работа создана сразу же после другой известной работы художника - "Над вечным покоем", когда весной 1895 года художник поселился в "уютном имении Горка в Тверской губернии, где оказывается окруженным заботой и вниманием Анны Турчаниновой". Отмечу, что она станет последней музой Исаака Левитана, хотя, наверное, менее известной нежели Софья Кувшинникова.

"Март", И.И. Левитан, 1895. Третьяковская галерея, Москва.
"Март", И.И. Левитан, 1895. Третьяковская галерея, Москва.

Здание, малая часть которого видна на картине - это мастерская художника, построенная в имении в кратчайшие сроки специально для Левитана. Далее приведу вам искусствоведческое описание известной работы мастера пейзажа:

Простой мотив полон радости первых весенних дней. Пленэрная живопись поражает звучностью цвета, свободной передачей рыхлого снега, солнечных бликов на сугробах и крыше дома. Жизнерадостно приютившийся на ветках березы скворечник словно возвещает о скором прилете птиц из теплых краев. Вдыхая первые глотки весеннего воздуха, природа ликует в ожидании своего обновления. Для самого художника «Март» стал символом новой жизни, эмоционального перерождения.

Далее у нас с вами будут менее известные как картины, так и художники. Хотя, скорее всего, вы уже знакомы с творчеством следующего живописца, бывшего учеником знаменитого Ивана Шишкина. Речь идет об Андрее Николаевиче Шильдере и его мартовской картине, которая вполне могла бы оказаться в одной из моих закатных подборок, коих уже немало выходило на канале:

"Мартовский вечер", А.Н. Шильдер.
"Мартовский вечер", А.Н. Шильдер.

Об авторе следующей работы тоже уже выходил мой рассказ, если вы его пропустили, то рекомендую к прочтению:

Специализирующийся на изображении животных, Алексей Степанович Степанов в этот раз обошелся без них, представляя нам самое начало весеннего периода:

"Март", А.С. Степанов. Нижегородский художественный музей.
"Март", А.С. Степанов. Нижегородский художественный музей.

А вот далее у нас с вами будет доселе неизвестное мне имя художника, обучавшегося в мастерской Архипа Куинджи. Звали его Алексей Матвеевич Прокофьев (1859-1925), к сожалению биографических данных о нем мало, поэтому отдельной статьи о нем не получится написать, хотя лично у меня возникло желание как минимум познакомиться с другими его работами, когда я увидел эту картину:

"Март", А.М. Прокофьев, 1913. Частное собрание.
"Март", А.М. Прокофьев, 1913. Частное собрание.

Следующим художником будет уже гораздо более известный живописец Константин Федорович Юон и его яркое, солнечное полотно, где почему-то не вызывает никаких сомнений (даже и не видя названия), что перед нами весеннее солнце, согревающее и предваряющее приход чего-то нового в нашу жизнь. Ведь напомню вам, что в глубокой древности новый год на Руси праздновали именно в марте, а если точнее, то 1-го числа.

"Мартовское солнце", К.Ф. Юон, 1915
"Мартовское солнце", К.Ф. Юон, 1915

Далее мы вместе с вами посмотрим на несколько картин одного из самых моих любимых художников (как многие из вас уже догадались), ведь его работы очень часто появляются на канале. Подтверждением этой мысли является то, что одна из картин уже была представлена отдельной заметкой. Конечно, речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском.

"Мартовский вечер", С.Ю. Жуковский, 1904. Частное собрание.
"Мартовский вечер", С.Ю. Жуковский, 1904. Частное собрание.
"Март", С.Ю. Жуковский, 1912. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Март", С.Ю. Жуковский, 1912. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Март", С.Ю. Жуковский, 1919. Частное собрание.
"Март", С.Ю. Жуковский, 1919. Частное собрание.

Последняя картина просто бесподобна, вам так не кажется, уважаемые читатели? Снега, конечно, еще немало, но точно знаешь, что зима уже всё, "прошла ее пора" и впереди только весна, тепло и самое плодотворное время для, думаю, большинства из нас.

Следующим живописцем будет Сергей Александрович Богданов (1888-1967), едва заставший дореволюционное художественное образование, причем одним из его учителей был уже рассмотренный нами Константин Юон. Вообще, Богданов наиболее известен как советский художник-авангардист, но у нас с вами сегодня совершенно другая сюжетная линия, поэтому и картина будет соответствующая:

"Март", С.А. Богданов. Частное собрание.
"Март", С.А. Богданов. Частное собрание.

Автор следующих картин тоже наиболее известен по советскому периоду, причем не только картинами, но и литературными произведениями по истории искусств. Речь идет о Игоре Эммануиловиче Грабаре и его "мартовских снегах" из разных периодов его творчества, от импрессионизма до соцреализма:

"Мартовский снег", И.Э. Грабарь, 1904.
"Мартовский снег", И.Э. Грабарь, 1904.
"Мартовский снег", И.Э. Грабарь, 1921. Третьяковская галерея, Москва.
"Мартовский снег", И.Э. Грабарь, 1921. Третьяковская галерея, Москва.
"Март", И.Э. Грабарь, 1939. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Март", И.Э. Грабарь, 1939. Русский музей, Санкт-Петербург.

Завершать же мы будем замечательной работой советской художницы Лидии Исааковны Бродской, которая в силу года рождения (1910-й) не могла застать дореволюционное художественно образование, чего не скажешь о ее отце и первом учителе - Исааке Бродском. Любопытен тот факт, что изначально Бродская совершенно не собиралась идти по стопам своего отца и обучалась балету в хореографическом училище.

"Март", Л.И. Бродская, 1966. Частное собрание.
"Март", Л.И. Бродская, 1966. Частное собрание.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.