Найти в Дзене
Параллели истории

А где море?

Оглавление

"На небе только и разговоров, что о море и о закате" (с)

В прошлый раз оставили мы Пимена с Игнатием и остальными во вторник 18 мая недалеко от Перевоза и Теркилия. Это продолжение, а предыдущая часть тут.

А на следующий день, 19 мая среда, путешественники "официально" въехали в земли Орды.

Царёв улус Сарыхозин.

Въ среду же проплыли мимо Великой Луки и минули царевъ улусъ Сарыхозинъ

-2

Кто таков Сарыхозя и размеры его улуса, бог весть. Так-то он царёв и тогда размер улуса должен быть значителен. Да и располагается он в важном месте.

Попробуем версии.

Первое, что приходит на память, это посол Сары-ходжа, который в 1370-ом году приходил ставить Тверского князя на Великое княжение и которому Дмитрий Иванович ещё не Донской, отрезал.

к ярлыку не еду, а в землю на княжение на великое не пущаю, а тебе послу путь чист

Послу, кстати, в Москве надарили подарков и отправили радостного домой.

поимав многи дары поиде в Орду.
-3

Вот, за прошедшие годы, а точнее девятнадцать, Сары-Ходжа продвинулся по служебной лестнице до владельца и руководителя собственного улуса? Всё может быть.

Попробуем перевести. Хозя - это хозяин, а Сары - жёлтый. Какой-то жёлтый хозяин. А если не сары, а сарай? Сарай хозя - хозяин дворца. Что-то типа королевского домена. То есть, улус Сарыхозин, это улус того, кто на данный момент является царём в Орде. Он же так и назван - царёв улус. На 1389 год на троне сидел, кстати, Тохтамыш. А почему это именно царский улус, можно посмотреть на карте.

-4

Перевоз, самое "узкое" место маршрута между Волгой и Доном. Вот его "царь" и контролирует.

В этом прекрасном месте, как пишет Игнатий

началъ насъ страхъ одолѣвать, такъ какъ вошли въ землю Татарскую, татаръ же множество по обѣ стороны рѣки Дона.

Что так напугало братию? Вроде как с Тохтамышем всё нормально, ярлык у попов о неприкосновенности должен был быть. Опять вернусь к "немыслимому". Может статься, опасались того, что Московский князь попросит сюзерена придержать своенравных попов? Но всё обошлось.

Ни Пимен, ни кто-либо ещё из путешествующих, не мог знать того, что именно в этот день Дмитрий Иванович Донской умер и никак уже не мог воспрепятствовать дальнейшим планам митрополита.

Чуть ниже по течению прошли улус Бек-Булата.

Въ четвергъ же плыли мимо Бекъ-​Булатова​ улуса и видѣли такое великое множество татарскихъ стадъ, что трудно себѣ и представить въ умѣ: овцы, козы, волы, верблюды, кони

Бек-Булат, это, по всей видимости, Бек-Пулад-оглан. Царевич чингизид, серьёзный такой феодал, с улусом "задевающим" такой важный маршрут. Возможно, какой-то родственник Тохтамыша. Про его непростые взаимоотношения с "родственником" здесь писать не буду.

Въ пятницу минули ​Червленые​ горы.

Ближайшие "горы" вниз по течению, это крутой правый берег Дона в районе Калача-на-Дону.

Возможно, это как-то связано с Красной балкой именно в этом месте?

-6

Вот потому они Червлёные, то бишь Красные.

Въ ​воскресенье​ шестое, въ день памяти Слѣпого, проплыли мимо улуса ​Акъ​-​Бугинъ​ и здѣсь многое множество татаръ и ​безчисленные​ стада всякаго скота.

Опять, кто такой Ак-Бугин? Ничего найти не удалось за исключением дословного перевода. Ак - белый, Буга(й) - бык. Улус, судя по скорости передвижения святых отцов, выходил к берегам Дона где-то от современного Цимлянского водохранилища до, примерно, устья Северского Донца. Кстати, уж не плыли ли святые отцы и по ночам? Ширина реки позволяет. Отсюда и скорости?

Въ понедѣльникъ прошли ​Бузукъ​-​рѣку​.

Если дословно, то бузук переводится с татарского как извращённый. С коннотацией, я так понимаю, плохой, негодный. А дальше делается такой вывод. Вода в реке Маныч плохая, для питья не годная, солёная, горькая. На татарском горькая - ачы, отсюда Маныч. Вот тов. летописец путешествия реку Маныч и назвал Бузуком, как он тогда назывался. Там, действительно, если посмотреть на карту, просто череда солёных озёр. Так что, всё может быть. Но солёный по-татарски всё же - тозлы. Отсюда, думаю, и озеро Тузла и коса и остров, на котором сейчас Крымский мост стоит.

Ну и

канунъ ​Възнесенія​ Христова ​приспехомъ​ до моря.

-8

Это у нас получается среда 26 мая, потому как Вознесение - сороковой день по Пасхе и всегда четверг. А канун, день перед самим праздником.

"Катались" с 13 апреля по 26 мая получается. Сорок четыре дня. Для XIV века очень неплохие скорости. До воскресенья ожидали попутный корабль, а потом перетаскивали пожитки и готовились к морскому переходу.

По морю пойдём в следующий раз.

Продолжение.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314

или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С