ХРОНИКА ОПЕРАЦИИ "ИСКРА"
Бои 13.01.1943 г.
Итоги первого дня были обнадеживающими для Ленинградского фронта - 67 Армия форсировала Неву, освобождены деревни Марьино и Пильня Мельница. Появилась возможность переправлять тяжелую технику через реку.
Однако, в попытки прорыва в районе 8й ГРЭС и Городка №1 (Невский Пяточек) были безуспешны. Оборона противника стояла прочно, огневые точки подавить не удалось.
Тем временем Волховский фронт продавливал и прощупывал оборону противника с востока. 12 января на направлении главного удара армии ситуация была очень сложной, но был достигнут и крупный успех. Самое значительное продвижение за день имела 256 сд. Её бойцы углубились в немецкую оборону почти на 2 км. А на крайнем северном участке, южнее поселка Липки, советские танки раздавили немецкий опорный пункт «Красный мост».
Немецкие войска оказывали упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны. Для окончательного перелома в ходе сражения советское командование начало вводить в бой вторые эшелоны армий.
Наступила ночь на 13 января
Ночью наши войска закреплялись на отбитых у врага рубежах, эвакуировали раненых, подтягивали артиллерию, подразделения второго эшелона. Под покровом темноты активно действовали разведчики. Было установлено, что противник, стремясь прикрыть Мгу, спешно подбрасывает в район Мустолова, Рабочего поселка № 6 и Синявина подкрепления.
Из воспоминаний В. С. Лаленкова
в 1943 году командир минометной батареи 191-го минометного полка:
(Волховский фронт, район Рабочего Поселка № 8)
"Наступила первая после начала наступления ночь. Еще больше похолодало. С Ладоги тянул пронизывающий ветер, гнал по изрытому торфяному полю бурую поземку. Снаряды и мины рвались с необычным звуком, будто лопались от мороза. Укрытий не было никаких, кроме звездного шатра над головой. Мы с пехотинцами расположились на ночь в воронках, канавах. От холода не спасали даже валенки и шубы. Во временных наших укрытиях стали появляться сперва робкие, а потом заполыхали вовсю жаркие костры. У противника тоже засветились костры.
К нашему костру подошли пехотные разведчики с двумя "языками". Два здоровенных гитлеровца дрожали от холода, лица были осунувшиеся и посиневшие. Рукава и полы шинелей обгорели. Разведчики сказали, что взяли их у костра.
Наша авиация, развесив на парашютах осветительные ракеты, всю ночь наносила бомбовые удары по тылам противника. От интенсивной бомбардировки вражеских позиций земля дрожала даже в нашем расположении."
Утром части двух фронтов продолжили тяжелую работу на занятых рубежах. Через Неву началась наводка дерево-ледовых переправ для танков Т-34 и КВ.
На утро 13го января противник пришел в себя после череды серьезных ударов советских войск и на некоторых участках фронта предпринял ряд контратак. Советские же войска продолжили продавливать и вгрызались во вторую линию обороны.
Самый серьезный удар противника пришелся по правому флангу 5 км плацдарма в районе Марьино, захваченного 12.01. 67 Армией ЛенФронта. Враг намеревался уничтожить советские успехи прошлого дня, скинув ленинградцев обратно в Неву. Для этого подвел свежие войска из резерва. Позиции занимала 268 стрелковая дивизия усиленная противотанковым дивизионом, правда, "противотанковый" было лишь на бумаге...
Немецкий контрудар начался в 11 утра, ровно в то время, когда 268 сд успешно наступала, вклиниваясь в оборону противника в районе городка им. Кирова, её поддерживал 86-й танковый батальон, вооруженный легкими танками. Советские части не ожидали контрудара и стали отходить. 86-й ТБ подвергся губительному огню и был почти полностью уничтожен. Эти танки ничего не могли противопоставить появившимся на поле боя более тяжелым танкам противника, и все были подбиты за очень короткое время.Пехота, оставшись без брони, стала отступать...
Частично противника удалось остановить огнем гаубичной артиллерии, однако, для 268 сд сложилось критическое положение - дивизия стала дезорганизованной и беспорядочно отступала. Немцы были в шаге от отрезания плацдарма, ставился под угрозу весь успех операции «Искра».
На главном участке прорыва на пути немецких танков и пехоты встал противотанковый дивизион 22-летнего капитана Родионова. Так получилось, что советские артиллеристы находились одни, без поддержки пехотинцев. Тем не менее бойцы не отошли и приняли неравный бой.
Сражаясь в одиночестве и меньшинстве артиллеристы спасли положение на плацдарме.
136 сд ЛенФронта в это время продолжала наступление, вклиниваясь в район Рабочего поселка № 5. Ими же была захвачена исправной батарея тяжелых орудий 305-мм. Во время захвата батареи геройски проявил себя боец Молодцов Дмитрий Семёнович, закрывший собой амбразуру немецкого ДЗОТа. Посмертно награжден высшей наградой - Герой Советского Союза. Вплоть до самой ночи 136 сд отбивалась от контратак противника в районе Рабочего поселка № 5. К вечеру
86 сд, штурмующая на левом фланге 67 Армии, Шлиссельбург, была остановлена.
Волховский фронт днем 13.01.43 :
128 сд и 372 сд таранили позиции у Рабочего посёлка № 8. В поддержку была направлена Сталинградская 18 сд. Ей было приказано обходить Рабочий поселок № 8 с юга. К вечеру развивая успех вышла к оз. Глухое (район Рабочего поселка № 5) и нацелилась на прорыв в само поселение, которое представляло из себя крепость.
Герои прошлого дня - 256 сд прорвала оборону немецкой 227 пехотной дивизии. После прорыва она начала продвигаться на запад между Рабочим поселком № 8 и рощей «Круглая». Ей удалось достаточно быстро, сбив заслон противника, выйти к Рабочему поселку № 7 и вечером захватить его. Создалась непосредственная угроза для немцев на Синявинских высотах.
Южнее целых 3 дивизии (2 Ударной Армии) вели бои за рощу "Круглая" - одного из самых укрепленных рубежей немецких войск. Советские части еще не оставляли надежд взять Синявино и пробиваться на Мгу - основному в районе ж/д полотну.
Еще южнее пыталась через р.Черная на Тортолово пробиваться 8 Армия Волховского фронта, но значительных успехов не имела.
Второй день наступления двух фронтов был самым тяжелым, правильней назвать, это был день кризиса всей операции.
ЛенФронт чуть не был сброшен обратно в Неву, а наступление Волховского фронта не принесло ожидаемого крупного успеха и развивалось медленно с пробуксовкой.
ЛИЧНЫЕ МЫСЛИ:
Бить противника на земле куда сложней, чем составлять планы и смотреть на карту или же потом читать эти посты.
Мы хотим, чтобы Вы поняли какого это идти в свинец объятий.
Солдатам на передовой приходилось ползать в снегу по колено в 25 градусный мороз, тратить свои силы на передвижение, на обогрев своего организма, на перемещение орудий, пулеметов и минометов... а это еще вы не находитесь в бою...
При таких условиях какие могут быть планы наступлений? Медленно продвигаются - быстрее не получается. Бойцы бьются с погодными условиями, то с замаскированными укреплениями противника. Враг на тех рубежах за несколько лет так окопался, что вытащить и уничтожить даже огнем мощной артиллерии не смогли. Каждая кочка на пути вашего следования могла стать ДЗОТом... Все приходилось вскрывать самим. Танки вязли в снегу, в торфяниках (мягкий грунт), были уязвимы под ударами замаскированных орудий,а враг часто находился на господствующих высотах. Авиация как могла поддерживала наступающие войска..
В едином порыве пробивались, приближали победу, шли в бой за свободу Ленинграда. У всех была одна задача, и, как мы знаем, она была выполнена.
Дополнительно:
Подумайте о таких преждевременных выражениях "...Ожидаемого крупного успеха...", "...Не имела значительного продвижения..."
О каких таких "успехах" и значительных "продвижениях" можно говорить на второй день крупной операции? Такое имело место быть только при условии бегства противника, обвала фронта и отсутствия подкреплений! А бросил бы противник свои подготовленные позиции? Как бы потом немецкие генералы отчитывались Гитлеру за такой поступок? Вопросов масса.
Поэтому такие громкие и серьезные выражения, что сейчас используются в НАШЕЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ, мы считаем некорректными и преждевременными. Сделано ли это нарочно, чтобы принизить советского солдата или случайно - неизвестно. Данный текст представляет собой компиляцию нескольких исторических заключений по операции "Искра".