Найти в Дзене
Школа Вокала.

5 способов научиться контролировать дыхание во время пения. Теория и практика.

Есть разница в понятиях между контролем дыхания и опорой, поддержкой дыхания.

Эти термины не синонимы и физиологически они совершенно разные.

Контроль дыхания — это количество воздуха, которое пропускает голосовая щель. У вас есть контроль дыхания во время пения, если вы можете осознанно начинать звук, осознанно вести звук и осознанно заканчивать звук.

Давайте проверим ,есть ли у вас контроль дыхания во время пения.

Известно, что звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

Началом звукообразования является атака звука и она разная. Связки пропускают разное количество воздуха. Таким образом, когда вы контролируете начало звука, вы контролируете подаваемый воздух и его количество.

Количество воздуха становиться все больше от твердой до воздушной атаки:

твёрдая

мягкая

придыхательная

воздушная.

1.Фокус на количество воздуха в начале пения.

Практика: на упражнении ощутите какое количество воздуха у вас получается на какой атаке звука. Меняйте количество воздуха аккуратно, пока не получите качественный звук. Так обретете контроль дыхания-количество воздуха, которое пропускает голосовые складки во время смыкания.

https://shareslide.ru/biologiya/prezentatsiya-po-biologii-na-temu-dyhatelnaya-6
https://shareslide.ru/biologiya/prezentatsiya-po-biologii-na-temu-dyhatelnaya-6

2. Контроль дыхания в конце пения.

В начале надо взять столько воздуха, чтобы в конце его почти не осталось и сбросить остаток. Выдох и сброс-это разный процесс. Подробнее в статье:

Сложность этого в том, что при этом состояние вдоха сохраняется, т.е. ребра расширены .как при вдохе. Когда происходит сброс остатков воздуха. дыхание цепное и непрерывное на одной линии, но в тоже время на этой же линии оно прерывается незаметными сбросами.

Многие ученики, которые приходят ко мне от других педагогов, не понимают этот процесс, поэтому не контролируют свое дыхание в процессе пения.

Это не просто и постепенно вы постигнете что это такое, если будете пытаться ощутить внутри себя сопротивление выдыхаемому потоку воздуха.

В этой статье читайте про этот процесс подробнее:

Контроль дыхания во время пения. Ощущение сопротивления выдыхаемому потоку воздуха и ощущение пения на вдохе.

2. Фокус количества воздуха в конце пения.

Практика: на упражнении ощутите какое количество воздуха у вас получается в конце и сбросьте остатки. Сохраняйте состояние вдоха. Ощутите разницу между выдохом и сбросом на выдохе.

Самое простое упражнение , чтобы ощутить, что с вашим воздухом в конце: поем 4 коротких 2 средних и 1 длинное "Ю".

Для понимания процесса этого достаточно.

Но, вообще, в конце могут быть технически-разные окончания звука и это , как минимум "20 вариантов окончание звука, которые сделают вашу песню очень выразительной".

Цитата из статьи:

"На обычной технической распевке на гласные или на слоги, где есть согласные, нужно умение замкнуть:

  • четко любую хорошо-озвученную согласную(особенно глухую).
  • гласную не расплывчато и как попало, а четко артикуляционно и ровно.

В песне на слове с окончанием на согласную нужно умение закончить замкнув:

  • согласную артикуляционно на твердом смыкании, на мягком, с воздухом( количество возможно разное)
  • согласную с воздухом(на "х"),т.е. со сбросом
  • с разным штрихом и с акцентом
  • с разным приемом пения( со скрипом, всхлипом, стоном и т.п.)
  • нужно умение закончить замкнув интонационно вверх, если вопрос, восклицание, повелительное наклонение, интонационно вниз, если ответ или утверждение и т.д.

В песне на слове с окончанием на гласную:

  • эмоционально по смыслу в песне
  • технически на приеме пения
  • технически на штрихе
  • технически на украшении (вибрато, мелизм)"

Итак .

Вы осознали контроль дыхания в начале и в конце?

Теперь между началом и концом осознаем.

Что там происходит?

Там штрихи и приемы пения, ГДЕ ВЫ ПО -РАЗНОМУ РАСХОДУЕТЕ ВОЗДУХ.

Здесь контроль дыхания не менее важен.

3.Фокус на количество воздуха на разных штрихах.

Распевка на 6 основных штрихов при звуковедении.

В статье теория про штрихи в пении.

Двигаемся дальше.

Приемы пения.

ИХ МНОГО И НА КАЖДОМ ТОЖЕ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОЗДУХА.

На самых основных:

1. субтон, фальцет -много воздуха.

2. Тванг, бэлтинг -мало воздуха.

4. Фокус на контроле дыхания на разных приемах пения.

Практика: ощущаем количество воздуха на разных приемах.

Контроль дыхания на разной динамике.

Между началом и концом есть штрихи, приемы пения и динамическое развитие.

Научиться расходовать воздух на разной динамике, значит научиться контролировать дыхание на разной громкости и плотности звука, на усилении и затухании, как минимум.

Статьи по теме динамики звука:

Динамические оттенки
Динамические оттенки

На всех динамических оттенках идет разный расход воздуха и они постоянно меняются.

Распевка на динамику. Тренировка смены громкости и ее постепенного усиления и уменьшения.

5.Фокус на контроле дыхания на разной динамике.

Практика: ощутить разное количество расходуемого воздуха на разной динамике.

Распевка на динамику по трезвучию. Поём плавно, то усиливая ,то ослабляя силу звучания.

Мы рассмотрели 5 способов ,чтобы научиться контролировать дыхание во время пения:

1.Фокус на количество воздуха в начале пения.

2. Фокус количества воздуха в конце пения.

3.Фокус на количество воздуха на разных штрихах.

4. Фокус на контроле дыхания на разных приемах пения.

5.Фокус на контроле дыхания на разной динамике.

педагог по вокалу Ирина Державцева
педагог по вокалу Ирина Державцева

Пение
3339 интересуются