Найти тему
Школа Вокала.

Как вести звук. 6 основных штрихов при звуковедении.

Сначала общие понятия.

Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники.

Звуковедение, динамика и певческое дыхание неразрывно связаны между собой и работа над ними ведётся одновременно.

Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато, кантилена, т.е. связное пение звуков.

Кантилена — основной вид звуковедения в пении. Навык пения на легато исключает такой недостаток пения как скандирование, вследствие которого теряется связность, певучесть и целостность мелодии.

Речевой и певческий звук отличаются одним качеством-способностью литься. Все буквы в словах, превращаются у певца в слияния звуков.
Поэтому так сильно отличается пение актёров и вокалистов: опытное ухо педагога по вокалу слышит в актерском пении "дыры" между звуками, а у профессиональных вокалистов один звук сливается с другим.

Цитата из статьи "Певческое дыхание в сравнении речевым дыханием. 7 принципов дыхания в пении."

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ И ЗВУКОВЕДЕНИЕ СВЯЗАНЫ НЕРАЗРЫВНО.

В предыдущих статьях было про атаку звука, то есть начало звука.

После атаки звук нужно посылать вперед ,то есть вести и это можно делать по -разному, в зависимости от характера музыки.

То есть надо уметь:

  1. по-разному начинать звук,
  2. по-разному заканчивать.

ШЕСТЬ основных штрихов при звуковедения.

  1. Legato – непрерывное связное пение (основной вид звуковедения). При исполнении все гласные должны быть плотно связаны между собой, а артикуляция максимально сближена, произношение согласных производится быстро, без нарушения единого потока звуков.
  2. Non legato – звуки не связываются между собой, разделение производится кратковременной задержкой дыхания перед новым звуком, в момент задержки дыхания голос быстро перестраивается на новый звук, который начинается без подъездов и имеет готовую форму.
  3. Staccato – отрывистое исполнение звука, после чего следует пауза. Поток звуков, исполняемых в этом штрихе должен составлять единую линию, атака происходит посредством толчка диафрагмы и активной реакции гортани. Голос должен звучать упруго-легко, но негромко.
  4. Tenuto – мягкое выделение звука. При этом точно по длительности и ровно по силе.
  5. Portamente – скользящий переход от одного звука к другому. Применяется для особой выразительностью. Принципиально от glissando не отличается.
  6. Marcato – подчеркнуто. Все звуки связываются между собой, но выделяются толчком дыхания.
Например, как очень красиво и эффектно звучит мощное легато и легкое стаккато на контрасте можно послушать в этом видео.
А в этом коротком видео можно послушать как эффектно петь стаккато.

Итак, вы можете вести звуки:

  • слитно
  • раздельно
  • отрывисто
  • скользя
  • подчеркнуто
  • выделяя

Можете потренироваться на "Распевке на 6 основных штрихов при звуковедении.

Динамика звука.

Звук всегда ведется с разной динамикой:

  • Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.
  • Постепенное ослабление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное уменьшение громкости звука, называемое в музыке диминуэндо.
  • Смена степени громкости звучания , т.е. применение динамических оттенков, даёт своеобразие и красоту вашему звучанию.

Филировка звука - изменение динамики звучания взятой ноты.

Красиво филированный звук-это и прием и способ выразить разные чувства, гамму переживаний, разноцветная палитра.

Итак, вы можете вести звуки ФИЛИРУЯ ИХ ПО -РАЗНОМУ.

Ровное звуковедение.

Звук надо вести ровно, что это значит( подробнее в этой статье):

  • тянуть ноты без толчков и без ослаблений.
  • уменьшить амплитуду колебания челюсти, языка, губ.
  • петь на одной ровной линии дыхания.
  • петь с очень точной атакой звука.

На уроках все эти умения и навыки нарабатывается постепенно.

Например, у начинающих через месяц обучения, есть понятия как начинать ,как вести и как заканчивать звук ,но на практике это все надо еще много времени нарабатывать и нарабатывать.

В этом видео как раз видно, как постепенно меняется мировоззрение и восприятие учеников всего в процессе обучения.

И ЭТО ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ОБУЧЕНИЯ,А ДАЛЬШЕ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ.

Именно звуковедение и динамика имеют большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность.

Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа направлена на достижение исполнительских навыков и мастерства.

мы вместе идем по вокальной дороге
мы вместе идем по вокальной дороге