Сначала общие понятия.
Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники.
Звуковедение, динамика и певческое дыхание неразрывно связаны между собой и работа над ними ведётся одновременно.
Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато, кантилена, т.е. связное пение звуков.
Кантилена — основной вид звуковедения в пении. Навык пения на легато исключает такой недостаток пения как скандирование, вследствие которого теряется связность, певучесть и целостность мелодии.
Речевой и певческий звук отличаются одним качеством-способностью литься. Все буквы в словах, превращаются у певца в слияния звуков.
Поэтому так сильно отличается пение актёров и вокалистов: опытное ухо педагога по вокалу слышит в актерском пении "дыры" между звуками, а у профессиональных вокалистов один звук сливается с другим.
Цитата из статьи "Певческое дыхание в сравнении речевым дыханием. 7 принципов дыхания в пении."
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ И ЗВУКОВЕДЕНИЕ СВЯЗАНЫ НЕРАЗРЫВНО.
В предыдущих статьях было про атаку звука, то есть начало звука.
После атаки звук нужно посылать вперед ,то есть вести и это можно делать по -разному, в зависимости от характера музыки.
То есть надо уметь:
- по-разному заканчивать.
ШЕСТЬ основных штрихов при звуковедения.
- Legato – непрерывное связное пение (основной вид звуковедения). При исполнении все гласные должны быть плотно связаны между собой, а артикуляция максимально сближена, произношение согласных производится быстро, без нарушения единого потока звуков.
- Non legato – звуки не связываются между собой, разделение производится кратковременной задержкой дыхания перед новым звуком, в момент задержки дыхания голос быстро перестраивается на новый звук, который начинается без подъездов и имеет готовую форму.
- Staccato – отрывистое исполнение звука, после чего следует пауза. Поток звуков, исполняемых в этом штрихе должен составлять единую линию, атака происходит посредством толчка диафрагмы и активной реакции гортани. Голос должен звучать упруго-легко, но негромко.
- Tenuto – мягкое выделение звука. При этом точно по длительности и ровно по силе.
- Portamente – скользящий переход от одного звука к другому. Применяется для особой выразительностью. Принципиально от glissando не отличается.
- Marcato – подчеркнуто. Все звуки связываются между собой, но выделяются толчком дыхания.
Например, как очень красиво и эффектно звучит мощное легато и легкое стаккато на контрасте можно послушать в этом видео.
А в этом коротком видео можно послушать как эффектно петь стаккато.
Итак, вы можете вести звуки:
- слитно
- раздельно
- отрывисто
- скользя
- подчеркнуто
- выделяя
Можете потренироваться на "Распевке на 6 основных штрихов при звуковедении.
Динамика звука.
Звук всегда ведется с разной динамикой:
- Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.
- Постепенное ослабление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное уменьшение громкости звука, называемое в музыке диминуэндо.
- Смена степени громкости звучания , т.е. применение динамических оттенков, даёт своеобразие и красоту вашему звучанию.
Филировка звука - изменение динамики звучания взятой ноты.
Красиво филированный звук-это и прием и способ выразить разные чувства, гамму переживаний, разноцветная палитра.
Итак, вы можете вести звуки ФИЛИРУЯ ИХ ПО -РАЗНОМУ.
Ровное звуковедение.
Звук надо вести ровно, что это значит( подробнее в этой статье):
- тянуть ноты без толчков и без ослаблений.
- уменьшить амплитуду колебания челюсти, языка, губ.
- петь на одной ровной линии дыхания.
- петь с очень точной атакой звука.
На уроках все эти умения и навыки нарабатывается постепенно.
Например, у начинающих через месяц обучения, есть понятия как начинать ,как вести и как заканчивать звук ,но на практике это все надо еще много времени нарабатывать и нарабатывать.
В этом видео как раз видно, как постепенно меняется мировоззрение и восприятие учеников всего в процессе обучения.
И ЭТО ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ОБУЧЕНИЯ,А ДАЛЬШЕ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ.
Именно звуковедение и динамика имеют большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность.
Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа направлена на достижение исполнительских навыков и мастерства.