В 2021 году в Картинной галерее А.И.Курнакова прошла необычная выставка коллекции вышитых картин из села Ильинское Хотынецкого района Орловской области. На протяжении многих лет жители села по крупицам разыскивали образцы, собирая свою коллекцию, прежде чем представить её зрителям.
"Село Ильинское Хотынецкого района Орловской области издавна славится самотканными вышитыми рушниками, украшенными рукотворным кружевом. Ильинские рушники, наряду с вышивками в технике "орловский спис". входят в музейные собрания России и зарубежья, украшают частные коллекции. Художественный текстиль, бытовавший в крестьянской среде, является актуальной темой не одного поколения исследователей, этот материал уже достаточно изучен, пополняется новыми сведениями и именами и, что очень важно, имеет продолжение и развитие в творчестве современных мастеров и их учеников. Преемственность традиции, её трансляция в будущее обеспечена трехступенчатой системой ообразования, начиная от дополнительного - детских школ изобразительного искусства и ремёсел и заканчивая художественно-промышленной академией.
В контексте народного творчества тема народной вышивки по образцам, имевшимся в продаже и предназначенным для любителей вышивки и профессиональных мастериц, а также заимствованным из печатных изданий, отличается крайней малоизученностью. Усложняет ситуацию тот факт, что произведения подобного рода постепенно уходят из обихода и практики мастериц-вышивальщиц, как своеобразный анахронизм, не имеющий применения ни в современном быту, ни в музейно-экспозиционной деятельности, ввиду не безусловной художественной ценности и "любительского" уровня сюжетов, техники исполнения или презентабельности самих произведений.
Тем не менее, тот же круг мастериц, которыми восхищаются искусствоведы и публика, говоря о народном кружеве или рушниковой вышивке, та же среда, в которой жило и развивалось их творчество, произвели на свет такое явление, как вышивка по образцам с элементами городской культуры. При этом мастерицы использовали традиционные для рушников техники "болгарским" или "простым" крестом.
Как элемент усадебной жизни XIX столетия, вышивание шёлком, шерстью и бисером было неотъемлемой частью бытовой культуры представителей дворянского сословия. Девочки в России, как и в европейских странах, с детства обучались рукоделию. Вышивкой занимались и придворные дамы, и особы императорских семей. В России XIX века мода вышивания развивалась в общеевропейском русле. Выбор сюжетов и мотивов для рукоделия зачастую преполагал использование готовых образцов.
В 2017 году в Музее-усадьбе "Архангельское" была представлена выставка вышивок из бывшей усадьбы князей Голицыных в подмосковном селе Николо-Урюпино. На выставке демонстрировались около 140 рисунков и 95 предметов декоративно-прикладного искусства XIX века из коллекции музея и московских коллекционеров О.В.Григорьевой и К.В.Журомского. Наряду с уникальными образцами декоративных вышивок в экспозиции были представлены схемы для вышивания. Такие рисунки в зарубежной историографии принято называть "Berlin Woolwork Patterns", т.е. "образцы для берлинской вышивки шерстью".
Принято считать, что первые цветные схемы для вышивки были изданы в 1800-х годах издателем А. Филипсоном. Они печатались в технике офорта и раскрашивались вручную акварелью и гуашью. Основным центром производства схем, давшим название всему стилю, стал Берлин с крупнейшим издательством Людвига Вильгельма Виттиха (1809-1869). В других европейских столицах также появились свои типографии, выпускающие подобные схемы - в Вене - издательство Генриха Фридриха Мюллера, в Париже издательство Ж.-С.Сажу.
За основу сюжета для схем "берлинской вышивки" часто брались живописные полотна из художественных салонов европейских столиц или аналоги выбранного сюжета в технике книжной иллюстрации - гравюры и литографии. Выбор сюжета был подвержен веянию моды, за чем пристально следили издатели. Если на ранних образцах часто встречаются эмблемы с символами, герои античных мифов, сцены свидания, то со временем подошла очередь охотничьих сцен, всадниц, диких животных. Увлечение искусством Китая принесло в вышивку стиль "шинуазри", совмещая в нем китайскую стилистику и классический западный декор. Рисунки вышивок запестрели экзотическими птицами - павлинами и попугаями, невиданными цветами в вазонах и венках. Популярностью пользовались национальные типы - девушки в народных костюмах, с музыкальными инструментами, темнокожие служанки с кувшинами, корзинами фруктов. Востребованы были сценки детей с животными.
Стилизация первоначального рисунка приводила к изменению деталей или отказу от них, к упрощению цветовой гаммы или выделению отдельного элемента. Вцелом композиции превращались в декоративные изображения, роль которых была - служить украшением каминных экранов, подушек, ширм, картин, бумажников, кошельков, бальных книжек, подстаканников, сумочек, сонеток и бюваров...
Наборы готовых рисунков распечатывались как по отдельности, так и в виде альбомов, где к цветному изображению прилагалась схема в виде сетки с условными обозначениями цвета и оттенков. Расцвет "берлинской вышивки" наступил в 1830-1870-х годах, а массовое увлечение этим видом рукоделия достигло апогея на рубеже XIX- XX веков, быстро перешагнув границы Западной Европы, дойдя до америки и дальних уголков России, которая была одним из самых крупных импортётов этой печатной продукции.
В России подобные образцы получили название "канвовых узоров", "канвовых рисунков" или "узоров для шитья по канве". С распространением печатных наборов повсеместно появились специализированные магазины, где вместе со схемой для вышивания можно было приобрести комплекты вышивальных ниток, соответствующего цвета и различные приспособления для рукоделия. Благодаря большому выбору не только дорогих, но и приемлемых по цене наборов, вышивка по канве из модного времяпровождения состоятельных дам стала доступным и популярным увлечением рукодельниц среднего достатка. Цветные схемы для вышивания берегли, передавали по наследству,пытаясь отреставрировать вручную подклеивали, подкрашивали утраченные места, а выполняемую вышивку случалось и дополняли на свой вкус более знакомыми мотивами.
Вышивка в технике простого креста или полукреста по канве достаточно легка в исполнении. Рисунок никак не зависел от плотности и цвета ткани. По готовой схеме даже не имеющая навыков рисования мастерица способна была выполнить яркую красочную композицию. Этим объясняется то, что в России "берлинская вышивка" стала быстро вытеснять такие специфические техники, как счётная браная вышивка, роспись, старинный досюльный шов... и, став популярным видом рукоделия, распространялась особенно в городах вплоть до второй половины ХХ века. Всплеск интереса к сюжетам "берлинской вышивки" в послевоенное время, увлечение образами западноевропейской культуры - средневековыми замками, странствующими музыкантами с обезьянками, пасторальными пастушками, экзотическими павлинами и фазанами - можно объяснить проникновением в СССР трофейных немецких образцов ХХ века.
Характерно, что весьма близкие по стилю ильинским вышивки создавались в те же годы, в частности, в Западной Украине и имели, наверняка, довольно широкое распространение в стране-победительнице. В послевоенный период появилось большое количество отечественных типографий и издательств, выпускающих свои схемы для вышивок по канве: "Мосгорпром-печать союз", "Русалка" (Львов), "Литография "Агроплакат" Ленгосполиграфконторы", "Гизлегпром", "Издательство Детской Литературы". типография им. Сталина (типография издательства "Звезда" Минск). Схемы вышивок 1950-60 годов, собранные в альбомы и тетради, издавались тиражом от 5 тыс. до 50 тыс. Многие схемы советского периода представляли собой сильно упрощенный вариант сюжетов "берлинских" схем XIX века. Такие вышивки колоритно дополняли сюжеты и образы советских печатных, в том числе периодических изданий, своеобразно переложенных на язык традиционной вышивки.
Особым мастерством композиционным и колористическим разнообразием и художественной цельностью отличались работы ильинских мастериц Евдокии Сергеевны Зылыгиной, Екатерины Ивановны Нелюдимовой. Стилистически близкие произведения создавали и жительницы соседней с Ильинским деревни Булатово того же Хотынецкого района. Как, например, переехавшая в эту деревню в связи с замужеством уроженка села Кудрявец Калужской области Александра Алексеевна Ивкина (жители Булатово ещё в конце 1950-х годов являлись прихожанами не закрывавшейся церкви этого калужского села).
В ряде представленных на выставке работ заметны попытки вышивальщиц, помимо решения декоративных задач, моделировать форму, передать объем предметов и даже глубину пространства, в чем усматривается влияние реалистической живописи. книжной иллюстрации и фотографии. Большинство же произведений демонстрирует тенденцию к упрощению композиционной схемы, рисунка и колорита вышивок, к вариативности цветовых решений в контексте народных эстетических предпочтений. Условная цветопередача и наивно трактованный рисунок образца порой ставят интерпретаторов в тупик, лишая их произведения тоновой и колористической цельности и привнося ощущение дробности и случайности. Тем не менее, заметно стремление мастериц найти свой. индивидуальный вариант решения композиции, что свидетельствует о результате как об одном из этапов творческого поиска.
Безусловно, вышивка мастериц Орловского Полесья лишь отчасти может быть соотнесена с роскошными произведениями "берлинской вышивки" по образцам. рафинированное рукоделие интеллигенции и дворянства XIX столетия не сопоставимо с бытом советских крестьян. Тем не менее, оригинальная трактовка схематических рисунков и иллюстраций печатных изданий, наряду с использованием мастерицами традиционных для рушников техник "простого" и "болгарского" креста позволяют рассматривать вышивку по образцам как своеобразное направление народного творчества с элементами городской культуры."
Воропаева З.В., Лазарева Т.В. Мастерицы Орловского Полесья: вышивка по образцам. Образование и культурное пространство. №1 2021