В современной научной фантастике в последнее время все меньше науки и все больше элементов фэнтези, гораздо более удобных для вольного полета фантазии. Авторы, настроенные чуть более серьезно, используют фантастику для завуалированной критики современной реальности, и тут тоже наука вынуждена топтаться в сторонке.
Но кое-какие скрепы и столпы в сай-фай жанре еще остались. И один из них, безусловно, Лю Цысинь. Он один из тех писателей, которые считают науку достойной не только эффектно появиться в произведении, но и занять в нем ведущую роль.
Самые красивые сказки в истории человечества рассказаны наукой, но эти захватывающие истории заключены в строках холодных уравнений, которые большинство не умеет читать (Лю Цысинь).
Стоит сказать, что Цысинь отлично справляется с ролью ретранслятора этого зачастую скучного и скупого языка науки в массы, он очень хорошо умеет вполне понятным языком объяснять сложные научные проблемы и тезисы, ну по крайней мере, на мой взгляд.
Прежде всего, Цысинь знаком читателям по своей трилогии «Память о прошлом Земли», которую многие его поклонники, особенно в Китае, так и зовут по первому роману «Задача трех тел» (2006).
Только в 2014 году трилогию заметило американское издательство Tor Books и выпустило первую из книг под названием The Three-Body Problem. Ее перевел китайский писатель-фантаст Кен Лю. Русский перевод Ольги Глушковой появился двумя годами позже, при этом произведение переводилось с английского.
В январе 2023 года появился китайский вариант экранизации этого романа в формате сериала. Второй сериал - американский - ожидается в конце марта 2024.
Внезапное появление в нашей жизни инопланетян (ну ведь правда же, оно может никогда не случиться, может произойти через тысячи лет, а может — прямо завтра) станет одним из самых знаковых и революционных событий для дальнейшего развития человечества. Идеалисты увидят в пришельцах добрых и мудрых приятелей с мега-продвинутыми технологиями, которыми они жаждут скорее поделиться с землянами, за этим, собственно, и летели кучу световых лет. А что если нет? Каким тогда станет завтра Земли?
Если вы тоже заморачивались подобными умозрительными размышлениями и еще не читали «Задачу трех тел» - самое время погрузиться в этот удивительный мир ученых, запутавшихся в своих идеалистичных мечтах, и жестоких, заточенных на выживание пришельцев. А если вы не любитель читать — гляньте сериал, хотя по секрету скажу: роман мне все-таки понравился больше. Ну а для любознательных идеальным вариантом станет комбо)
Совсем-совсем вкратце о сюжете
Это такой старый добрый сай-фай из моего детства. Чем-то напоминает Брэдбери или Азимова. Тут не будет монструозных забавных тварей, братски пьющих пиво в межгалактическом баре, не будет оборудованных по последнему слову комфорта космических кораблей, модных скафандров и креокамер. И Вселенную тут не трассируют вдоль и поперек, речь всего лишь о ближайшей к нам звёздной системе Альфа Центавра.
В далекие 70-е китайцам удалось войти в радиоконтакт с представителями внеземной цивилизации. Контакт вышел тайным, к тому же отягощенным криминальным следом. Да и пришельцы оказались вовсе не плюшевыми зайками, а суровыми и целеустремленными выживальщиками, тем более что условия жизни на их родной планете совсем не айс.
Межпланетное общение аукнулось землянам в современности, ибо жители той другой планеты всерьез собрались поменять свой дом на вновь обнаруженный рай. Лететь до Земли им, конечно, не полчаса на космической маршрутке, а раз в сотню-другую поболее, но экспедиция уже в пути. Инопланетные вторженцы - не дураки, они опасаются, что за время их длительного путешествия земные технологии могут значительно усовершенствоваться, поэтому принимают решение хитроумным способом деморализовать и застопорить своего главного противника — земных ученых. Люди в сложившейся ситуации реагируют на прибывающих инопланетных гостей по-разному — для кого-то они полубоги, для кого-то лютые враги. Некоторые готовы на все, чтобы прогнать их подальше, а кое-кто ждет-не дождется этого прилета.
Совсем-совсем вкратце об авторе
Лю Цысинь или, как его любовно называют в Китае, Да Лю ("Большой Лю") родился 23 июня 1963 года. Его ранее детство пришлось на мрачные годы Культурной революци». Родителей отправили на тяжелые работы на шахте, а сам маленький Лю оказался в небольшой бедной деревушке в провинции Хэнань у родственников.
Одним из самых ярких и противоречивых впечатлений детства для Цысиня стал запуск в апреле 1970 года первого китайского космического спутника Dong Fang Hong 1, который он наблюдал с восхищением и тоской одновременно.
В 1988 году Лю окончил Северокитайский университет водного хозяйства и электроэнергетики, а потом тихо-мирно работал инженером-компьютерщиком на электростанции в Янцюане.
Свой первый роман «Китай 2185» писатель завершил в 1989 году. Сейчас он - уже маститая и титулованная фигура среди писателей-фантастов: девятикратный лауреат китайской премии Galaxy Award, обладатель американской премии Nebula (2014), а также первый и единственный азиатский лауреат высшей фантастической награды Hugo Award (2015).
Своими любимыми книгами Цысинь называет романы Артура Кларка, прежде всего, цикл «Космическая одиссея» и первый роман оттуда- «2001», а также антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла. А если выбирать любимцев из серии «посмотреть», то экранизацию все того же Кларка «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Интерстеллар» и «Дюну».
А теперь традиционное время сравнений и спойлеров. Препарируем китайский сериал на фоне романа.
Если совсем коротко: китайский вариант экранизации «Задачи трех тел» - это отличнейшая иллюстрация к роману. Вот прямо как будто листаешь эдакую добротную глянцевую книжку с картинками.
Сериал довольно тягучий и нарративный, не скучный, а скорее обстоятельно-неспешный, он длинный, как в старые добрые времена — аж 30 серий! Сценаристы обращаются с текстом романа крайне бережно. Некоторые сцены почти дословно перекочевали на экран.
Повествование разворачивается не торопясь под лиричные песни и повторяющиеся рефреном максимально трагичные для ученого слова «физики не существует». Даже о поиске пришельцев впервые открыто говорят тут только в 18-й серии.
Что мне понравилось:
- как показывают довольно неоднозначные природные явления, сложные научные исследования и умозрительные задачи, в том числе и необычные\невозможные с точки зрения современной науки, типа реликтового излучения Вселенной на заказ или развертывания элементарной частицы в двумерном измерении.
Наука на экране оживает максимально эффектно. Впрочем, некоторые пассажи романа буквально сами просились на экран, типа вдохновленных Азимовым экспериментов Ван Мяо и пьяненького Дина И с бильярдными шарами. Сценаристам даже не пришлось особо мудрить. Очень наглядные видеоряды нашлись и для гипотез стрелка и фермера, иллюстрирующих границы научного познания. В сериале про это говорится даже больше и чаще, чем у Цысиня.
Еще было очень любопытно, как покажут активную фазу операции «Гучжэн» с применением волшебных нано-нитей - вышло вполне эффектно и кровавенько.
- как показывают VR-игру «Три тела», которую активно осваивает Ван Мяо.
Это как раз то, что просто кричало: «Сделай меня в 3-D») Игра вышла красивой и милой. Необычные природные явления, вереница исторических деятелей самых разных эпох и народов, и, конечно, многомиллионный человеческий компьютер. Создание и работа этого огромного, но четко структурированного «устройства» показаны задорно, максимально наглядно и понятно. Прямо основы информатики для чайников)
- как показывают базу «Красный берег».
Атмосфера стародавней секретной лаборатории в довольно непростую и неоднозначную для Китая эпоху передается очень реалистично и правдоподобно. В нее веришь. А сцена, где пожилая Е посещает оставленную базу, где воскресают картины ее юности, мне чем-то даже напомнила кадры из «Титаника», где в разных уголках затонувшего судна мелькают цветные картинки жизни и былой роскоши. В книге, кстати говоря, от базы остался лишь камень у основания антенны с табличкой-годами ее существования.
Чего мне не хватило:
Однозначно, Трисоляриса. В книге ему уделяется больше внимания. В итоге можно собрать вполне информативное досье на инопланетян — что могут, в чем затрудняются, чем сильны и наоборот, поэтому становятся более понятными и логика захватчиков, и моральные терзания Слушателя с поста 1379.
В романе моменты первого контакта цивилизаций очень клево описаны почти в одинаковых выражениях. Вот Е Вэньцзе сидит и с ненавистью смотрит на экран своего монитора с неизменной волнистой линией, страдая от Вселенского одиночества. А вот уже ее коллега на Трисолярисе преисполнен точно таких же чувств. Вот каждый из них, задыхаясь от волнения, видит, что сигнал послан разумным существом, даром что у землян максимальный уровень узнаваемости пять А, а у обитателей Трисоляриса — Красный 10. Вот они завороженно читают о другой планете, а вот уже тонкие пальцы лежат на пресловутой красной кнопке отправки сигнала, и каждый с трепетом делает свой выбор: совершить хоть один славный поступок и спасти неведомый рай с мягким климатом и необычайно гуманными и от того хрупкими жителями или в идеалистической мечте предать человечество и пригласить на свою планету космозахватчиков.
Во время реализации проекта «Софон» у ученых Трисоляриса в книге были еще и 2 неудачные попытки развернуть протон. Сначала он развернулся в одномерное измерение и предстал в виде супер-длинной тончайшей нити, а потом в трехмерное, в котором объемные фигуры постепенно трансформировались в пристально рассматривающие планету, пугающе похожие на разумную форму жизни глаза. Скорей всего, показать это для сериала чересчур затратно, но вышло бы зрелищно.
Что поменяли \ добавили:
Детективная составляющая в сериале присутствует более основательно. Прогресс расследования в романе катился без особых прорывов почти до самой операции по захвату членов организации «Земля — Трисолярис» (ОЗТ).
Да и старина Да Ши в книге все-таки не настолько обаятелен и крут одновременно.
У романного Ши Цяна нет и такой супер-способной и исполнительной помощницы.
В книге Сюй Бинбин - специалист по компьютерам из Управления информационной безопасности, которую он лишь раз берет с собой на оперативное задание — убийство Шэнь Юйфэй, и девушка там, мягко говоря, чувствует себя не в своей тарелке.
А еще в сериале Да Ши читает научно-популярную энциклопедию «Сто тысяч почему», тома которой в юности с удовольствием изучал сам Цысинь.
Тема самоубийств и трагедия запутанных внеземными протонами ученых в сериале присутствует почти постоянно, повторяясь на разные лады чуть ли не в каждой серии.
Для покончившей собой Ян Дун придумали целую историю, в которой показаны ее душевные колебания, попытки ухватиться за реальный мир и эпизод, который в конечном итоге подвиг девушку на столь отчаянный шаг.
Власти в сериале предпринимают попытку спасти хрупкие жизни деятелей науки — их пытаются спрятать под охраной на специальных тайных квартирах, но, как мы знаем, для проекта «Софон» - это вообще не преграда.
В сериале добавляют намного больше личной жизни Ван Мяо. Причем, в книге у него сын Дуду, а в сериале, видимо, для большей миловидности - дочка, которой он заодно может показать в меру эффектные занимательные физические фокусы типа «запихни яйцо в бутылку».
Ван Мяо в книге сам себе купил VR-костюм и играл в «Три тела» один без всяческих напарников. Шэнь резалась в игрушку сама по себе, а Да Ши и вовсе туда не заходил.
Еще одно небольшое сериальное дополнение: в романе Ван Мяо только рассказывают про 139-ю цивилизацию игрового мира, достигшую эпохи пара, мол, была такая, пока Вы в игру не заходили. В сериале нам ее кратенько, но покажут. Видимо, поэтому это единственная игровая сессия, где не появляется никаких исторических лиц.
Математика Вэй Чэна в сериале из просто супер-ленивого и неприспособленного к жизни, сделали настоящим гениальным безумцем. Особенно в сцене, когда он начинает решать свою бесконечную задачу на саване убитой жены.
Независимая журналистка Му Син, которая становится жертвой организации«Земля — Трисолярис», - сугубо сериальная придумка. Как впрочем, и дочь младшей сестры профессора Е - Чэнь Сюэ, главный киллер ОЗТ. Скорей всего, она выросла из книжной телохранительницы, которая на собрании организации выходит навстречу Да Ши с единственной настоящей ядерной бомбой. В книге, кстати, после взрыва этой самой бомбы у Ши Цяна не обнаруживается никакой такой смертельной лучевой болезни, а так - пустяки - подлечили и забыли. О смертельном диагнозе он узнает уже во второй части, после чего прибегает к позволяющей дождаться открытия эффективных методов лечения технологии гибернации.
В книге появление Е на собрании в роли Командира и духовного лидера организации «Земля — Трисолярис» выглядит все-таки более-менее неожиданно. В сериале все так тщательно предварительно разжевали, что интриги от предстоящей встречи «ноль».
В романе нет визита пожилой Е Вэньцзе на заброшенный «Красный берег» с неожиданным рандеву с Эвансом, а также посещения Шэнь Юйфэй фабрики женьшеня. Тут вообще никто не едет на суровом китайском поезде с подосланными убийцами.
Детство Майка Эванса в книге преподано похоже, но все-таки не столь пафосно. Он не бессмысленно и долго рыдает над погибшими и умирающими животными, а пытается вместе с другими волонтерами отмыть птичек от нефти. И уже потом на место экокатастрофы приходит его отец и дает суровую отповедь про высший приоритет человеческих нужд на этой планете.
Во время операции «Гучжэн» сценаристы решили максимально уменьшить возможные терзания чувствительных зрителей и объявили, что все на «Дне гнева» - исключительно преступники и гадкие гады. И даже выдумали историю про убийство сына полковника Стентона одним из матросов. Если мы все еще капельку их жалеем (все-таки кое-кого там могут разрезать даже и не просто пополам), нам демонстрируют, что на палубе царит жестокость, возведенная в абсолют, где убить могут просто для настроения. В романе такого нет, там даже подчеркивается, что лоцманом и кое-кем из команды придется пожертвовать во имя важной цели.
В книге будет чуть больше и жестче про события Культурной революции. На экране реалии даются все-таки осторожно, без лишней крови и политизированности. То же касается и других эпизодов. На собрании ОЗТв самом начале дискуссии один из ее членов рассказывает историю о том, как отдал почку своего погибшего сына больной девочке из соседней страны. В книге звучат вполне напрашивающиеся затяжно враждующие страны-соседи: Израиль и Палестина, в сериале и эту скользкую тему решили не будоражить. Точно также учение Эванса, согласно которому все виды равноценны, изначально «общевидовой коммунизм» превратили в более нейтральный «видовой эгалитаризм».
В сериале есть своя, пусть и крохотная, сцена после титров и даже маааленькая отсылка к продолжению трилогии — роману «Темный лес»: в 22-й серии, прежде чем отправиться на собрание ОЗТ, Е Вэньцзе встречает на могиле Ян Дун ее бывшего одноклассника - Ло Цзи, который станет одним из главных действующих лиц второй части, там даже и забывчивый муравей-исследователь букв и цифр из пролога по надгробному камню ползает.
Ну и наконец, пару слов о русской озвучке сериала. Я нашла в ней два позитивных момента. Во-первых, более просто и интуитивно понятно названы две главные фракции ОЗТ: вторженцы и избавители. Все-таки адвентисты и редемпционисты звучит довольно-таки заумно. Да и сериальное обращение Владыка мне показалось более подходящим, «Господь» в книге лично мне все-таки резал глаз.
Культурные и исторические реалии в романе и сериале
Экзотического китайского колорита, а также любопытных исторических реалий в «Задаче трех тел» не сказать, чтобы очень много, но некоторые моменты однозначно нуждаются в дополнительных объяснениях и иллюстрациях для более полного восприятия произведения.
Пояснения к играм Ван Мяо
Ван Мяо заходит в виртуальный мир Трех тел и каждый раз попадает в разные эпохи и стилизованные под земные пространства. Некоторые игровые персонажи будут очень хорошо знакомы каждому, но кое-кого знают далеко не все. Для удобства все разъяснения к игре «Три тела» я собрала отдельно.
1-я игра. Только начиная игру, Ван Мяо выбирает себе ник «Хайжэнь», то есть «человек моря». Это такая игра иероглифов, которые в имени ученого могут читаться как «вода».
Он попадает в Эпоху сражающихся царств (475 - 221 гг. до н.э.), где встречает царя Вэня, который идет к тирану-правителю Чжоу. Эти персонажи действительно существовали в истории древнего Китая, правда, в игру вкрался небольшой анахронизм.
Жестокий правитель Чжоу Синь (1105 - 1046 или 1027 гг. до н.э.) - последний представитель династии Шан, которого сверг Вэнь-ван, жил, как мы можем заметить, значительно раньше эпохи, в которую его забросила игра.
Чжоу Вэнь-ван (в переводе с китайского «Царь Просвещённый») по факту и непрямо царь-царь, свой титул он заслужил уже после смерти за мудрость и создание династии Чжоу, которая находилась у власти почти 800 лет и стала самой продолжительной в китайской истории. Кроме всего прочего, период правления этой династии признан Золотым веком китайской философии, породившим такие известные течения как конфуцианство и даосизм.
2-я игра. Во второй раз Ван Мяо появляется снова в Китае, но на этот раз во время правления династии Хань, основанной в 206 году до н.э., и тут тоже возникает временная неразбериха. Мяо беседует с философом Мо-цзы (ок. 470 — ок. 391 до н.э.), известным также своими работами в области механики и геометрии. В современности Мо-цзы известен, прежде всего, как основатель моизма - философского учения, основанного на усовершенствовании общества через знание. Именно в эпоху Хань моизм проиграл в лидерстве конфуцианству, которое было признанно официальной государственной идеологией.
3-я игра. В третьей игре Мяо берет более понятный и известный ник Коперник и перемещается с Востока на Запад. Он попадает в позднее Средневековье. И тут тоже мешанина полнейшая — здесь и Аристотель (384-322 гг. до н.э.), и Леонардо (1452–1519), и Галилей (1564–1642) — в общем, все кого Цысинь наскреб из относительно древних западных светил.
4-я игра. В следующую игровую сессию Мяо возвращается на Восток, но на этот раз прихватывает с собой целую связку европейских ученых. И опять в мире Трех тел смешались все возможные времена.
Ван Мяо попадает в эпоху научно-промышленной революции. При этом, государством управляет гораздо более древний Цинь Шихуанди (259- 210 гг. до н.э.). Он, конечно, фигура крайне любопытная и знаковая. Первый император централизованного китайского государства, положивший конец Эпохе сражающихся царств. Именно он унифицировал систему письма и измерений, выступил инициатором создания Великой Китайской стены и стратегически важного канала Линцюй. Всю жизнь он искал эликсир для вечной жизни и умер как раз-таки от последствий принятия одного из таких намешанных алхимиками БАДов, который содержал изрядное количество ртути.
Шихуанди ассоциируется, прежде всего, с великой армией из глины, но в игре у него есть и не менее колоссальная настоящая,на основе которой делает свой живой компьютер Джон фон Нейман (1903-1957) - венгеро-американский математик и физик, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров.
Там же при дворе пикируются Ньютон (1642-1727) и Лейбниц (1646-1716), возможно, их дуэль - легкое напоминание о знаменитом споре о приоритете открытия дифференциального и интегрального исчисления. До начала ХХ века по этому поводу высказывались полярные точки зрения, сейчас превалирует мнение, что ученые совершили свои открытия независимо друг от друга.
После первого опыта игры в «Три тела» Ван Мяо размышляет о кажущейся сложности и простоте реального мира, сравнивая фотографию пустого неба и грандиозную панораму «По реке в день поминовения усопших», где на свитке длиной в полметра запечатлена повседневная жизнь столицы империи Сун (960-1127), Кайфына, в ее мельчайших проявлениях. В общей сложности на картине можно насчитать 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 зверушкии 170 деревьев.
По древним временам, пожалуй, все. Теперь можно переместиться в менее отделенное прошлое.
Юность Е Вэньцзе приходится на годы Великой пролетарской культурной революции (1966-1976), развернутой Мао Цзэдуном для укрепления своего политического лидерства.
Это было жестокое и страшное время. Культурная и научная деятельность в стране была практически полностью парализована. В книжных продавались только разнообразные версии цитатника Мао. В театрах шли только пьесы, написанные его супругой. Тысячи деятелей культуры и ученых были репрессированы или убиты, многие ведущие умы страны добровольно ушли из жизни, чтобы не видеть творящегося безобразия.
По разным версиям от 10 до 20 миллионов молодых людей с высшим или незаконченным высшим образованием были насильственно отправлены на неквалифицированные работы в отдалённые регионы страны в ходе кампании «деревня окружает города».
Главной боевой силой революции стали хунвэйбины («красные охранники») - толпы полуграмотной агрессивной молодежи. Они громили храмы и монастыри, уничтожали исторически значимые документы и сооружения. Да что там говорить — они даже часть Великой китайской стены умудрились снести. В поисках «доказательств» неблагонадёжности хунвэйбины обыскивали дома, по ходу дела реквизируя найденные деньги и ценности. Модницам они резали косы и крашенные волосы, раздирали чересчур узкие брюки и отламывали высокие каблуки. Прохожим на улицах принудительно читали цитатники Мао. Насилие применялось по поводу и без. Только в Пекине ими были забиты заживо более полутора тысяч человек.
Постепенно революционная молодежь начала выходить из-под какого-либо контроля, движение стало делиться на многочисленные враждующие между собой фракции, кровопролитным столкновением между подобными отрядами и начинается произведение Лю Цысиня. А одной из самых беспощадных междоусобиц Красной охраны стала стодневная война в Университете Цинхуа (1968). В ходе бесчисленного числа потасовок между двумя фракциями хунвэйбинов было убито 18 человек, более 1100 получили ранения.
В романе отца главной героини - физика Е Чжэтая - забили ремнями 4 девочки-хунвэйбинки. Спустя годы Е Вэньцзе встречается с тремя оставшимися в живых бывшими революционерками и видит крайне удручающую и безрадостную картину. Они стоят перед ней опустившиеся, не нашедшие применения в жизни, как обломки неудачного поворота колеса истории. Но в них нет раскаяния, только озлобленность и пустота. Одна из этих женщин с горечью вспоминает фильм «Клен» (1980). Именно эта картина подвел окончательную черту и дала историческую оценку культурной революции в массовом сознании.
В основе сюжета «Клена»история любви двух студентов-хунвэйбинов. Их организация раскололась на фракции «Красное знамя»и «Цзинганшань». Он стал начальником оперативного отдела штаба «Красного знамени», она - диктором радиоузла «Цзинганшани». Фракция «Красное знамя» разгромила «Цзинганшань», и девушка покончила с собой. После этой потери юноша разочаровался в революционной борьбе и попытался из нее выйти, но спустя два года, когда победу одержала уже фракция «Цзинганшань» был расстрелян как контрреволюционер. Такая вот беспросветно-грустная, жестокая и бессмысленная история.
Юная Е Вэньцзе, работая на лесоповале в Производственно-строительном корпусе, читает книгу «Безмолвная весна» (1962) Рэйчел Карсон. Это действительно настоящий экологический бестселлер того времени. А сама Рэйчел стоит у истоков современного движения в защиту окружающей среды. Будучи морским биологом по образованию и талантливым писателем-публицистом по призванию, она, несмотря на активное противодействие американских промышленных гигантов, смогла привлечь внимание широкой общественности к проблеме воздействия различных химикатов на человека и животных.
Майка Эванса, высаживающего свой лес для спасения северо-западной бурой ласточки, китайцы называют Бетюном.
Е неспроста уточняет у крестьянина: «Он лечит вас?». Канадский хирург, новатор в методах организации помощи раненым на поле боя Норман Бетюн, будучи убежденным коммунистом, сражался на стороне китайцев в войне против японских захватчиков. Он стал одним из самых почитаемых иностранцев в Китае, национальным героем, положившим начало новой медицине. Он без устали лечил больных и раненых, обучал персонал, помогал организовывать эффективную систему медпомощи, работая почти без отдыха. Его даже прозвали «человеком, не умеющим спать». Умер от заражения крови, полученного при порезе во время одной из операций.
И наконец, перенесемся к Панамскому каналу.
Операцию по захвату находящихся на борту «Судного дня» посланий с Трисоляриса поэтично называют «Гучжэн» в честь традиционного китайского щипкового музыкального инструмента. Для игры на нем используется от 21 до 25 струн - традиционно шелковых, сейчас — обычно металлических.
В декабре 1989 — январе 1990 года США вторглись в Панаму на фоне разыгравшегося в стране политического кризиса в рамках операции «Правое дело», которую аргументировали исключительно стремлением восстановить демократию и защитить проживающих в Панаме американских граждан. Операция вышла довольно молниеносной и успешной, но один из ее финальных эпизодов заслуживает особого внимания, его-то и упоминает полковник Стентон в беседе с Ван Мяо.
Негласный лидер страны Мануэль Норьега, обвиняемый в целом ряде политических, финансовых и уголовных прегрешений, спрятался от американских военных в посольстве Ватикана. Чтобы его выкурить оттуда солдаты устроили настоящий трехдневный рок-марафон оглушительной громкости, одной из самых популярных песен в нем стала композиция группы Martha the Reeves and the Vandellas с говорящим названием No where to run. 3 января 1990 года Норьега не выдержал и сдался. В 1992 году американский суд приговорил политика к 30 годам лишения свободы за торговлю наркотиками и вымогательство. К этому приговору позднее добавились сроки от французского и панамского судов.
Научные факты, задачи и гипотезы в романе и сериале
В «Задаче трех тел» научных и околонаучных задач, теорий и реалий действительно много. Коснусь только самых основных.
Одной из самых важных задач избавителей является поиск решения задачи трех тел - одной из хорошо известных задач небесной механики, над решением которой бились ученые, начиная с XVI века.
На данный момент можно сказать, что аналитическое решение этой задачи существует, но в виде бесконечного медленно сходящегося ряда. Конкретные аналитические решения тоже можно найти, но только при определенных начальных условиях, например, если тела расположены в вершинах равностороннего треугольника. Сейчас известно более тысячи частных решений этой задачи, хотя на самом деле их бесконечно много. Но даже малейшее отклонение от исходных условий быстро выводит систему из сферы предсказуемого поведения. Динамика трех тел неустойчива по самой своей сути. Гарантированно предсказать судьбу жителей Трисоляриса хотя бы на поколение (а ведь именно этого добиваются избавители), невозможно.
В романе Трисолярис тысячелетиями находится в непредсказуемой звездной системе, раз за разом погружающейся в состояние динамического хаоса. Однако на самом деле подобных систем, по крайней мере, на данном этапе изучения законов Вселенной, не существует. И Альфа Центавра - хоть и система тройная, но иерархическая и стабильная. Доминируют в ней звезды А и В, а третья звезда — Проксима Центавра - расположена на удалении в 0,2 светового года.
У каждой из этих звезд возможны планеты на стабильных орбитах. У Проксимы точно есть одна и, вероятно, еще две. У звезды A - неподтвержденная планета-гигант на орбите, близкой к земной. Если у этой планеты есть крупный спутник, на нем возможна жизнь, поскольку орбита лежит в зоне обитаемости.
Динамический хаос, мучающий мир трисолярианцев, может быть присущ лишь молодым звездным системам и то недолго, постепенно одно из тел выкидывается из гравитационно связанной системы, чтобы та смогла обрести устойчивость.
В сериале Е Вэньцзе и Мяо при одной из встреч обсуждают вероятность существования во Вселенной инопланетного разума и вспоминают парадокс Ферми. В книге этого пассажа нет. Вкратце этот парадокс можно сформулировать так:
С одной стороны, выдвигаются многочисленные и хорошо обоснованные аргументы за то, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны.
Однако современной формулировки парадокса сам Ферми никогда не давал. Как мы знаем, Энрико Ферми специализировался в первую очередь в области ядерной физики, и вопросы возможности существования инопланетных цивилизаций для него были, скорее, размышлениями досужими, потому рассуждал он об этом за обедом. Конечно, народ за столом собрался не абы какой - Эмиль Конопинский, Эдвард Теллер, Герберт Йорк. Речь зашла о популярных в то время рассказах «очевидцев», наблюдавших НЛО. И вот во время шутливого научного обсуждения, могут ли материальные объекты перемещаться быстрее скорости света, Ферми внезапно воскликнул: «А где же тогда все?». Приятели-ученые, будучи людьми умными и сообразительными, все сразу поняли и дружно заржали.
Позднее Ферми все-таки докрутил этот каламбур до более развернутого высказывания, причем, пришел к выводу, что по идее визит инопланетян на Землю уже давно должен был случиться и даже не один. В связи с этим ученый выдвинул три возможных объяснения: «либо межзвёздные перелёты невозможны, либо они не стоят затраченных усилий, либо технологически развитые цивилизации долго не живут». Но в целом получается, что сам Ферми эту тему в качестве парадоксальной для себя не рассматривал. Чуть позже американский астроном Роберт Х. Грэй написал целую работу, где подробно доказал, что Ферми парадокс имени себя не формулировал.
Обсуждают профессор Е и Ван Мяо и шкалу Кардашёва, определяющую технологическое развитие той или иной цивилизации по количеству энергии, которое она может использовать для своих нужд.
Эта теория была предложена советским радиоастрономом Николаем Кардашёвым в 1964 году в работе «Передача информации внеземными цивилизациями». Он выделил три типа. Цивилизация I типа использует все доступные энергетические ресурсы, имеющиеся на родной планете; цивилизация II типа использует всю энергию своей звезды; III типа — своей галактики.
Человеческая цивилизация в настоящее время ещё не достигла даже типа I. Мы потребляем примерно 0,17% от своего энергетического потенциала.
У Кардашева нашлись последователи и добавили еще 4 типа. 0 — специально для Земли-матушки, т. е. для цивилизаций, которые используют энергетический потенциал своей планеты не полностью.
А также три совершенно фантастических: IV- цивилизации, использующие энергию всей Вселенной, V - способные использовать энергию нескольких Вселенных, и почти божественный VI – цивилизации которого существуют вне времени и пространства и способны с легкостью создавать и разрушать вселенные и мультивселенные, прям как Перчатка Бесконечности.
Все это, естественно, максимально гипотетически, слегка спекулятивно, но, безусловно, эффектно.
На базе «Красный берег» вспоминают более ранний — американский — проект по поиску внеземного разума (SETI) с помощью межзвездных радиоволн — Ozma. Этот эксперимент был начат в 1960 году астрономом Фрэнком Дрейком в Национальной радиоастрономической обсерватории Грин Бэнк в Западной Вирджинии. Программа была названа в честь принцессы Озмы, правительницы вымышленной страны Оз. Ученые стремились получить сигналы от планет Тау Кита и Эпсилон Эридана, находящихся на расстоянии от Земли 12 и 10,5 световых лет соответственно. За четыре месяца наблюдений зафиксировать какие-либо инопланетные сообщения исследователям не удалось. Предпринятый в той же обсерватории в 1973-1976 годах эксперимент Ozma II тоже не принес результатов.
По теории Е Вэньцзе, Солнце способно выступить в роли супер-антенны и усилить принятый им радиосигнал, достаточно волнам преодолеть определенное пороговое значение. При этом, она высказывает идею о фазовом разделе внутри Солнца — наличии резкой границы — некоей мембраны - с падением энергии рентгеновских фотонов. Подобные фазовые границы действительно встречаются в межзвездной среде. Да и на самом Солнце тоже есть схожая граница, но не внутри, а в короне: там происходит резкий скачок температуры, правда, она наоборот повышается. Радиолокация Солнца возможна, но на длинах волн больше метра, которые отражает эта самая солнечная корона. Короткие же волны «гибнут» намного раньше этой границы. Так что мысль о том, что радиоволны каким-либо способом проникли внутрь ядра, там усилились и долетели до других миров - очень и очень маловероятно возможное допущение.
А вот проект «Софон» с его навороченными протонами-суперкомпьютерами максимально близок к чистому вымыслу. Здесь много наукообразного антуража и совсем нет никакой научной подоплеки. Помимо отсутствия каких-либо технологий разворачивания элементарных частиц в разных измерениях, эффект квантовой запутанности, которым Цысинь объясняет мгновенную синхронизацию софонов между собой сквозь космическое пространство длиной в 4 световых года, работает не совсем так. В состоянии запутанности может мгновенно передаваться лишь состояние одной частицы к другой, даже если они находятся на расстоянии. Да и расстояния эти пока довольно ограничены. В июне 2017 года китайцам при помощи квантового спутника связи удалось передать информацию на расстояние в 1200 километров и пока это максимум.
Вариант экранизации «Задачи трех тел» от Netflix
С некоторыми опасениями жду западный вариант «Задачи трех тел», боюсь, он будет только условно похож на книгу. Все действие романа создатели впихнули в один сезон из 8 серий. В касте почти нет китайцев, да и из знакомых персонажей я нашла далеко не всех. Хорошо хоть Е Вэньцзе и Ши Цяна оставили) Ну и Эванса — сериалу же нужен главный злодей.
Впрочем, по крайней мере по словам шоу-раннеров, Лю дал им благословение адаптировать роман по собственному усмотрению.
Что еще посмотреть по Цысиню: фантастический фильм-катастрофу «Блуждающая Земля» (2019). Кино ушло довольно далеко от повести, но общий дух старой доброй космической фантастики остался. Смотрится зрелищно и с интересом.
Что еще почитать у Цысиня:
Естественно, продолжения трилогии: «Тёмный лес» (2008) и «Вечная жизнь Смерти» (2010).
Тем, кому приглянулся жених Ян Дун профессор Дин И, можно прочитать еще один роман с его участием - «Шаровая молния», по нему, кстати, китайцы в этом году тоже планируют сделать тв-сериал.
Мне показалась любопытной и новая книга Цысиня «О муравьях и динозаврах. Песня кита» - роман и в качестве бонуса рассказ. По поводу рассказа ничего сказать пока не могу, а вот роман о дружелюбно сосуществующих обитателях Мелового периода при беглом просматривании вполне интригующий.