Ох, как хочется видеть во всём позитив. Особенно в неприятных ситуациях, обидах, ссорах. В людях, которые огорчили. В работе, которая утомляет и выпивает все соки.
Но мы упорно твердим: «Есть же и хорошее!»
Муж, который, пьёт, бьёт и изводит. «Но ведь бывает же хорошим. Иногда доброе слово скажет, иногда цветочек подарит. Человек-то он не плохой».
И сидит, вспоминает она былое время, когда букеты дарил, в кино водил, клялся звезду с неба достать и весь мир к её ногам бросить. Что началось потом, она не понимает, но точно помнит — «зато хорошее было».
Или наоборот: не пьёт, не бьёт, зарабатывает, иногда даже по дому помогает… Только вот каждый его взгляд — как пощёчина, каждое слово — претензия, каждая фраза — унижение. А она не понимает, что дело не в ней, только повторяет, как мантру: «Зато не пьёт, зато работает».
А вот идёт человек на работу, как на каторгу. Просыпается с трудом, каждый шаг через силу делает, как будто гири на ногах, каждый звук нового сообщения в мессенджере вызывает тревогу, что опять ругают, опять всё не так сделал, снова, снова и снова... И ведь хорошо работает человек, задачи вовремя выполняет, готов в выходные выйти, но нет, есть у него начальник, который каждый день в офис как на праздник бежит — издеваться будет.
И что думает человек? «Зато платят вовремя». Или «Зато от дома недалеко». Или «Зато взяли без прописки».
Вот когда в нашей речи и в наших мыслях появляется страшное слово «зато» — это красный флаг «Пора что-то менять!»
«Зато» — это всегда оправдание. Мы пытаемся для себя сами оправдать людей, поступки и ситуации, которые вызывают дискомфорт, причиняют боль и страдания. Мы соглашаемся жить в страдании и согреваться этим крохотным «зато» как последним огоньком, который ещё теплится у нас в душе, ещё светит. Но с каждым днём — всё менее ярко.
Как только появилось это «зато» — бежим! К своим личным границам, к своему спокойствию, к тому, чтобы защитить себя от эмоционального и психологического насилия.
Как действуют абьюзеры и газлайтеры (а газлайт, как мы знаем, это специфическая форма абьюза)? Они пользуются тем, что их жертва просто не понимает, что происходит.
Пока мы ищем им оправдание, они получают удовольствие от психического насилия и упиваются властью и безнаказанностью.
Как только мы задумались о том, чтобы оправдать такое отношение к себе — пора что-то менять!