Найти тему
Школа Вокала.

Динамический диапазон — максимальная разница в силе голоса между форте и пиано. 2 шага к увеличению динамического диапазона.

Настолько велика ваша палитра красок от самого тихого до самого громкого звука?

У начинающих певцов динамический диапазон очень узок. Градация звука минимальна и все звучит примерно одинаково по громкости и плотности. Причем, человек старается,делая звук то громким, то средним, то тихим, а звучит все примерно одинаково.

Когда начинает все меняться?

Когда вы делаете все гласные и согласные ровными.

Выравнивание дает устойчивость и, как это ни удивительно,силу голосу.

Ровности вокальных гласных в вокальной педагогике придается исключительно большое значение. Неровные гласные ценители пения именуют «пестрыми» и единодушно считают признаком плохой вокальной техники.
У певца с хорошей вокальной техникой все гласные звучат одинаково сильно и полноценно. У неквалифицированного—имеются «хорошие» гласные, на которых голос более или менее звучит, и «плохие», на которых звучание не удается: звук получается слишком «узкий» или «глубокий»

Это цитата из книги Морозова Тайны вокальной речи, где все подтверждено измерениями голоса на приборах,т е.научно.

«Как неприятны пестрые голоса, — писал К. С. Станиславский, — в которых звук А вылетает из живота, звук Е из голосовой щели, И протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь»

Итак, выравнивание -это первый шаг на пути увеличения динамического диапазона вашего голоса.

На примере ,опять же,начинающих, у которых обычно преобладает громкий звук.Тихим они петь пока не могут, ведь мышцы не поддерживают звук. А на громком у них звучит вроде бы более менее, но выразительность пения сильно страдает, не говоря уже о вреде постоянного перенапряжения голоса для самого певца.

И вот сейчас самое интересное. Если всё петь только громко, то ухо слушателя привыкает к такому уровню звучания голоса и не производит впечатления.

Происходит адаптация.

Опытный певец пользуется голосом средней силы. Многие ноты берет тихо и очень тихо, отчего громко и очень громко, употребляемые им к тому же сравнительно редко, только выигрывают.

Шаляпин за весь спектакль брал 2—3 предельно сильные поты своего голоса, но эффект их был поразителен. Как пишет С, Ю. Левик, не раз выступавший вместе с Ф. И. Шаляпиным на одной сцене, « мощь Шаляпинского звука была результатом способности Шаляпина распределять свет и тени при исполнении»

"Измеряя динамические диапазоны у многих профессиональных певцов,обнаружили, что у лучших из них динамический диапазон достигает 20—30 дб, а у неопытных непрофессиональных певцов — всего 5—10 дб." Морозов Тайны вокальной речи.

ГРАДАЦИЯ ЗВУКА СЛЫШНА ТОЛЬКО НА КОНТРАСТЕ.

Адаптация и привыкание к громкости звука происходит быстро и надо все время менять громкость и плотность звука,чтобы звучать интересно для слушателя. А для этого надо, чтобы слушатель не успевал привыкнуть к определенной громкости.

Очень наглядно это можно понять, посмотрев видео на ютуб "Как Овладеть ДИНАМИКОЙ ГОЛОСА — Мастер-класс Шерил Портер,"где показано распределение мощности голоса на примере песни Уитни Хьюстон «I Have Nothing». В итоге всего несколько мощных нот на фортиссимо за всю песню и вы производите впечатление певца, который поет мощно в противовес певцу, который всю песню спел громко ,но это осталось незаметным для уха слушателя.

динамические оттенки
динамические оттенки

Невозможно понять всех законов ЗВУКА, не изучая законы СЛУХА: они зависят друг от друга, объясняют и дополняют друг друга.

Итак, на самом деле мощными в песне должны быть несколько нот и это второй шаг на пути увеличения динамического диапазона вашего голоса.

И еще кое-что интересное про адаптацию нашего уха, т. е. его приспособлением к восприятию звуков различной силы.

"Адаптация слуха проявляется в том, что слух как бы автоматически меняет свою чувствительность в зависимости от того, какой громкости звуки ему предстоит слушать.

Адаптация — это сложное физиологическое явление, проявляющееся пру участии высших отделов нервной системы. Подобным свойством адаптации обладает не только слух, но и все другие наши органы чувств.

Например, всем хорошо известно, что, войдя с освещенной солнцем улицы в темную комнату, мы сначала ничего не видим, но через некоторое время, как говорят, присмотревшись, начинаем хорошо видеть все предмету. Это и есть адаптация к темноте. Выйдя на солнце, мы снова плохо видим, даже щуримся, но через некоторое время глаз приспосабливается, т. е. адаптируется и к сильному свету.

Подобная адаптация происходит и со слухом при действии на него сильных и слабых звуков.

Опытные певцы и музыканты прекрасно используют это свойство слуха в своих целях: если они хотят произвести большое впечатление силой голоса или звуком музыкальных инструментов, то самую громкую и сильную ноту они берут обязательно после ряда предшествовавших слабых, тихих звуков.

Опытные же композиторы, учитывая эту же особенность слуха к адаптации, нередко применяют в музыке метод звукового контраста, всегда производящий сильное впечатление на слушателей."Морозов Тайны вокальной речи.

„Сильно“- еще не значит „громко“.

По каким материалам на канале можно развить динамический диапазон:

1.Выравнивание звука надо начинать со сборки звука и с фокусировки всех гласных и согласных в высокой певческой позиции.

2.Далее надо петь много упражнений, фокусируясь на выравнивании звука.

Комплексы упражнений перечислены в статье. Бери и делай.

3.Динамика и филировка звука.

Теория. Динамика.

Динамика для начинающих.Как развивать,какие динамические оттенки бывают,ошибки вначале и к чему стремиться.

Про филировку смотрите в статье Вокальное искусство. Филировка вашего звука как эффектный приём в песнях.

На примере речи, чтобы понять про "Темп, динамика, интонация в речи" прежде, чем петь и Певческое дыхание в сравнении речевым дыханием. 7 принципов дыхания в пении, чтобы понимать различия между пением атеров и вокалистов.

Также начинающим в помощь статья Начинающим вокалистам про артикуляцию, динамику, диапазон, интонацию, регистры.

Динамика звука.7 правил развития громкости и плотности звука для начинающих.

Распевка на динамику. Тренировка смены громкости и ее постепенного усиления и уменьшения.

Распевка на динамику по трезвучию. Поём плавно, то усиливая ,то ослабляя силу звучания.

фото из интернета.
фото из интернета.