Изначально некоторый ляп кино Алексея Германа-мл. «Воздух» – в самой концепции фильма.
В реальности во время ВОВ существовало три истребительных женских полка. Причем в ходе войны они друг в друга частично переформировывались.
И девушки туда изначально приходили более подготовленными, чем многие парни-курсанты, у которых в боевом арсенале были только «взлет-посадка».
Девчата летать умели лучше. Но они не имели боевого опыта, не умели метко стрелять и ловко маневрировать в бою.
Поэтому их долгое время вообще не выпускали на боевые задания, пока не «натаскивали» довольно серьезно. Но и потом их выпускали, только когда задания были легкими, более того – всегда в сопровождении летчиков-мужчин.
Женщин изо всех сил оберегали, не пускали на перехват вражеских истребителей, для сопровождения бомбардировщиков и на другие опасные боевые задания.
В фильме же «Воздух» они приезжают – а им сразу: ой, летать некому – придется вам сходу в бой. И необстрелянные девчата в первых же боях умудряются сбивать фрицев чуть ли не «пачками». Причем немцы до этого показаны как опытные асы, воюющие чуть ли не с Испании. Командир полка говорит, что полк в боях с ними уже потерял большинство опытных летчиков.
Маневры в фильме «Воздух» – отдельная «песня». Проблема в чем?
В истребительную авиацию женщин очень не любили пускать.
Потому что истребитель – это огромные перегрузки, несравнимые даже с космическими.
У космонавтов перегрузки – в основном на взлете и посадке, причем они относительно равномерные. Просто очень сильная нагрузка при этом.
А у истребителей – перегрузки «прыгающие»: самолет резко летит вверх... вниз… вправо… влево... Организм изо всех сил бросает во все стороны. Моментально от больших положительных перегрузок до резко отрицательных. В буквальном смысле до невесомости.
И эти перегрузки достигают 10 g. То есть вес тела кратковременно увеличивается в 10 раз.
Очень кратковременно, 1-2 сек. Но многие мужчины теряют сознание уже при 4-5 g, а уж женщины-то...
В ракете на взлете такое тоже возможно. Но там нагрузка постоянная и нарастающая постепенно.
К тому же, в ракете космонавт – в скафандре и в специальном противоперегрузочном кресле. А в случае с боевыми самолетами надо не только выдержать перегрузки при статичном состоянии тела, но и совершать виражи и разные маневры, при этом метко стрелять и умудряться увернуться при ответном обстреле врагом. И всё это – при двух-трех-пяти вылетах в сутки, а каждый боевой вылет – это от одного часа до трех часов.
Женский организм к этим перегрузкам в самолетах-истребителях в силу природных особенностей совершенно не приспособлен. Даже отдельные супер-женщины встречались одна на тысячу, а то и на пять тысяч подобных мужчин.
Именно поэтому в реальности у нас была всего одна женщина, у которой было 10 побед (по другим данным, 6) и 7 (6) – в групповых боях: Лидия Литвяк.
Причем нам в фильме «Воздух» ни разу не показывают, как девушкам в полете плохо. Создается ощущение, что героини особых трудностей в полете не испытывают. А зря. Если бы показали, как летчицы страдают из-за перегрузок и, превозмогая нагрузки, справляются с боевыми заданиями, телезрителю было бы более заметно, насколько велик подвиг наших реальных летчиц Великой Отечественной, которые смогли мало того, что стать летчицами, но и пройти через все сложности и трудности войны и воевать достойно.
П. с. На близкие (в том или ином смысле) темы читайте мои Дзен-статьи «А как в невесомости… вырабатывается желудочный сок?», плюс «"Мама" на "Боевой подруге": как с разрешения Сталина девушка купила танк и воевала в Великую Отечественную», а также «Кино о Великой Отечественной: в чем разница фильмов старых и новых».
#история #ВОВ #СССР #психология #космос #история СССР #история России #самолеты