Найти тему
Мастер-историй

Россиянин провел 26 лет в тюрьме Танзании. Ему грозила казнь, но мужчине удалось выйти на свободу, как он живет сейчас

Оглавление

Дмитрий Косяков был совсем молодым, когда на Танзании ему присудили пожизненное заключение. На протяжении долгих лет россиянин не знал, что его ждет в будущем, однако сумел найти с другими заключенными общий язык и проявил себя с положительной стороны. 11 января 2024 года Дмитрий, наконец, смог обнять маму, которая прилетела на Танзанию, чтобы увидеть сына.

Дмитрий Косяков с мамой. Фото из личного архива Дмитрия Волшебника
Дмитрий Косяков с мамой. Фото из личного архива Дмитрия Волшебника

Не жизнь, а сказка. Только с печальным концом

В 90-х годах прошлого века на Танзании встретились 3 мальчика из России. Родители Вани Очирова и Алеши Сотникова трудились врачами в местном госпитале, куда их отправили как представителей ООН. Отчим Дмитрия Косякова обслуживал суда в морской компании. Диме и Ване было 17 лет, Леше – 16. Свободное время парни проводили вместе: плавали, занимались дайвингом, гоняли на мотоциклах. Казалось, что они попали в рай на земле, ведь о такой жизни мечтает большинство российских подростков.

Но 15 декабря 1997 года Лешу Сотникова нашли со множественными ножевыми ранениями. Дом неизвестные преступники подожгли, забрав из родительской заначки крупную сумму.

Полиция Танзании сразу же задержала Ваню и Диму. Они стали основными подозреваемыми в убийстве, поджоге и краже.

Следствие велось на протяжении 4-х лет. Судья вынес приговор друзьям Алексея: 15 лет тюремного заключения за непредумышленное убийство. Мать Алексея решила подать апелляцию, требуя, чтобы виновных казнили. Снова возобновили расследование, растянувшееся на несколько лет. «Комсомольская правда» начала собственное расследование, в ходе которого было выявлено много нестыковок.

Дмитрий Косяков рассказал следователям, что в тот злополучный день Ваня пошел к Сотникову за португальским словарем и кассетами для видеомагнитофона.

Дима в дом не заходил, остался ждать приятеля возле мотоциклов. Однако потом нашли свидетеля, местного мальчишку, который видел, как 2 парня входят в дом Сотниковых. Потом мальчик дал показания, что это были Дмитрий и Иван. Суд вынес новый вердикт, учитывая косвенные улики в деле. Подозреваемым присудили смертную казнь через повешение.

Дима в детстве с мамой. Фото: dzen.ru
Дима в детстве с мамой. Фото: dzen.ru

Президент Танзании смягчил приговор

Уже потом Дмитрий вспоминал, каким мучительным было ожидание в камере для смертников. Помещение располагалось в отдаленном бараке. Заключенные слышали птичьи трели и звук топота сапог, не предвещавший ничего хорошего. Каждый вздрагивал, предчувствуя, что охранники идут за ним.

В течение 7 месяцев Дмитрий находился в камере, пока в его судьбу не вмешался президент Танзании. Он по каким-то причинам отменил смертную казнь для россиян, приговорив их к пожизненному заключению. Дмитрий и Иван делали все, чтобы выбраться на свободу: они писали апелляции, прошения экстрадиции на родину, повторного рассмотрения их дела. Но все мольбы и просьбы оставались без внимания. Иван Очиров скончался в тюрьме в 2013 году от туберкулеза.

Косякова перевели в общую камеру, и тут начался ад.

Нужно было отстаивать свои интересы, не сломаться, показать, что другие заключенные – не вершители судеб. Дмитрию ломали челюсть и ребра, выбивали зубы, били по голове. Но тот не сдавался, ведь ему отменили смертную казнь, и после этого он просто обязан был жить.

Дима Волшебник, который оправдал свою фамилию и помог Косякову

Россиянин Дмитрий Волшебник эмигрировал в Танзанию, где женился на местной жительнице по имени Шейха. Дмитрий не мог оставаться в стороне, узнав о судьбе Косякова. Он тут же добился свидания с тезкой, а впоследствии стал часто его навещать. Волшебник приносил фрукты, витамины, книги. Дмитрий рассказывал туристам из России, что случилось с Косяковым, и даже собрал деньги на протезирование.

11 января каждого года в Танзании празднуют День годовщины революции. В этот день объявляют амнистию. Косяков всякий раз подавал прошение, но всегда получал отказ. Со временем россиянин заслужил уважение среди заключенных и тюремных надсмотрщиков. Он всегда помогал, если это было нужно, не отказывался от работы, даже самой тяжелой. Дмитрий научился вкусно готовить, работал столяром, выучил в совершенстве суахили и английский.

Мама Косякова прилетела в Танзанию, мечтая увидеть сына после долгой разлуки. Жилье ей предоставили Волшебник с супругой.
Дима с мамой и отчимом. Фото из личного архива
Дима с мамой и отчимом. Фото из личного архива

Долгожданное освобождение

10 января вечером Шейхе позвонили из тюрьмы на мобильный телефон. Незнакомый голос сообщил:

«Дмитрий Косяков с завтрашнего дня свободен. Приезжайте за ним утром». Клавдии Александровне Волшебник с женой решили пока ничего не говорить. Они завезли женщину в свой магазин, попросив их подождать. Косякова встретили у ворот тюрьмы, и всю дорогу в машине он повторял, что случилось настоящее чудо.

Мужчина вошел в магазин, сразу увидев мать со спины. Он тихонько подошел и сказал:

«Ты чего здесь, мамуль? Ну все, забирай меня! Поехали домой!».

Клавдия Александровна обернулась и не поверила своим глазам. Ее сын был на свободе, рядом, обнимал ее и просил не волноваться! Дмитрий боялся, что мамино сердце не выдержит таких переживаний, но все обошлось.

В 45 лет Косяков вынужден начинать совершенно новую жизнь. Первым делом он прошел полное медицинское обследование, потом отправился в российское посольство, где подал документы, чтобы сделать паспорт. Дмитрий не хочет возвращаться домой с тюремной справкой, ему нужно чувствовать себя гражданином своей страны.

Волшебник делится с журналистами, что документы готовятся долго, около 3-х месяцев. Косякову пока некуда спешить, да и в России сейчас зима, а в Танзании – тепло и комфортно.
Дмитрий Волшебник с супругой. Фото из личного архива
Дмитрий Волшебник с супругой. Фото из личного архива

Дмитрий пока не знает, какую профессию освоит в будущем, но в планах у него заняться переводом русских классиков на суахили. Волшебник думает, что Косякову нужно начать писать мемуары. Такие испытания на чужбине- большая редкость, поэтому Дмитрию необходимо поделиться воспоминаниями и опытом с читателями.

После освобождения Косяков сразу же поехал к океану, где долго плавал, как будто хотел смыть все тюремные запахи. Четверть века он провел в заключении, и теперь мечтает о счастливой, наполненной только приятными событиями, жизни.

Подписывайтесь, чтобы узнать о дальнейшей судьбе Дмитрия Косякова. Мы обязательно расскажем, как устроился и чем занимается человек, который провел столько лет в тюрьме Танзании.

Посмотрите наше видео: