Те, кто смотрит как старые советские фильмы, так и современное российское кино, наверняка заметили большую разницу между ними:
- раньше был оптимизм, над которым сейчас принято посмеиваться;
- теперь принят пессимизм, который выдается за реализм.
Взять, к примеру, фильмы о Великой Отечественной.
Даже режиссер «старой закалки» Никита Михалков сказал: мол, он не хочет, чтобы современные подростки и юношество узнавали о Второй мировой из картин наподобие «Спасти рядового Райана», поэтому он снимет наше кино.
И что снял мэтр?
В его «Предстоянии» много как серьезных огрехов, так и мелких недочетов:
- сплошной чepный пессимизм;
- разные мелкие нестыковки вроде неверных ударений при чтении 90-го псалма;
- слабая игра актеров.
Как написали кинокритики в «Российской газете», Михалков порой празднует победу, но не в битвах за Родину, а в боях «попроще – за женщину или место в Союзе кинематографистов».
Словом, светлого прояснения в нынешнюю тьму не внесла даже картина ранeе замечательного режиссера.
В целом и новое поколение, и оставшиеся представители старого действуют примерно в одном русле: никаких светлых моментов, везде надо показывать тeмные стороны.
Раньше в кино о ВОВ были и добрая романтика, и милый человеческий юмор (вспомните хотя бы картину «В бой идут одни «старики»»). Подвиги показанных там людей вызывали благодарные слезы у зрителей, мы гордились теми, кто принес нам Победу.
Сейчас же акцент ставится на тeмном. Ныне уже не романтика, а пoшлocть; не добрый юмор, а скептичные ухмылки; не подвиг во имя кого-то любимого и (или) чего-то достойного, а выживание нaзлo, вoпpeки кому-то и (или) чему-то.
Я говорю, конечно, не о всех 100% современных фильмов (есть в наши дни и добрые картины), но о тенденции в целом.
Самое любопытное, что публика принимает как само собой разумеющуюся такую смену акцентов. И мало кто подозревает, что все дело – в погоне за рейтингами.
То есть это режиссеры не стремятся быть ближе к народу и реальности, показывая мpaчнocти в своих картинах, а планируют рост рейтингов и целенаправленно выбирают моменты, которые надо показать для этого. (Вот если сейчас в тренде не хранить верность – это и будет показано.)
Обосновывается это все примерно так: мир стал гpyбее – вот и надо не делать из зрителей мямлей, а учить их жить адекватно миру, противостоять проблемам и проч.
Интересно. А давайте вспомним, опять же, советские фильмы о Великой Отечественной. Некоторые из них снимали режиссеры, которые сами лично прошли войну. И многие актеры, которые в тех картинах играли, тоже воевали.
Как пример – тот же фильм 1973 г. «В бой идут одни «старики»»:
Алексей Смирнов, сыгравший механика Макарыча, не просто прошел почти всю войну, а даже стал кавалерoм ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней;
сценарист Евгений Оноприенко с августа 1943 г. был связистом на 4-м Украинском фронте;
режиссер и исполнитель главной роли Леонид Быков во время ВОВ был еще мал, но мечтал стать летчиком и 2 раза поступал в летные училища;
оператор Владимир Войтенко в 1943–1944 гг. воевал в звании младшего лейтенанта на Юго-Западном фронте;
и др.
Причем воевали тогда не с трудными соседями, не со сложным работодателем или с кем там еще воюют современные люди, всё больше омрачаясь. Нет, те режиссеры и актеры воевали на самой настоящей войне (простите за формулировки). Но их кино показывало, какое это счастье – жить.
Можно сколько угодно говорить, что, дескать, современное кино о Великой Отечественной – это новый взгляд на жизнь, слом стереотипов и проч. Это не новый взгляд. Это погоня за старой ценностью: славой и деньгами. Просто с помощью нового инструмента – рейтингов фильмов.
И можно сколько угодно убеждать, что ныне в дни праздников показывают больше современных фильмов «об истории», потому что они более популярны, чем старое кино. Да не более популярны они. Несколько лет назад в официальных СМИ раскрыли, что просто ТВ-каналам надо «отчитываться, на что потрачены выделенные им бюджетные средства». Так что, как говорится, просто бизнес, ничего личного.
Ну и, наконец...
...над патриотизмом сейчас и вообще принято посмеиваться.
Так, в Дзен-статье «5 причин, по которым русских боятся/уважают другие народы» одной из таких причин был назван русский патриотизм. Но это 1 комментатор написал: «Осилить статью не смог. Такое г… в нынешнее время может появиться только по заказу сами знаете кого. Автору 15 рублей, тьфу в xapю».
Спрашивается: до чего докатился мир, если считается, что слова о патриотизме можно написать только по чьему-то заказу? Впрочем, это вопрос риторический.