Найти тему
Жизнь советского человека

Как контрразведчики искали американское шпионское устройство, не зная, как оно выглядит, проверяли разные версии. Каким оно оказалось?

Анализируя реакцию иностранных спецслужб на испытательные запуски новой советской ракетной техники и систем ПВО, наши контрразведчики заметили – американские самолёты разведки стали чаще появляться над нейтральными водами Тихого океана. Поначалу это не увязывали с пусками новых советских ракет. Но информацию накапливали.

Оказалось, что, когда пуски ракет производили наиболее интенсивно, у берегов Камчатки собиралось по нескольку пар воздушных американских разведчиков. Сопоставление статистики полётов и пусков позволило сделать вывод: собираются они ко времени испытаний.

Запуск межконтинентальной баллистической ракеты
Запуск межконтинентальной баллистической ракеты

На полигон «Кура» из центрального аппарата КГБ отправили представителя. Вместе с «особистами» при полигоне и техническими специалистами стали анализировать факты. Стало ясно, что американцы пытаются снять возможно более полную информацию о ракетах в полёте.

Потом узнали ещё более неприятный факт – американцы появлялись вблизи за час-полтора до падения имитатора головной части ракеты. Первое, о чём подумали – в Генштабе или Главном штабе РВСН есть агент РУМО или ЦРУ, который отправляет информацию по Байконуру, Плесецку или Капустину Яру своим. Невероятная оперативность позволяла думать, что агент вероятнее всего из Генштаба.

Но генерал Юрий Алексеевич Николаев и его подчинённые, невзирая на всю остроту возникшей проблемы, склонялись к другой версии – информацию перехватывают с помощью технического устройства. Обоснованные предположения изложили генерал-лейтенанту Александру Матвееву из 3 Управления КГБ. Чекист с военным опытом в СМЕРШ, он счёл аргументы убедительными.

Скорее всего – перехватывались телефонные разговоры военспецов с гражданскими службами. Они шли по каналам засекречивающей аппаратуры связи, которая однозначной гарантии защиты информации не давала. Быстро расшифрованные данные могли идти на спутник и оттуда своим.

Полигон "Кура"
Полигон "Кура"

Версия требовала подтверждения. Информацию сообщили главкому РВСН В. Толубко и руководству Генштаба. Требовались срочные меры. В качестве эксперимента пару раз передали по телефону дезинформацию о пусках. Американцы были «на месте». При передаче только шифром самолёты не появлялись. Теперь не оставалось сомнений, что идёт «съём» информации с линии связи. Только вот протяжённость их была весьма солидной.

Теперь большая часть переговоров шла шифрованной связью. Американцы стали появляться значительно реже. Но всё же прекратить пуски было невозможно. Поэтому срочно следовало искать электронного «жучка». Опергруппе Николаева вместе с техническими специалистами предстояло «просканировать» десятки тысяч километров кабеля, не пропуская ни единого метра. Дополнительную сложность представляли радиорелейные вставки, откуда информация могла уйти прямо на спутник. Возможно было и подключение к кабелю, особенно на подводных участках.

С невероятным упорством день за днём шла проверка всего, что вызывало хоть какое-то подозрение рядом с кабелем. Особенно в европейской части страны, где имелись районы, открытые для посещения иностранцев.

Водолазная подготовка / Александр Иванович Матвеев
Водолазная подготовка / Александр Иванович Матвеев

Совсем недавно электронную закладку, замаскированную под обычный пенёк, взяли в Подмосковье, недалеко от части РВСН. По уровню сложности это был прибор, который можно было создать только в высокотехнологичной лаборатории. Соответственно, возрастала вероятность, что иностранные специалисты устанавливали его через доступные для них «подходы» к кабелю. И скорее всего, действовали через американцев в Москве.

Из архива подняли всю информацию на поездки сотрудников посольства по СССР за последние два года. Особенно обращали внимание на тех, на кого имелись подозрения в шпионаже. Сопоставляя маршруты и места прохождения кабеля, выделили места их пересечений. На этих точках и сосредоточили особое внимание по розыскам заложенной аппаратуры. Но ничего не нашли.

Поиски всё больше сдвигались на восток. Всё больше становилось тех, кто думал – прибор проморгали и всё придётся начать сначала. Но оптимисты выступали за последовательность и упорство в продолжении обследования.

Часть устройства съема информации с подводных бронированных кабельных линий
Часть устройства съема информации с подводных бронированных кабельных линий

К сентябрю 1981 года добрались к берегу Охотского моря. Здесь начинался последний непроверенный участок кабеля связи. Погода становилась всё хуже. На помощь «подтянули» гражданские и военные суда, имеющие на борту средства акустического и оптического обнаружения.

20 октября 1981 года с утра появилось очередное погодное «окно», когда можно было работать. Обследовался участок в нейтральных водах у побережья Камчатки. Неожиданно внимание оператора-поисковика привлекли две неясных формы вблизи кабеля. Похожи они были на крупные обрезки труб. С корабля за работой оператора через монитор следил и представитель КГБ по ВМФ капитан 2 ранга Арнольд Иванович Васильев. Оператор манипуляторами обследовал предметы. Все ждали, что скажут спустившиеся вниз водолазы. Они были там час.

Когда первый водолаз наконец показался из воды, он победно взметнул руку! Это было оно – автоматическое разведывательное устройство, которому позднее дадут условное название «Камбала». На глубине 84 м, в 60 км от побережья Камчатки. Устройство соединялось с кабелем отводами, на конце которых были устройства захвата. Они автоматически отстёгивались в случае неожиданного подъёма кабеля.

Николаев Юрий Алексеевич
Николаев Юрий Алексеевич

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Всего подняли: два цилиндра из металла весом порядка 7 т каждый, длиной по 5,5 м при диаметре в 1,2 м. А также два небольших цилиндра по 40 см, весом 15 кг каждый, антенны и ещё несколько сопутствующих предметов. При подъёме люди были в невероятном напряжении. Все помнили, что съём подобной электронной «присадки» в 1974 году на кабеле в ближневосточном регионе обернулся взрывом.

К счастью, американцы оказались слишком уверены в безопасности своей «рыбы», поэтому никаких взрывных «сюрпризов» не оставили. Советский Союз получил сверхсекретную информацию, которая значительно ускорила разработки собственных радиоэлектронных систем подобного типа.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.

Хобби
3,2 млн интересуются