1. Поп-корн, еда и сладкие жидкости
Кинотеатры не любят людей со своей едой - знакомая многим картина. В юридическом смысле такой запрет представляет из себя тяжелый казус. После долгих размышлений юристу приходится признать, что администрация кинотеатра не может запретить человеку пройти в зал со своим печеньем или соком. Диетическое питание или детская вода не продаются в барах мультиплексов. К тому же высокая стоимость "киноперекусов" сама кусается и снижает их популярность, отчего рождаются досмотры на входе с изъятием запрещенной еды. Чаще стены заведений кино украшаюи объявления о запрете владеть определенной собственностью внутри кинозала.
На защиту "съедобной" статьи доходов вставали даже власти.
Министерство культуры подготовило проект постановления правительства «Об утверждении правил оказания услуг по показу фильмов в кинозалах», пишет «Коммерсантъ». Согласно проекту, кинотеатры смогут сами устанавливать запрет на пронос в кинозалы продуктов питания, алкогольных и прохладительных напитков. Введение запрета на пронос своей еды обсуждают уже несколько лет. Его продвигают сами киносети, которые рассчитывают, что это поможет увеличить выручку кинобаров на 10%.
(оригинал процитированной статьи здесь).
Знаем, что при согласовании проекта новых правил показа фильмов на защиту голодных и небогатых клиентов встал Роспотребнадзор, который отказался согласовать ограничительную норму, поскольку неоднократно штрафовал кинотеатры за подобные практики.
Благо, Минкульт не стал изображать капризную даму и норму о запрете проносить еду и напитки из нормативного акта выпилили. Оставили только намеки на то, что в кинотеатрах может быть свой порядок:
Из постановления Правительства РФ от 16.08.2021 N 1338:
Демонстратор фильма локальным актом утверждает правила работы кинозала (кинозалов, если для оказания услуг по показу фильмов используется более одного кинозала), включающие в себя, в частности, правила и условия доступа, нахождения и поведения посетителей в кинотеатре, в том числе в кинозале, а также порядок и условия возврата билетов.
Возможность установить свои порядки - вовсе не синоним вседозволенности. Вот так выглядит объявление нормального кинотеатра:
На этой картинке все запреты обоснованы с т.з. закона или интересов клиентов.
Кстати, сами по себе правила показов фильмов тоже интересные, в них появилось много новинок по инициативе Роспотребнадзора, мы их обязательно разберем в отдельном посте в будущем.
Больше про финансовую подоплеку работы кинотеатров можно прочитать здесь (накрутка на поп-корн, грамотное расписание, посещаемость и заработки, окупаемость, воровство ведерок для поп-корна из мусорки и другие хитрости).
2. Продажные ценности
Другого рода истории, более захватывающие и где-то даже романтичные, могут рассказать старожилы кинобизнеса и любители теорий заговоров. Пресловутый product placement во всей его красе мы описать не сможем, но можем привести несколько свидетельств.
Про́дакт-пле́йсмент — приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах, имеет реальный коммерческий аналог. Может проявляться в демонстрации непосредственно самого́ рекламируемого продукта, его логотипа, а также упоминания продукта в положительном смысле.
Дымок в кадре
Недавно (уже в нашем столетии) выяснилось, что звезды Голливуда (эпохи конусовидных лифчиков и носков с подтяжками), согласившиеся прикурить в кадре, получали от табачных компаний сотни тысяч долларов по современным меркам. Как показали документы, взятые из архива крупных фильмотек, с самого начала развития киноиндустрии существовало плотное сотрудничество между ними и ведущими табачными производителями. Рекомендуем старенькую, но довольно интересную статью по этому поводу.
Реклама сигарет была запрещена в теле- и радиопередачах в 1971 году, но в кино продолжали (и продолжают) стрелять сигареты и в тех, кто их стрелял. Табачная индустрия в США вообще весьма оригинальна, очень рекомендуем в этой связи книгу Кристофера Бакли "Спасибо, что вы курите" и весьма неплохой одноименный (почти) фильм "Здесь курят".
Также в качестве узнаваемых брендов в кино очень часто (небескорыстно) фигурируют автомобили. В фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина» 1966 года на протяжении почти всего фильма в кадр попадает автомобиль Ford Mustang. В Трансформерах же фигурировал всем известный желтый брутальный красавец Шевроле Бамблбиевич Камаро. В Четвертой части франшизы и вовсе появился китайский GAC MOTOR GA5.
Как пишут СМИ, в некоторых случаях продакт-плейсмент довольно эффективен. Например, спрос на модель солнечных очков Aviator компании Ray-Ban, которую продемонстрировал Том Круз в фильме "Top Gun" ("Лучший стрелок"), чуть больше чем за полгода вырос на 40 процентов.
Спрос на телефоны Nokia 8110 и Nokia 7110 увеличился в разы после выхода "Матрицы".
Российский кинематограф многих поразил своим безудержным продакт-плейсментом в конце 2000-х. К примеру, фильм "Ирония судьбы-2" (2008 год) некоторые зрители вообще назвали одним большим рекламным роликом (немудрено: в фильме удачно "разместились" такие бренды, как "Билайн", Toyota Camry, Nokia, Calve, Nestle, "Золотая бочка", "Аэрофлот", "Русский стандарт", "Тройка диалог" и другие). Кстати Фильм признан самым кассовым в прокате России и СНГ за 2008 год, собрав около 55,6 миллионов долларов при бюджете 5 миллионов долларов.
3. Просмотр рекламы за деньги
Если вас не раздражала практика показа рекламы перед киносеансом, возможно, вы ходили в правильные кинотеатры. А вот у некоторых зрителей с этим не сложилось.
Цитируем живого человека (с сокращениями и цензурными правками, для ЛЛ - реклама шла 28 минут):
Вчера ходил на последнюю часть Звёздных Войн. Заявленное время начала сеанса 11:35. Билеты я купил в 11:40. Чтож заходим... Уже идет реклама... в зале горит свет и я посматриваю на часы. 11:50 наконец-то тушат свет. Вот он долгожданный восьмой эпизод Саги. Но подождите, где начальные титры? Правильно, их нет. Вместо этого запускается трейлер очередного шедевра отечественного кино... 12:00 глаза налиты кровью, **** (задняя нижняя часть спины) полыхает как сопло ракеты перед стартом. Приходят парень с девушкой (знал небось **** (хитрец), что фильм еще не начался)... То кресло, на котором я сидел, уже было раскалено донельзя. 12:03 начинаются знакомые большинству титры в начале фильма. Место действия Москва, тц Океания.
Есть мнение, что на этой рекламе зарабатывают не только кинотеатр, но и прокатчики фильма. Поэтому рекламы так много. У всех дети и инвестиционные планы развития.
Генеральный директор «Оптима кино» Елена Костюкович рассказывает:
в кинотеатрах компании рекламные блоки разные – от 3-х до 30 минут. «Длительность рекламного блока зависит от кинотеатра, жанра фильма, времени суток и прочего».
4. Творческая немощь, пиар и подлоги
Особый вид искусства (обмана, если желаете) - это собрать кассу за счет красивой рекламы (трейлера), который пускает пыль в глаза. Наверняка многие попадались на эту уловку, особенно во времена, когда чебурнет был сделан из чугуна и палок, баз данных с рейтингами не было, про них никто не знал или еще не научились доверять и пользоваться.
Мы не стали ориентироваться на собственный художественный вкус и собрали несколько примеров на просторах интернета.
Перепутали жанр
Трудности перевода, 2003 (источник)
Увидев первый ролик фильма Софии Копполы «Трудности перевода», зрители ни на секунду не усомнились в том, что их ждет довольно легкая комедия с Биллом Мюрреем в главной роли. На экране был показан иностранец, который приехал в Японию и пытается разобраться в культуре этой загадочной страны, постоянно попадая в курьезные ситуации.
На самом деле «Трудности перевода» — это глубокая экзистенциальная мелодрама о пожилом человеке, который сожалеет об упущенных возможностях.
Поторговали лицом
Тайна печати дракона, 2019
В главных ролях Джейcон Флеминг, Чарльз Дэнс, Рутгер Хауер, Анна Чурина, Юрий Колокольников, Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан. Что? Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан снялись у самого Ридли Скотта Олега Степченко? Ага, зачехлите пуговки на лбу. Но медленно. Чан и Арни действительно есть в кадре.
Критик Е.Пекло выразился так:
Драки. Тут главными звёздами стали Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер. Это не просто приглашённые актёры, которым дали три минуты хронометража на двоих, чтобы украсить именами постер, — нет, у них своя сюжетная ветка, взаимоотношения, развитие. И с ними связана куча отличного, изобретательного экшена.
Но зрители не оценили. Фильм провалился.
А теперь немного неочевидного, но интересного. Оказывается, на афише в Голливуде принято указывать имена актеров (в верхней части постера) по степени их значимости и ценности (стоимости). Система так и называется называется топ биллинг (верхняя строчка). Вообще рекомендуем об этом почтитать отдельно (например, здесь). Из приведенной статьи и картинка:
Чтобы получить топ биллинг, актёр должен быть очень популярным, т.е. способным обеспечить фильму громкую премьеру и большие кассовые сборы. Чем хуже или слабее позиции актёра в этом плане, тем ниже или правее будет расположено его имя на киноафише.
По этой же причине происходит путаница на самом постере, когда справа на афише какая-то женщина, а надпись над ней - Ричард Гир. Можно включить машину времени и полистать постеры любимого известного актера: там обязательно будет год, когда он получил топ биллинг и когда был низвергнут дерзкой и более популярной порослью.
Нетрудно догадаться, что в топ биллинге русско-китайского шедевра все по законам жанра
Защитники, 2017
Тут вообще неожиданно. Режиссёр: Сарик Андреасян. Большинство людей ожидаемо захейтили трейлеры этого фильма.
А вот неожиданно глубокий разбор трейлера (ссылка на источник):
Хотите верьте, а хотите нет. Но я уверен, что даже в случай с этим фильмом большинство трейлеров обманывали нас. Трейлеры чаще всего базировались на экшн сценах и объединении главных героев, а также об их противостоянии со злодеями, что намекает на очередной клишированный супергеройский фильм. Однако сам фильм как по мне больше базировался на драме. По сути главных героев собирают и объединяют в самом начале, а экшн сцен в фильме всего три.
Кстати, про оценку зрителей:
Вообще, рекомендуем почитать разборы трейлеров от этого блогера: тут много серьезных примеров, как рекламные ролики фильмов обманывали ожидания киноманов.
5. Подозрительно высокие рейтинги и заработки на прокате ерунды
Семь лет назад пользователи одного развлекательного сайта обратили внимание на публикацию о поддельных голосованиях на популярном сайте про кино. В комментариях было немало историй о тех, кто пошел и проверил свой спящий аккаунт на данном ресурсе. Оказывается голосование шло с аккаунтов, которые активно не использовались их владельцами.
Но был и здоровый скептицизм:
Если вы сумели с трудом набрать сайт кинопоиск, попробуйте, приложите усилия и вбейте в поисковик "накрутка голосов кинопоиск" и найдете несколько сайтов, на которых такие услуги предоставляются.
Но "КиноПоиск" попадал в центр внимания и по другим поводам. Например, статья на Рамблер в 2019 году:
В 2016 году издание «Life» провело расследование и выявило, что на «КиноПоиске» прокатчики фильмов накручивают себе рейтинги в положительную сторону, либо в отрицательную, но уже для своих конкурентов.
Спустя три года проблема честности рейтинга оставалась. "КиноПоиск" раскрыл алгоритм публикации рейтинга фильмов, которые еще идут в прокате - не показывать рейтинг, не портить продажи ранимым российским киноделам.
Многие также помнят публичный конфликт между одним бородатым комиком и "Яндексом" в 2015 году. Плохие рецензии мешали зарабатывать в прокате бездарным (по мнению многих здравомыслящих людей) фильмам. И это, якобы, привело к большим проблемам у "КиноПоиска", который уже принадлежал ИТ-гиганту.
Кстати, в области создания и продажи интеллектуальной собственности потребители практически бесправны. Кому-то нравится В. Пелевин (кажется, он пока не иностранный агент, но на всякий случай будем считать это дисклаймером), а кто-то считает его творчество скучным. Сами по себе результаты творчества не могут оцениваться по качеству, как услуга в том смысле, что вернуть деньги за скучную книгу или бездарный фильм не получится.
6. Инфраструктура второй свежести
Бывает и такое, что вы приходите в кинотеатр, а там грязный экран, плохой звук, низкое качество видео, тусклый проектор, жесткие сиденья или неудобные 3D очки.
Вот типичное обсуждение на городском форуме:
Ппц. ходил на 007 квант в фабрику кино. И опять как в эрдэме нечеткое, размытое изображение в 3 зале. Видно даже по титрам в начале фильма и по рекламе. Кто что скажет по этому поводу?
Ээ... Нечёткое точно только изображение?) Всё остальное вокруг чёткое?...))
Согласен неоднократно наблюдал плохо настроенный фокус в кинотеатрах. Раздражает ужастно, решается так, пинок киномеханику и бинокль в подарок.
Бывает что экран размытый, надо просто не стесняться я пошел до администратора и сказал что картинка **** (неприятная) и все через 1мин все исправили.
На самом деле это трудно решаемая проблема для Киномеханика, каждый раз когда в проектор загружают платтер с новой пленкой его нужно калибровать. Но без помощи человека непосредственно возле экрана или бинокля эту проблему не решить. Киномеханик просто не увидит насколько четкое изображение с такого расстояния, по этому у нас такие проблемы. В Иркутске возле экрана первые 2 минуты показа киноленты стоит администратор с рацией и говорит уровень четкости, изображение там очень четкое видно даже зерна кинопленки.
Еще люди жалуются на мусор, драки, несвежий попкорн, камеры в залах, направленные на места для поцелуев, яркие вывески "выход", шумные компании, пассивность администраторов и охраны, грубость персонала, досмотр сумочек на входах и отказ вернуть деньги.
Кстати официально можно вернуть деньги за сеанс в следующих случаях:
- если услуга по показу фильма не была оказана и (или) не соблюдены сроки ее предоставления;
- если произошла замена фильма или перенос сеанса фильма и посетитель отказался от получения услуги по показу фильма в связи с новыми условиями ее предоставления;
- если демонстраторами фильмов нарушены обязанности, указанные в договоре (билете, в публично размещенных правилах и офертах).
В принципе, претензия по качеству и возврат денег должны происходить в любом случае, если услуга не соответствует обычно предъявляемым требованиям. Например, сломанная спинка стула или неприятный запах в зале, плохое качество картинки или экран с пятном - все это основание выйти с сеанса и попросить вернуть деньги за билет.
7. Бардак с названиями.
Игры с названиями фильмов - самое веселое в нашей подборке уловок. Начиналось все примерно так:
Или так (комментарии по предыдущей ссылке вообще забавные):
ChoseDisapp Заклятье. Дом 32 - malasana 32
Заклятье. Наши дни - the crucifixion
Ну и понятно, что ни та ни та помойка к франшизе Вана отношения не имеет
Еще один случай касается фильма "Видок: Охотник на призраков", который на самом деле назывался - "Император Парижа".
Локализаторы решили сделать "закос" под знаменитый триллер 2001 года - "Видок". Он тоже рассказывал об этом герое, но только новая картина никакое не продолжение прошлого фильма и истории никак не связаны
Бывали и другие случаи. В этой статье подробно описывается история фильмов-близнецов, выходящих на очень схожие темы буквально одновременно или в короткий промежуток времени.
В 1940-м на экранах появился «Линкольн в Иллинойсе» Джона Кромуэлла, где президента сыграл Рэймонд Мэсси, кажется, созданный для этой роли. Фильм провалился — может быть, частично и потому, что за год до этого успешно прошел «Молодой мистер Линкольн» Джона Форда с Генри Фондой.
Мало Линкольнов на квадратный сантиметр вашей сетчатки? Получите-распишитесь.
В один 2012 год с разницей в несколько месяцев на экраны вышли серьезный «Линкольн» Спилберга и веселый и безбашенный «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Бекмамбетова.
В 2012 году также вышло 2 фильма о знаменитой принцессе: «Белоснежка и охотник» и «Блоснежка: месть гномов». В 1995 году выходят два фильма про поросят в главных ролях, а через три года выходят мультфильмы про муравьёв, от двух самых крупных студий. 1997 год подарил драмы «Семь лет в Тибете» и «Кундун», рассказывающие о детских и юношеских годах 14-го далай-ламы. Про собак и людей тоже получилось как-то кучно.
Но если большинство фильмов позволяет отличить название, бывает, что и такую соломинку выдергивают из рук потребителя кинопродукции. Попробуйте отличить друг от друга «День, когда Земля остановилась» (2008) и просто «Когда Земля остановилась» (тоже 2008).
Примеров таких существует множество и зачастую зритель не получает удовольствия от картины, идущей по пятам более известного аналога, а иногда и оба фильма проваливаются в прокате.
8. Креативные уловки: паразиты в кинотеатрах и карнавал с катафалками
Не можем не упомянуть в нашей подборке и довольно интересную статью Трюки старой школы: как и чем зрителей заманивали в кинотеатры. Очень рекомендуем к прочтению из-за ее весьма плотной, насыщенной и захватывающей фактуры. Многие события вам будут наверняка неизвестны. Приведем пару примеров.
О деятельности талантливого режиссера и продюсера Уильяма Касла.
В качестве пробного шара в 1958 году им был выпущен «Мрак» (Macabre, 1958). Этот довольно средний триллер вряд ли мог стать большим откровением, но Касл весьма самоуверенно предложил каждому зрителю застраховать свою жизнь. У входа в кинотеатр дежурили девушки в костюмах медсестер, а зрителям обещали, что в случае смерти от испуга банк Lloyd’s of London гарантирует компенсацию в размере $1,000.
В статье также описывается трюк с моторчиками, которые встраивали в сиденья в кинотеатре и в ответственный момент зрители начинали ощущать в позвоночнике описанные в сюжете симптомы инфицирования фантастическими паразитами.
Как режиссер, Касл впервые также придумал показать пугливым зрителям фильм без призраков, а отважным - с призраками, собрав тех и других в одном зале. Кстати сам режиссер дешевых фильмов (все они выходили в категории "В" - что означает "Выброси") передвигался по стране к очередному кинотеатру в кортеже катафалков. Еще подробнее о всех его фильмах можно прочитать в этой статье.
Уловки, работавшие в те годы сейчас редко используются. Основной вклад в промоушен вносит реклама, громкие имена (см раздел 4 нашего материала), ажиотаж вокруг того, получит, наконец, любимчик публики свой "Оскар", скандалы с запретами фильмов.
9. Кина не будет. Электричество, терпение финансирование кончилось.
Фанатам иногда сложно пережить, что известный сериал не пошел в производство. Есть даже страничка, где собрано описание таких неудачных проектов: либо сериалы не продляли после пилота, либо сняли, но не показали полностью. Особо радует в этом списке телешоу Кукивилль, которое непонятно как вообще появилось на ТВ с девизом "Эти люди не актеры и не комики, и у них нет сценария ... они просто по-настоящему забавные люди". Шоу получило плохие отзывы со стороны телекритиков и было отменено после одного эпизода.
Какие-то сериалы или телепередачи не пошли из-за сексистских шуточек и женоненавистнического настроя, кто-то пытался шутить на тему "пряничные Адольф и Ева пытаются найти общий язык с еврейской семьей, поселившейся неподалеку", кто-то просто терял аудиторию и был неинтересен публике. А вот в шоу столяров (нет, это не Дом-1,2) у одного "папыкарло" была татуировка на лице "88", в которой разборчивые зрители увидели символику неонацистов и сторонников превосходства белой расы, хотя участник утверждал, что это была невинная дань уважения смерти его отца в 1988 году. Сериал пришлось отменить, когда выяснилось, что папа "папыкарло" жив и здоров, а на голове у его сына имеются и другие зарубки символы. В общем, статья люто рекомендуется к прочтению для любителей фейлов.
С сериалами есть и другие случаи, из разряда трагических. Это непродление нового сезона. Оказывается, что довольно известный фильм "Миссия Серентити" (2005) является продолжением ставшего известным в узких кругах первого (и последнего) сезона сериала "Светлячки". Сериал "Карнавал" получил оглушительный старт, но продержался всего два сезона, Вестерн "Дэдвуд" - прожил три сезона, первый сезон «Рима» располагал суммарным бюджетом в 100 млн долларов, но на втором сезоне "Рим" - досрочно пал. Постапокалипсис Иерихон закончился тоже на втором сезоне, а эстеты из NBC позволили каннибау-Ганнибалу (в исполнении Мадса Миккельсена) кушать людей всего три сезона.
Полную подборку уставших сериалов, обманувших ожидания фанатов или просто вовлеченной публики. можно прочитать здесь.
На этом все, любезно приглашаем поругать автора в комментариях, а также подписаться, чтобы делать это регулярно.