Обширное усадебное место в 50-м квартале на улице Предтеченской, сейчас находящееся по адресу Некрасовская, 49 и Некрасовская, 51 издавна принадлежало старинному и многолюдному роду самарских городских обывателей Мрыкиных.
Из поколения в поколение Мрыкины занимались мелкой торговлей, служили приказчиками в лавках, а так же в полиции на унтер-офицерских должностях. К 1837-му году, когда владелицей значилась мещанка Ульяна Ивановна Мрыкина, здесь появилась деревянная изба и флигель в три комнаты во дворе. После 1858-го года недвижимое имущество перешло наследникам, совместно «перекроившим» избу в просторный одноэтажный дом, достроившим во дворе конюшню, бревенчатый амбар и тесовый погреб и так же совместно проживавшим.
На рубеже веков фамильная усадьба начала делиться, а затем полностью сменила владельцев. 27 марта 1902 года, согласно отношению старшего нотариуса №2305, владелицей участка по нынешнему адресу Некрасовская, 51, стала крестьянка села Александровка Сызранского уезда Самарской губернии Александра Петровна Мещерякова, по адресу Некрасовская, 49 – крестьянин села Чуфарово Самарского уезда Арсений Юрин.
Выходец из основанной при Екатерине помещиком Чуфаровым деревни в Бузулукском бору на берегу реки Танеевки, в Самаре занимался строительными подрядами. Крупным подрядчикам вроде Михаила Челышева или Луки Ясенкова конкуренции не составлял, но в те годы работы хватало всем строителям.
Покупка дворового места Мрыкиных была для Арсения Юрина не первым приобретеним недвижимости – в 1898-м чуфаровский крестьянин стал собственником участка на улице Москательной (сейчас Льва Толстого, 83), где по проекту Александра Щербачева к началу 1902-го года возвел небольшой нарядный "неорусский" особняк .
В марте 1902-го – в аккурат к покупке участка Мрыкиных - строительство дома на Москательной завершилось, и результатом, похоже, владелец остался доволен.
Поскольку от добра добра не ищут, проект нового здания на Предтеченской снова заказал в мастерской Щербачева, и снова в красочном неорусском стиле.
Архитектурное решение отличалось богатой деталировкой и разнообразием приемов фигурной кладки лекального и точеного кирпича. Главный фасад имел асимметричную 5-осевую фронтальную композицию, разделял этажи карнизный пояс в уровне междуэтажного перекрытия. В неглубоком ризалите по левой оси раскрывалась полуциркульная проездная арка во двор, обрамленная широким наличником из нескольких поясов с сухариками, опирающимися на массивные грушевидные полуколонны.
Над аркой расположено окно-трифорий с полуциркульными перемычками под общим коробовым наличником так же с поясом сухариков. По бокам трифорий обрамлен широкими пилястрами с трехчетвертными колоннами. Завершает ризалит широкий фриз с сухариками и квадратными нишами, венчающий карниз с большим выносом и деревянным резным подзором, акцентом и доминантой здания служит высокая фигурная парапетная стенка с кокошниками.
По второй композиционной оси расположен дверной проем парадного входа с арочной перемычкой меньшего радиуса, так же оформленный рельефным наличником с поясом сухариков и массивными грушевидными колоннами. Над парадным входом вывешен балкон с кованым металлическим ограждением, балконный проем и окна второго этажа с полуциркульными перемычками оформлены наличниками-кокошниками и пилястрами с квадратными нишами. Углы так же фланкированы пилястрами, венчает здание широкий раскрепованный фриз с квадратными нишами и карниз из нескольких рядов кирпичных выпусков.
По завершении строительства квартиры в дворовом двухэтажном крыле заняли арендаторы, а в апартаментах с балконом и почти венецианским окном поселился сам владелец
15 ноября 1910-го года владельцем особняка стал «аптекарский помощник» Арон Шеймович Риттенберг. Что же сподвигло успешного подрядчика на продажу? Как известно, в конце 1908-го Арсений Юрин приобрел еще одно усадебное место на той же Предтеченской-Некрасовской, и затеял строительство еще одного доходного дома - теперь уже большого, монументального и напоминавшего размерами и обликом знаменитые челышевские дома. Поскольку средства для ведения солидной стройки требовались немалые , сказочно-узорчатым особнячком, вероятно, пришлось поступиться.
История сложилась так, что дома, оставшиеся в собственности Арсения Юрина, оказались связаны с театром – в особняке на Льва Толстого провел свои молодые годы ведущий актер драматического театра Георгий Шебуев.
В возведенном по проекту Георгия Мошкова огромном доходном доме на Некрасовской снимала квартиру семья будущего театрального художника и живописца Александра Павловича Васильева – отца «историка моды» Александра Васильева.
Дореволюционные обитатели проданного А.Ш. Риттенбергу дома на Некрасовской, 49 в жизни самарской сцены не отметились. При этом заслуживают упоминания нынешние жильцы исторического особнячка.
Когда в 2019-м здание собрались признать аварийным со всеми вытекающими последствиями, именно жители отстояли прекрасную работу Александра Щербачева и даже добились реставрации любимого дома.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете