Найти тему
Школа Вокала.

Контроль дыхания во время пения. Ощущение сопротивления выдыхаемому потоку воздуха и ощущение пения на вдохе.

Чтобы у певца появились внутренние ощущения, по которым он мог
бы контролировать и регулировать процесс выдоха, ему нужно создать сопротивление выдыхаемому потоку воздуха.

Ощущение сопротивления выдыхаемому потоку воздуха

Уловить ощущения сопротивления выдыхаемому потоку воздуха легко сравнив ощущения при свободном выдохе воздуха через широко открытый рот и выдохе его через маленькое отверстие между плотно сомкнутыми губами.

Во втором случае явно слышно внутри сильное давление, ощущаемое как энергетическая плотность внутреннего пространства. И при этом ощущается гораздо больше возможностей для контроля и коррекции дыхания , чем при свободном, не встречающем сопротивления выдохе.

Но во время пения рот открыт.

Чем создается сопротивление певческому выдоху?

При обычном вдохе наше пространство внутри расширяется по ощущениям ,а при выдохе сужается.

Ощущение пения на вдохе.

При пении ощущение расширенного пространства сохраняется. Ощущение при вдохе сохраняются и постоянны, дыхание становится цепным и, хотя воздух из нас уходит, но все мышцы находятся в состоянии вдоха.

Во время пения появляется и сохраняется ясное ощущение продолжающегося вдоха чисто физически или «удержанное» дыхание.

Из воспоминаний жены Сергея Яковлевича Лемешева:

"Чтобы лучше ощущать дыхание при пении, он всегда, когда шёл на спектакль или концерт, одевал специальный пояс и затягивал его соответственно, чтобы чувствовать нижние рёбра...
Он надевал его под фрак или костюм, чтобы чувствовать опору в рёбрах и брюшном прессе, когда нужно было петь особо трудные с точки зрения владения дыханием произведения.
Для него это было очень важное ощущение. И ещё: обычно перед тем, как ехать на спектакль, он говорил мне: "Да. Да. Знаю. На вдохе буду петь, на вдохе"

То есть в отличие от поющих «на выдохе» начинающих певцов, опытные певцы поют на так называемом «удержанном» дыхании, на ощущении продолжающегося вдоха.

Во время пения ими регулируются не потоки выдыхаемого через рот и нос воздуха, а потоки сопротивления выдоху ощущением пения на вдохе мышечно и воспринимается певцами как само дыхание.

В противоположность потокам сопротивления выдоху, потоки, направляемые в верхние резонаторы и купол лба, оцениваются певцами как потоки звука и отсюда - «послать звук» в голову, «озвучивать» головные резонаторы.

Одни потоки направлены вниз, а другие - вперёд и вверх.

И получается звук как-бы над дыханием или звук «поставлен» на дыхание.

Понимание "удержанного дыхания" или поток продолжающегося вдоха.

  1. Чтобы поймать нужные ощущения, сидя вдохните через нос и приподнимитесь немного на ягодицах вверх, затем сохраняя мышцы в состоянии вдоха выдыхайте через нос медленно, чувствуя сопротивление вдоха и выдоха также приподнимаясь на ягодицах.
  2. В процессе этого хорошо ощущается работа мышц пресса и внутреннее давление.
  3. Теперь попробуйте тянуть при этом звук "н".
  4. Затем попробуйте на этой линии "н" проныть весть алфавит или слова из песни, практически не артикулируя.
  5. Затем ,можно прибавить артикулирование и проныть фразу из песни более активно.

Если вы все делаете правильно, то процесс дыхания в пении станет понятным. Остается только закрепить на практике.

Ощущение сопротивления выдыхаемому потоку воздуха.

Создание хорошо контролируемого сопротивления выдоху даёт возможность достижения ровности потока дыхания, необходимого для ровного, тянущегося звучания голоса.

Создавая этот хорошо контролируемый и корректируемый встречный поток, певец получает возможность играть на своём инструменте так, как играет виолончелист, экономно расходуя «каждую крупицу воздуха»
Э. Карузо.

При этом он избавляется от необходимости «связывать» звуки: ему оказывается достаточно озвучивать непрерывный и хорошо чувствуемый поток энергии, проходящий через его тело.

В книге "Вокальная техника и её парадоксы" ее автор Юшманов Виктор Иванович (1941- 2009 гг.) — певец (бас), врач, исследователь, педагог, доктор искусствоведения, пишет об этом так:

"Вполне естественно, что для поддержания вдыхательного положения стенок грудной клетки и энергетической насыщенности её внутреннего пространства требуется постоянный приток энергии, причём потребность в нём увеличивается по мере расходования воздуха.

Именно это отмечается у мастеров. Если неопытный вокалист, стремящийся «удерживать» выдыхаемый поток воздуха, тратит свои силы на то, чтобы не давать спадать стенкам грудной клетки, то опытным певцам свойственно ощущение упругого сдерживания активными стенками своего инструмента постоянно пополняемой и наполняющей их внутренней энергии.

Поэтому у мастеров, как правило, хорошо развита грудная клетка, а объективные исследования показывают, что пение квалифицированных вокалистов отличается интенсивной вибрацией передней стенки грудной клетки в области грудины и увеличением её амплитуды по мере фонирования, в то время как у необученных певцов эта вибрация, как правило, имеет малую интенсивность и, кроме того, уменьшается к концу пения.

Увеличивая интенсивность сопротивления выдоху, певец получает возможность без затраты дополнительных усилий увеличивать энергетическую плотность голосового потока, физическую силу голоса и интенсивность его звучания (парадокс усиления голоса самим голосом)."

Исследования.

Рентгенологические исследования, проведенные, в частности, Л. Б. Дмитриевым (1957), показали, что сопротивление выдыхаемому потоку воздуха создаётся как за счёт общего увеличения объёма ротоглоточного канала, так и образования сужений просвета воздухопроводящих путей, затрудняющих прохождение воздушного потока.

Эти сужения образуются:

1) между натянутым куполом мягкого нёба и задней стенкой глотки, а также

2) между полостью рта и полостью глотки (за счёт натяжения нёбных дужек).

Вследствие этого происходит обособление полости носоглотки, а также отделение глотки от полости рта, в результате чего глотка становится своеобразным акустическим микшером, расположенным между трахеогортанным блоком и носоглоткой, и предрупорной камерой по отношению к полости рта.

Показано, что выявленное при рентгенологических исследованиях участие языка в создании и регуляции импеданса ротоглотки одновременно является существенной причиной фонетических особенностей вокальной речи оперных певцов.

Разработка певческого инструмента.

Более того, автор книги считает ,что профессиональное освоение вокальной техники должно иметь целью не «постановку» певческого голоса, а разработку певческого инструмента — функциональную подготовку (приспособление и настройку) певцом своего организма для певческой деятельности.

Знакомясь с певческим инструментом и особенностями «игры» на нём, певец заново открывает для себя собственное тело. Оно перестаёт быть для него безмолвным носителем внутренних органов и материальной физической оболочкой души. Учащийся оказывается способным к новому открытию давно знакомой, и в то же время привычно незамечаемой в повседневной жизни собственной энергетики, для него перестаёт быть загадочным язык внутренних ощущений его тела.

Юшманов Виктор Иванович.

Юшманов -автор первой в России докторской диссертации по практической психологии певческого искусства «Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов», а также многих научных и методических публикаций.

Исследования В. И. Юшманова в области вокальной техники направлены на анализ функционального устройства певческого аппарата с позиции музыкального инструментоведения и психотехники управления процессом звукообразования у оперных певцов.

В. И. Юшманов — обладатель  патента на изобретение «Способ создания акустического сопротивления при пении» для повышения качества пения.

Также интересно в теории певческого искусства и профессии оперного артиста с точки зрения автора понимание психики как высшего уровня саморегуляции энергетики человека, предназначенного для практического решения вопроса «что, как и когда делать в мире, частью которого я являюсь».

При этом общими условиями, необходимыми профессиональному певцу для жизни в оперном спектакле и на концертной сцене являются:

1) владение вокальной техникой (техникой певческого голосообразования),

2) способность создания музыки и органичного существования «в ней»,

3) владение психотехникой сценического перевоплощения.

Но это уже тема для новой статьи.

А в заключении этой непростой для понимания темы ,рекомендую:

ПРАКТИКУЙТЕ ПЕНИЕ НА ВДОХЕ И ВЫ ПОЙМЕТЕ КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЫХАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ.