Найти в Дзене

Обман потребителей и уловки киноделов. Разбираемся, когда зрителя водят за нос (осторожно, лонгрид).

Оглавление

1. Поп-корн, еда и сладкие жидкости

Кинотеатры не любят людей со своей едой - знакомая многим картина. В юридическом смысле такой запрет представляет из себя тяжелый казус. После долгих размышлений юристу приходится признать, что администрация кинотеатра не может запретить человеку пройти в зал со своим печеньем или соком. Диетическое питание или детская вода не продаются в барах мультиплексов. К тому же высокая стоимость "киноперекусов" сама кусается и снижает их популярность, отчего рождаются досмотры на входе с изъятием запрещенной еды. Чаще стены заведений кино украшаюи объявления о запрете владеть определенной собственностью внутри кинозала.

-2

На защиту "съедобной" статьи доходов вставали даже власти.

Министерство культуры подготовило проект постановления правительства «Об утверждении правил оказания услуг по показу фильмов в кинозалах», пишет «Коммерсантъ». Согласно проекту, кинотеатры смогут сами устанавливать запрет на пронос в кинозалы продуктов питания, алкогольных и прохладительных напитков. Введение запрета на пронос своей еды обсуждают уже несколько лет. Его продвигают сами киносети, которые рассчитывают, что это поможет увеличить выручку кинобаров на 10%.

(оригинал процитированной статьи здесь).

Знаем, что при согласовании проекта новых правил показа фильмов на защиту голодных и небогатых клиентов встал Роспотребнадзор, который отказался согласовать ограничительную норму, поскольку неоднократно штрафовал кинотеатры за подобные практики.

Благо, Минкульт не стал изображать капризную даму и норму о запрете проносить еду и напитки из нормативного акта выпилили. Оставили только намеки на то, что в кинотеатрах может быть свой порядок:

Из постановления Правительства РФ от 16.08.2021 N 1338:
Демонстратор фильма локальным актом утверждает правила работы кинозала (кинозалов, если для оказания услуг по показу фильмов используется более одного кинозала), включающие в себя, в частности, правила и условия доступа, нахождения и поведения посетителей в кинотеатре, в том числе в кинозале, а также порядок и условия возврата билетов.

Возможность установить свои порядки - вовсе не синоним вседозволенности. Вот так выглядит объявление нормального кинотеатра:

-3

На этой картинке все запреты обоснованы с т.з. закона или интересов клиентов.

Кстати, сами по себе правила показов фильмов тоже интересные, в них появилось много новинок по инициативе Роспотребнадзора, мы их обязательно разберем в отдельном посте в будущем.

Больше про финансовую подоплеку работы кинотеатров можно прочитать здесь (накрутка на поп-корн, грамотное расписание, посещаемость и заработки, окупаемость, воровство ведерок для поп-корна из мусорки и другие хитрости).

2. Продажные ценности

Другого рода истории, более захватывающие и где-то даже романтичные, могут рассказать старожилы кинобизнеса и любители теорий заговоров. Пресловутый product placement во всей его красе мы описать не сможем, но можем привести несколько свидетельств.

Про́дакт-пле́йсмент  — приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах, имеет реальный коммерческий аналог. Может проявляться в демонстрации непосредственно самого́ рекламируемого продукта, его логотипа, а также упоминания продукта в положительном смысле.

Дымок в кадре

Недавно (уже в нашем столетии) выяснилось, что звезды Голливуда (эпохи конусовидных лифчиков и носков с подтяжками), согласившиеся прикурить в кадре, получали от табачных компаний сотни тысяч долларов по современным меркам. Как показали документы, взятые из архива крупных фильмотек, с самого начала развития киноиндустрии существовало плотное сотрудничество между ними и ведущими табачными производителями. Рекомендуем старенькую, но довольно интересную статью по этому поводу.

-4

Реклама сигарет была запрещена в теле- и радиопередачах в 1971 году, но в кино продолжали (и продолжают) стрелять сигареты и в тех, кто их стрелял. Табачная индустрия в США вообще весьма оригинальна, очень рекомендуем в этой связи книгу Кристофера Бакли "Спасибо, что вы курите" и весьма неплохой одноименный (почти) фильм "Здесь курят".

Также в качестве узнаваемых брендов в кино очень часто (небескорыстно) фигурируют автомобили. В фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина» 1966 года на протяжении почти всего фильма в кадр попадает автомобиль Ford Mustang. В Трансформерах же фигурировал всем известный желтый брутальный красавец Шевроле Бамблбиевич Камаро. В Четвертой части франшизы и вовсе появился китайский GAC MOTOR GA5.

-5

Как пишут СМИ, в некоторых случаях продакт-плейсмент довольно эффективен. Например, спрос на модель солнечных очков Aviator компании Ray-Ban, которую продемонстрировал Том Круз в фильме "Top Gun" ("Лучший стрелок"), чуть больше чем за полгода вырос на 40 процентов.

-6

Спрос на телефоны Nokia 8110 и Nokia 7110 увеличился в разы после выхода "Матрицы".

Российский кинематограф многих поразил своим безудержным продакт-плейсментом в конце 2000-х. К примеру, фильм "Ирония судьбы-2" (2008 год) некоторые зрители вообще назвали одним большим рекламным роликом (немудрено: в фильме удачно "разместились" такие бренды, как "Билайн", Toyota Camry, Nokia, Calve, Nestle, "Золотая бочка", "Аэрофлот", "Русский стандарт", "Тройка диалог" и другие). Кстати Фильм признан самым кассовым в прокате России и СНГ за 2008 год, собрав около 55,6 миллионов долларов при бюджете 5 миллионов долларов.

3. Просмотр рекламы за деньги

Если вас не раздражала практика показа рекламы перед киносеансом, возможно, вы ходили в правильные кинотеатры. А вот у некоторых зрителей с этим не сложилось.

Цитируем живого человека (с сокращениями и цензурными правками, для ЛЛ - реклама шла 28 минут):

Вчера ходил на последнюю часть Звёздных Войн. Заявленное время начала сеанса 11:35. Билеты я купил в 11:40. Чтож заходим... Уже идет реклама... в зале горит свет и я посматриваю на часы. 11:50 наконец-то тушат свет. Вот он долгожданный восьмой эпизод Саги. Но подождите, где начальные титры? Правильно, их нет. Вместо этого запускается трейлер очередного шедевра отечественного кино... 12:00 глаза налиты кровью, **** (задняя нижняя часть спины) полыхает как сопло ракеты перед стартом. Приходят парень с девушкой (знал небось **** (хитрец), что фильм еще не начался)... То кресло, на котором я сидел, уже было раскалено донельзя. 12:03 начинаются знакомые большинству титры в начале фильма. Место действия Москва, тц Океания.

Есть мнение, что на этой рекламе зарабатывают не только кинотеатр, но и прокатчики фильма. Поэтому рекламы так много. У всех дети и инвестиционные планы развития.

Генеральный директор «Оптима кино» Елена Костюкович рассказывает:

в кинотеатрах компании рекламные блоки разные – от 3-х до 30 минут. «Длительность рекламного блока зависит от кинотеатра, жанра фильма, времени суток и прочего».

4. Творческая немощь, пиар и подлоги

Особый вид искусства (обмана, если желаете) - это собрать кассу за счет красивой рекламы (трейлера), который пускает пыль в глаза. Наверняка многие попадались на эту уловку, особенно во времена, когда чебурнет был сделан из чугуна и палок, баз данных с рейтингами не было, про них никто не знал или еще не научились доверять и пользоваться.

Мы не стали ориентироваться на собственный художественный вкус и собрали несколько примеров на просторах интернета.

Перепутали жанр

Трудности перевода, 2003 (источник)

Увидев первый ролик фильма Софии Копполы «Трудности перевода», зрители ни на секунду не усомнились в том, что их ждет довольно легкая комедия с Биллом Мюрреем в главной роли. На экране был показан иностранец, который приехал в Японию и пытается разобраться в культуре этой загадочной страны, постоянно попадая в курьезные ситуации.

На самом деле «Трудности перевода» — это глубокая экзистенциальная мелодрама о пожилом человеке, который сожалеет об упущенных возможностях.

Поторговали лицом

Тайна печати дракона, 2019

В главных ролях Джейcон Флеминг, Чарльз Дэнс, Рутгер Хауер, Анна Чурина, Юрий Колокольников, Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан. Что? Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан снялись у самого Ридли Скотта Олега Степченко? Ага, зачехлите пуговки на лбу. Но медленно. Чан и Арни действительно есть в кадре.

-7

Критик Е.Пекло выразился так:

Драки. Тут главными звёздами стали Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер. Это не просто приглашённые актёры, которым дали три минуты хронометража на двоих, чтобы украсить именами постер, — нет, у них своя сюжетная ветка, взаимоотношения, развитие. И с ними связана куча отличного, изобретательного экшена.

Но зрители не оценили. Фильм провалился.

-8

А теперь немного неочевидного, но интересного. Оказывается, на афише в Голливуде принято указывать имена актеров (в верхней части постера) по степени их значимости и ценности (стоимости). Система так и называется называется топ биллинг (верхняя строчка). Вообще рекомендуем об этом почтитать отдельно (например, здесь). Из приведенной статьи и картинка:

-9
Чтобы получить топ биллинг, актёр должен быть очень популярным, т.е. способным обеспечить фильму громкую премьеру и большие кассовые сборы. Чем хуже или слабее позиции актёра в этом плане, тем ниже или правее будет расположено его имя на киноафише.

По этой же причине происходит путаница на самом постере, когда справа на афише какая-то женщина, а надпись над ней - Ричард Гир. Можно включить машину времени и полистать постеры любимого известного актера: там обязательно будет год, когда он получил топ биллинг и когда был низвергнут дерзкой и более популярной порослью.

Нетрудно догадаться, что в топ биллинге русско-китайского шедевра все по законам жанра

-10

Защитники, 2017

Тут вообще неожиданно. Режиссёр: Сарик Андреасян. Большинство людей ожидаемо захейтили трейлеры этого фильма.

А вот неожиданно глубокий разбор трейлера (ссылка на источник):

Хотите верьте, а хотите нет. Но я уверен, что даже в случай с этим фильмом большинство трейлеров обманывали нас. Трейлеры чаще всего базировались на экшн сценах и объединении главных героев, а также об их противостоянии со злодеями, что намекает на очередной клишированный супергеройский фильм. Однако сам фильм как по мне больше базировался на драме. По сути главных героев собирают и объединяют в самом начале, а экшн сцен в фильме всего три.

Кстати, про оценку зрителей:

-11

Вообще, рекомендуем почитать разборы трейлеров от этого блогера: тут много серьезных примеров, как рекламные ролики фильмов обманывали ожидания киноманов.

5. Подозрительно высокие рейтинги и заработки на прокате ерунды

Семь лет назад пользователи одного развлекательного сайта обратили внимание на публикацию о поддельных голосованиях на популярном сайте про кино. В комментариях было немало историй о тех, кто пошел и проверил свой спящий аккаунт на данном ресурсе. Оказывается голосование шло с аккаунтов, которые активно не использовались их владельцами.

-12

Но был и здоровый скептицизм:

Если вы сумели с трудом набрать сайт кинопоиск, попробуйте, приложите усилия и вбейте в поисковик "накрутка голосов кинопоиск" и найдете несколько сайтов, на которых такие услуги предоставляются.

Но "КиноПоиск" попадал в центр внимания и по другим поводам. Например, статья на Рамблер в 2019 году:

В 2016 году издание «Life» провело расследование и выявило, что на «КиноПоиске» прокатчики фильмов накручивают себе рейтинги в положительную сторону, либо в отрицательную, но уже для своих конкурентов.

Спустя три года проблема честности рейтинга оставалась. "КиноПоиск" раскрыл алгоритм публикации рейтинга фильмов, которые еще идут в прокате - не показывать рейтинг, не портить продажи ранимым российским киноделам.

Многие также помнят публичный конфликт между одним бородатым комиком и "Яндексом" в 2015 году. Плохие рецензии мешали зарабатывать в прокате бездарным (по мнению многих здравомыслящих людей) фильмам. И это, якобы, привело к большим проблемам у "КиноПоиска", который уже принадлежал ИТ-гиганту.

Кстати, в области создания и продажи интеллектуальной собственности потребители практически бесправны. Кому-то нравится В. Пелевин (кажется, он пока не иностранный агент, но на всякий случай будем считать это дисклаймером), а кто-то считает его творчество скучным. Сами по себе результаты творчества не могут оцениваться по качеству, как услуга в том смысле, что вернуть деньги за скучную книгу или бездарный фильм не получится.

6. Инфраструктура второй свежести

Бывает и такое, что вы приходите в кинотеатр, а там грязный экран, плохой звук, низкое качество видео, тусклый проектор, жесткие сиденья или неудобные 3D очки.

Вот типичное обсуждение на городском форуме:

Ппц. ходил на 007 квант в фабрику кино. И опять как в эрдэме нечеткое, размытое изображение в 3 зале. Видно даже по титрам в начале фильма и по рекламе. Кто что скажет по этому поводу?
Ээ... Нечёткое точно только изображение?) Всё остальное вокруг чёткое?...))
Согласен неоднократно наблюдал плохо настроенный фокус в кинотеатрах. Раздражает ужастно, решается так, пинок киномеханику и бинокль в подарок.
Бывает что экран размытый, надо просто не стесняться я пошел до администратора и сказал что картинка **** (неприятная) и все через 1мин все исправили.
На самом деле это трудно решаемая проблема для Киномеханика, каждый раз когда в проектор загружают платтер с новой пленкой его нужно калибровать. Но без помощи человека непосредственно возле экрана или бинокля эту проблему не решить. Киномеханик просто не увидит насколько четкое изображение с такого расстояния, по этому у нас такие проблемы. В Иркутске возле экрана первые 2 минуты показа киноленты стоит администратор с рацией и говорит уровень четкости, изображение там очень четкое видно даже зерна кинопленки.

Еще люди жалуются на мусор, драки, несвежий попкорн, камеры в залах, направленные на места для поцелуев, яркие вывески "выход", шумные компании, пассивность администраторов и охраны, грубость персонала, досмотр сумочек на входах и отказ вернуть деньги.

Кстати официально можно вернуть деньги за сеанс в следующих случаях:

  • если услуга по показу фильма не была оказана и (или) не соблюдены сроки ее предоставления;
  • если произошла замена фильма или перенос сеанса фильма и посетитель отказался от получения услуги по показу фильма в связи с новыми условиями ее предоставления;
  • если демонстраторами фильмов нарушены обязанности, указанные в договоре (билете, в публично размещенных правилах и офертах).

В принципе, претензия по качеству и возврат денег должны происходить в любом случае, если услуга не соответствует обычно предъявляемым требованиям. Например, сломанная спинка стула или неприятный запах в зале, плохое качество картинки или экран с пятном - все это основание выйти с сеанса и попросить вернуть деньги за билет.

7. Бардак с названиями.

Игры с названиями фильмов - самое веселое в нашей подборке уловок. Начиналось все примерно так:

-13

Или так (комментарии по предыдущей ссылке вообще забавные):

ChoseDisapp Заклятье. Дом 32 - malasana 32

Заклятье. Наши дни - the crucifixion

Ну и понятно, что ни та ни та помойка к франшизе Вана отношения не имеет

Еще один случай касается фильма "Видок: Охотник на призраков", который на самом деле назывался - "Император Парижа".

-14
Локализаторы решили сделать "закос" под знаменитый триллер 2001 года - "Видок". Он тоже рассказывал об этом герое, но только новая картина никакое не продолжение прошлого фильма и истории никак не связаны

Бывали и другие случаи. В этой статье подробно описывается история фильмов-близнецов, выходящих на очень схожие темы буквально одновременно или в короткий промежуток времени.

В 1940-м на экранах появился «Линкольн в Иллинойсе» Джона Кромуэлла, где президента сыграл Рэймонд Мэсси, кажется, созданный для этой роли. Фильм провалился — может быть, частично и потому, что за год до этого успешно прошел «Молодой мистер Линкольн» Джона Форда с Генри Фондой.

Мало Линкольнов на квадратный сантиметр вашей сетчатки? Получите-распишитесь.

В один 2012 год с разницей в несколько месяцев на экраны вышли серьезный «Линкольн» Спилберга и веселый и безбашенный «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Бекмамбетова.

В 2012 году также вышло 2 фильма о знаменитой принцессе: «Белоснежка и охотник» и «Блоснежка: месть гномов». В 1995 году выходят два фильма про поросят в главных ролях, а через три года выходят мультфильмы про муравьёв, от двух самых крупных студий. 1997 год подарил драмы «Семь лет в Тибете» и «Кундун», рассказывающие о детских и юношеских годах 14-го далай-ламы. Про собак и людей тоже получилось как-то кучно.

-15

Но если большинство фильмов позволяет отличить название, бывает, что и такую соломинку выдергивают из рук потребителя кинопродукции. Попробуйте отличить друг от друга «День, когда Земля остановилась» (2008) и просто «Когда Земля остановилась» (тоже 2008).

Примеров таких существует множество и зачастую зритель не получает удовольствия от картины, идущей по пятам более известного аналога, а иногда и оба фильма проваливаются в прокате.

8. Креативные уловки: паразиты в кинотеатрах и карнавал с катафалками

Не можем не упомянуть в нашей подборке и довольно интересную статью Трюки старой школы: как и чем зрителей заманивали в кинотеатры. Очень рекомендуем к прочтению из-за ее весьма плотной, насыщенной и захватывающей фактуры. Многие события вам будут наверняка неизвестны. Приведем пару примеров.

О деятельности талантливого режиссера и продюсера Уильяма Касла.

В качестве пробного шара в 1958 году им был выпущен «Мрак» (Macabre, 1958). Этот довольно средний триллер вряд ли мог стать большим откровением, но Касл весьма самоуверенно предложил каждому зрителю застраховать свою жизнь. У входа в кинотеатр дежурили девушки в костюмах медсестер, а зрителям обещали, что в случае смерти от испуга банк Lloyd’s of London гарантирует компенсацию в размере $1,000.
-16

В статье также описывается трюк с моторчиками, которые встраивали в сиденья в кинотеатре и в ответственный момент зрители начинали ощущать в позвоночнике описанные в сюжете симптомы инфицирования фантастическими паразитами.

-17

Как режиссер, Касл впервые также придумал показать пугливым зрителям фильм без призраков, а отважным - с призраками, собрав тех и других в одном зале. Кстати сам режиссер дешевых фильмов (все они выходили в категории "В" - что означает "Выброси") передвигался по стране к очередному кинотеатру в кортеже катафалков. Еще подробнее о всех его фильмах можно прочитать в этой статье.

Уловки, работавшие в те годы сейчас редко используются. Основной вклад в промоушен вносит реклама, громкие имена (см раздел 4 нашего материала), ажиотаж вокруг того, получит, наконец, любимчик публики свой "Оскар", скандалы с запретами фильмов.

9. Кина не будет. Электричество, терпение финансирование кончилось.

Фанатам иногда сложно пережить, что известный сериал не пошел в производство. Есть даже страничка, где собрано описание таких неудачных проектов: либо сериалы не продляли после пилота, либо сняли, но не показали полностью. Особо радует в этом списке телешоу Кукивилль, которое непонятно как вообще появилось на ТВ с девизом "Эти люди не актеры и не комики, и у них нет сценария ... они просто по-настоящему забавные люди". Шоу получило плохие отзывы со стороны телекритиков и было отменено после одного эпизода.

Какие-то сериалы или телепередачи не пошли из-за сексистских шуточек и женоненавистнического настроя, кто-то пытался шутить на тему "пряничные Адольф и Ева пытаются найти общий язык с еврейской семьей, поселившейся неподалеку", кто-то просто терял аудиторию и был неинтересен публике. А вот в шоу столяров (нет, это не Дом-1,2) у одного "папыкарло" была татуировка на лице "88", в которой разборчивые зрители увидели символику неонацистов и сторонников превосходства белой расы, хотя участник утверждал, что это была невинная дань уважения смерти его отца в 1988 году. Сериал пришлось отменить, когда выяснилось, что папа "папыкарло" жив и здоров, а на голове у его сына имеются и другие зарубки символы. В общем, статья люто рекомендуется к прочтению для любителей фейлов.

С сериалами есть и другие случаи, из разряда трагических. Это непродление нового сезона. Оказывается, что довольно известный фильм "Миссия Серентити" (2005) является продолжением ставшего известным в узких кругах первого (и последнего) сезона сериала "Светлячки". Сериал "Карнавал" получил оглушительный старт, но продержался всего два сезона, Вестерн "Дэдвуд" - прожил три сезона, первый сезон «Рима» располагал суммарным бюджетом в 100 млн долларов, но на втором сезоне "Рим" - досрочно пал. Постапокалипсис Иерихон закончился тоже на втором сезоне, а эстеты из NBC позволили каннибау-Ганнибалу (в исполнении Мадса Миккельсена) кушать людей всего три сезона.

-18

Полную подборку уставших сериалов, обманувших ожидания фанатов или просто вовлеченной публики. можно прочитать здесь.

На этом все, любезно приглашаем поругать автора в комментариях, а также подписаться, чтобы делать это регулярно.