Найти в Дзене
Наука и фантастика

Космонавт Александр Македонский

Оглавление
Александр летит в небо на грифонах. Мозаика в соборе Отранто, Италия (11 век). Википедия.
Александр летит в небо на грифонах. Мозаика в соборе Отранто, Италия (11 век). Википедия.

Не знаю, слышал ли что-нибудь Александр Македонский о космическом путешествии совсем древнего шумерского царя Этаны (о нем я уже писала). Возможно, и слышал, коль скоро завоевал Вавилон, где бытовали легенды о полете Этаны на орле, а Александр интересовался всякими диковинками и старинными текстами (ученик Аристотеля, как-никак).

"Александрия"

При Александре находился придворный философ по имени Каллисфен - внучатый племянник Аристотеля. Судьба его оказалась печальной: его заподозрили в участии в заговоре против царя, арестовали, заковали в цепи, поместили в клетку - и там он умер от горя , лишений и дурного обращения. Случилось это в 328 году до н.э.

А примерно во 2 веке до н.э. возникло литературное сочинение, "История Александра Великого", приписанное Каллисфену, который, понятно, ничего подобного не сочинял (сохранились некоторые его труды историческо-хроникального характера). Ныне эту позднеантичную повесть, или роман, публикуют либо как анонимное сочинение, либо под именем Псевдо-Каллисфена.

Самый старый греческий вариант текста не сохранился, его реконструируют по косвенным источникам. Роман об Александре постоянно переписывали, дополняли, улучшали. К 3 веку н.э. греческий текст приобрел относительно стабильную форму. А в 4 веке появился латинский перевод, способствовавший широкому распространению "Александрии" в Средние века и даже позднее. Роман переводили на разные языки, включая армянский, иврит, персидский и прочие. И украшали затейливыми картинками, иллюстрирующими разные эпизоды из жизни царя.

Сербская рукопись 17 века, иллюстрирующая погружение Александра на дно морское
Сербская рукопись 17 века, иллюстрирующая погружение Александра на дно морское

Царь-экспериментатор

В романе об Александре македонский царь порой совершает удивительные поступки - например, погружается на дно морское в чем-то вроде батискафа или пытается полетать по небу на повозке, запряженной то ли могучими птицами, то ли (в изобразительных версиях) грифонами.

Вот как описывается этот полет в латинской версии романа (в переводе на нынешний русский):

«Александр приказал запрячь в трон четырех сильных птиц, которым три дня не давали есть. Он сам сел на трон и высоко поднял два копья, на которых были привязаны куски мяса. Птицы, стремясь к последнему, подняли на воздух трон с Александром. На большой высоте Александру встретилась птица с лицом человека и приказала ему вернуться на землю. Когда Александр взглянул вниз, он, глубоко под собой, увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею и в центре кольца маленький помост. Птица объяснила ему, что змея есть море, а помост - земля, окруженная морем. По приказанию птицы Александр опустил копья, и птицы полетели вниз и благополучно спустили его на землю, но так далеко от места взлета, что ему лишь с большим трудом удалось достичь своего войска».
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/090218/37777/?ysclid=ls5zqtf845142428508

Потрясающий способ управления воздушным судном при помощи копий с кусками мяса (как в притче про осла и морковку, только в хищном варианте).

Иконография Александра, летающего на троне, восходит к иконографии Феба-Гелиоса с его квадригой солнечных коней.

Но почему-то именно этот мотив страшно полюбился христианам всех конфессий, начиная с глубокого средневековья. Он изображался не только в иллюстрациях самой "Александрии", но и на предметах христианского культа, в оформлении храмов, и тому подобное.

Иногда грифоны - птицы, иногда - львинотелые существа с крыльями.

Венеция. Собор св. Марка. Северный фронтон. Фото с Фликра, автор - Peter.
Венеция. Собор св. Марка. Северный фронтон. Фото с Фликра, автор - Peter.

Дмитриевский собор во Владимире. Восточная закомара южного фасада, центральная композиция.
Дмитриевский собор во Владимире. Восточная закомара южного фасада, центральная композиция.

Этот же сюжет встречается и на росписях, и на наперсных иконах (амулетах), и на резных деревянных скамьях в западных церквах, и где угодно.

Почему сюжет стал так популярен?

  • Сакральная причина: параллель к всевозможным вознесениям в христианском учении (вознесение Христа, Богородицы, некоторых святых);
  • Политическая причина: сакрализация царской власти и царского могущества; царю подвластно даже то, что неподвластно простым смертным - повелевать волшебными существами и покорять небо;
  • Художественная причина: мечта о полете всегда присутствовала в человеческой культуре и требовала какого-то воплощения; если нельзя полетать наяву, то можно в воображении - литературном или изобразительном.

Последнее роднит сюжет о полете Александра с нынешней фантастикой, как научной так и не очень научной. Если очень хочется посетить другие планеты и галактики, а техника и человеческая природа пока что этого не позволяют, то можно устроить это средствами литературы, искусства, кино и музыки.

Как знать, не сказал ли Александр перед стартом что-то вроде "Поехали!"?...

Полет Александра Македонского. Средневековая миниатюра.
Полет Александра Македонского. Средневековая миниатюра.

--

Если вам не близка средневековая космоопера, можно почитать мою, вполне современную.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.