Есть разница в понятиях между контролем дыхания и опорой, поддержкой дыхания.
Эти термины не синонимы и физиологически они совершенно разные.
Контроль дыхания — это количество воздуха, которое пропускает голосовая щель. У вас есть контроль дыхания во время пения, если вы можете осознанно начинать звук, осознанно вести звук и осознанно заканчивать звук.
Давайте проверим ,есть ли у вас контроль дыхания во время пения.
Известно, что звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.
Началом звукообразования является атака звука и она разная. Связки пропускают разное количество воздуха. Таким образом, когда вы контролируете начало звука, вы контролируете подаваемый воздух и его количество.
Количество воздуха становиться все больше от твердой до воздушной атаки:
твёрдая
мягкая
придыхательная
воздушная.
1.Фокус на количество воздуха в начале пения.
Практика: на упражнении ощутите какое количество воздуха у вас получается на какой атаке звука. Меняйте количество воздуха аккуратно, пока не получите качественный звук. Так обретете контроль дыхания-количество воздуха, которое пропускает голосовые складки во время смыкания.
2. Контроль дыхания в конце пения.
В начале надо взять столько воздуха, чтобы в конце его почти не осталось и сбросить остаток. Выдох и сброс-это разный процесс. Подробнее в статье:
Сложность этого в том, что при этом состояние вдоха сохраняется, т.е. ребра расширены .как при вдохе. Когда происходит сброс остатков воздуха. дыхание цепное и непрерывное на одной линии, но в тоже время на этой же линии оно прерывается незаметными сбросами.
Многие ученики, которые приходят ко мне от других педагогов, не понимают этот процесс, поэтому не контролируют свое дыхание в процессе пения.
Это не просто и постепенно вы постигнете что это такое, если будете пытаться ощутить внутри себя сопротивление выдыхаемому потоку воздуха.
В этой статье читайте про этот процесс подробнее:
2. Фокус количества воздуха в конце пения.
Практика: на упражнении ощутите какое количество воздуха у вас получается в конце и сбросьте остатки. Сохраняйте состояние вдоха. Ощутите разницу между выдохом и сбросом на выдохе.
Самое простое упражнение , чтобы ощутить, что с вашим воздухом в конце: поем 4 коротких 2 средних и 1 длинное "Ю".
Для понимания процесса этого достаточно.
Но, вообще, в конце могут быть технически-разные окончания звука и это , как минимум "20 вариантов окончание звука, которые сделают вашу песню очень выразительной".
Цитата из статьи:
"На обычной технической распевке на гласные или на слоги, где есть согласные, нужно умение замкнуть:
- четко любую хорошо-озвученную согласную(особенно глухую).
- гласную не расплывчато и как попало, а четко артикуляционно и ровно.
В песне на слове с окончанием на согласную нужно умение закончить замкнув:
- согласную артикуляционно на твердом смыкании, на мягком, с воздухом( количество возможно разное)
- с разным штрихом и с акцентом
- с разным приемом пения( со скрипом, всхлипом, стоном и т.п.)
- нужно умение закончить замкнув интонационно вверх, если вопрос, восклицание, повелительное наклонение, интонационно вниз, если ответ или утверждение и т.д.
В песне на слове с окончанием на гласную:
- эмоционально по смыслу в песне
- технически на приеме пения
- технически на штрихе
- технически на украшении (вибрато, мелизм)"
Итак .
Вы осознали контроль дыхания в начале и в конце?
Теперь между началом и концом осознаем.
Что там происходит?
Там штрихи и приемы пения, ГДЕ ВЫ ПО -РАЗНОМУ РАСХОДУЕТЕ ВОЗДУХ.
Здесь контроль дыхания не менее важен.
3.Фокус на количество воздуха на разных штрихах.
Распевка на 6 основных штрихов при звуковедении.
В статье теория про штрихи в пении.
Двигаемся дальше.
Приемы пения.
ИХ МНОГО И НА КАЖДОМ ТОЖЕ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОЗДУХА.
На самых основных:
1. субтон, фальцет -много воздуха.
2. Тванг, бэлтинг -мало воздуха.
4. Фокус на контроле дыхания на разных приемах пения.
Практика: ощущаем количество воздуха на разных приемах.
Контроль дыхания на разной динамике.
Между началом и концом есть штрихи, приемы пения и динамическое развитие.
Научиться расходовать воздух на разной динамике, значит научиться контролировать дыхание на разной громкости и плотности звука, на усилении и затухании, как минимум.
Статьи по теме динамики звука:
На всех динамических оттенках идет разный расход воздуха и они постоянно меняются.
Распевка на динамику. Тренировка смены громкости и ее постепенного усиления и уменьшения.
5.Фокус на контроле дыхания на разной динамике.
Практика: ощутить разное количество расходуемого воздуха на разной динамике.
Распевка на динамику по трезвучию. Поём плавно, то усиливая ,то ослабляя силу звучания.
Мы рассмотрели 5 способов ,чтобы научиться контролировать дыхание во время пения:
1.Фокус на количество воздуха в начале пения.
2. Фокус количества воздуха в конце пения.
3.Фокус на количество воздуха на разных штрихах.
4. Фокус на контроле дыхания на разных приемах пения.
5.Фокус на контроле дыхания на разной динамике.