Несколько наблюдений о потрясающей картине Аньес Варда
Искусство не знает проторенных дорог: кому-то для выдающегося фильма нужно снять несколько посредственных или нормальных (тут обычно вспоминают Антониони), кому-то — просто пожить, чтобы потом ворваться с напалмом, запакованным в 90-минутную ленту. Вот Аньес Варда, если бы и не сняла ничего, кроме «Клео от 5 до 7» (1962), осталась бы великой (впрочем, есть риск, что ее затоптали в давке истории, но это риторическое преувеличение).
Про второй фильм 34-летней режиссерки многое написано, поэтому выделю только кое-что пунктами:
- 🕶 мастерски выстроенная первая сцена с гаданием на картах таро (сначала — на Таро Висконти — Сфорца, старейшей и дооккультной колоде, потом — более классической колоде Марсельского Таро; факты от @performancelike), где ёмко описана вся предыстория и практически все дальнейшие события (чтобы это понять, правда, лучше пересмотреть эту сцену после фильма);
- 🕶 деликатно вставлена политическая реальность, врывающаяся в рефлексию героини репликами прохожих и радиосводками (в частности, упоминается война в Алжире; тоже своего рода раковая опухоль для Франции 1950-60-хх);
- 🕶 поэтический реализм разбавлен и дополнен документальными вставками из жизни города, в частности — сцена, где мужчина ест лягушек и выплевывает воду;
- 🕶 сценка в кинотеатре — мастерская обманка: стилизованный под фильм с Гарольдом Ллойдом сюжет разыгрывают Жан-Люк Годар и Анна Карина (первый, причем, неотличим от комика немых лет, пока не надевает черные очки — про которые есть отдельная колкость);
- 🕶 предфинальная сцена с симпатичным солдатом Антуаном — прото-версия «Перед восходом» (1995) Линклейтера;
- 🕶 некоторые сцены очень остроумно решены монтажно: например, поездка на трамвае (там на общем плане видно, как люди входят и выходят, а потом сигнал к отправлению и склейка переводят агрегат в состояние движения);
- 🕶 наконец, что самое главное, с разных ракурсов показано, как Клео воспринимает себя: через отражение, одежду, голос (и пение), тело (эпизод с подругой натурщицей и вскользь разговор об интимности) и отношение к смерти;
- 🕶 наконец—2: название не только описывает пресловутые два часа жизни, но и то, что в фильме зафиксирована не некоторая единая Клео, кинематографический характер, а она и ее размышления в некоторый отрезок времени, что не обязательно будет справедливо для будущей Клео или закономерно вытекает из ее жизни до диагноза, который ее так страшит.