В начале 20-го века ученые обнаружили, что как-то много вокруг летает протонов.
– Откуда столько? – задумались ученые.
– Ну вариантов немного: либо Земля излучает, либо из космоса летят.
Обнаружить летящий в пространстве протон, как и многие другие заряженные частицы, можно при помощи ионизационной камеры. Это такой закрытый металлический цилиндр, наполненный инертным газом. Кроме газа в цилиндре есть два электрода под напряжением.
Когда заряженная частица проносится сквозь стенку камеры, она начинает взаимодействовать с молекулами газа и ионизирует их. Получившиеся электроны и ионы направляются каждый к своему электроду и в цепи возникает ток. Регулируя сопротивление, можно принимать сигнал от тех частиц, которые нас интересуют.
Так вот в 1912 г. американский физик австрийского происхождения Виктор Франс Гесс решил, что не глупо было бы прокатить ионизационную камеру на воздушном шаре. Идея была в том, что если заряженные частицы несутся из космоса, то по мере приближения к космосу их интенсивность увеличится.
И действительно, чем дальше ионизационная камера отдалялась от Земли, тем выше была степень ионизации газа, а значит больше этих пришлых из космоса частиц. В 1936 г. Гесс получил за своё открытие Нобелевскую премию.
Раз частицы были из космоса, то и порешили назвать их потоки – космическими. Так появилось понятие о космических лучах. Лучи эти могут быть первичными и вторичными: первичные – это те, которые прилетели к нам из космоса, а вторичные – это те, которые образовались в нашей атмосфере под действием первичных.
Космические лучи, которые посылает нам Солнце, называют солнечным ветром. Если у нас ни с того, ни с сего разболелась голова, можем вовсю обвинять этот солнечный ветер, т.к. именно благодаря ему на Земле появляются магнитные бури. А еще северное сияние.