Не знаю, слышал ли что-нибудь Александр Македонский о космическом путешествии совсем древнего шумерского царя Этаны (о нем я уже писала). Возможно, и слышал, коль скоро завоевал Вавилон, где бытовали легенды о полете Этаны на орле, а Александр интересовался всякими диковинками и старинными текстами (ученик Аристотеля, как-никак).
"Александрия"
При Александре находился придворный философ по имени Каллисфен - внучатый племянник Аристотеля. Судьба его оказалась печальной: его заподозрили в участии в заговоре против царя, арестовали, заковали в цепи, поместили в клетку - и там он умер от горя , лишений и дурного обращения. Случилось это в 328 году до н.э.
А примерно во 2 веке до н.э. возникло литературное сочинение, "История Александра Великого", приписанное Каллисфену, который, понятно, ничего подобного не сочинял (сохранились некоторые его труды историческо-хроникального характера). Ныне эту позднеантичную повесть, или роман, публикуют либо как анонимное сочинение, либо под именем Псевдо-Каллисфена.
Самый старый греческий вариант текста не сохранился, его реконструируют по косвенным источникам. Роман об Александре постоянно переписывали, дополняли, улучшали. К 3 веку н.э. греческий текст приобрел относительно стабильную форму. А в 4 веке появился латинский перевод, способствовавший широкому распространению "Александрии" в Средние века и даже позднее. Роман переводили на разные языки, включая армянский, иврит, персидский и прочие. И украшали затейливыми картинками, иллюстрирующими разные эпизоды из жизни царя.
Царь-экспериментатор
В романе об Александре македонский царь порой совершает удивительные поступки - например, погружается на дно морское в чем-то вроде батискафа или пытается полетать по небу на повозке, запряженной то ли могучими птицами, то ли (в изобразительных версиях) грифонами.
Вот как описывается этот полет в латинской версии романа (в переводе на нынешний русский):
«Александр приказал запрячь в трон четырех сильных птиц, которым три дня не давали есть. Он сам сел на трон и высоко поднял два копья, на которых были привязаны куски мяса. Птицы, стремясь к последнему, подняли на воздух трон с Александром. На большой высоте Александру встретилась птица с лицом человека и приказала ему вернуться на землю. Когда Александр взглянул вниз, он, глубоко под собой, увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею и в центре кольца маленький помост. Птица объяснила ему, что змея есть море, а помост - земля, окруженная морем. По приказанию птицы Александр опустил копья, и птицы полетели вниз и благополучно спустили его на землю, но так далеко от места взлета, что ему лишь с большим трудом удалось достичь своего войска».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090218/37777/?ysclid=ls5zqtf845142428508
Потрясающий способ управления воздушным судном при помощи копий с кусками мяса (как в притче про осла и морковку, только в хищном варианте).
Иконография Александра, летающего на троне, восходит к иконографии Феба-Гелиоса с его квадригой солнечных коней.
Но почему-то именно этот мотив страшно полюбился христианам всех конфессий, начиная с глубокого средневековья. Он изображался не только в иллюстрациях самой "Александрии", но и на предметах христианского культа, в оформлении храмов, и тому подобное.
Иногда грифоны - птицы, иногда - львинотелые существа с крыльями.
Этот же сюжет встречается и на росписях, и на наперсных иконах (амулетах), и на резных деревянных скамьях в западных церквах, и где угодно.
Почему сюжет стал так популярен?
- Сакральная причина: параллель к всевозможным вознесениям в христианском учении (вознесение Христа, Богородицы, некоторых святых);
- Политическая причина: сакрализация царской власти и царского могущества; царю подвластно даже то, что неподвластно простым смертным - повелевать волшебными существами и покорять небо;
- Художественная причина: мечта о полете всегда присутствовала в человеческой культуре и требовала какого-то воплощения; если нельзя полетать наяву, то можно в воображении - литературном или изобразительном.
Последнее роднит сюжет о полете Александра с нынешней фантастикой, как научной так и не очень научной. Если очень хочется посетить другие планеты и галактики, а техника и человеческая природа пока что этого не позволяют, то можно устроить это средствами литературы, искусства, кино и музыки.
Как знать, не сказал ли Александр перед стартом что-то вроде "Поехали!"?...
--
Если вам не близка средневековая космоопера, можно почитать мою, вполне современную.
Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.