Найти в Дзене
АвиаОбоз

Сколько будет стоить компании Boeing инцидент с Alaska Airlines?

Alaska Airlines требует миллионы долларов в качестве компенсации за то, что ей пришлось приостановить работу всего парка В737 MAX 9 на три недели. Как минимум два иска были поданы группами пассажиров того рейса. Рыночная стоимость в миллиарды долларов исчезла за неделю. Сколько потерял Boeing в результате инцидента с дверной пробкой 5 января? Simple Flying разбирался с вопросом

Фото: NTSB
Фото: NTSB

Alaska Airlines требует миллионы долларов в качестве компенсации за то, что ей пришлось приостановить работу всего парка самолетов 737 MAX 9 на три недели. Как минимум два иска были поданы группами пассажиров рейса AS1282. Рыночная стоимость в миллиарды долларов исчезла за неделю. Принимая во внимание все эти действия и события, сколько потерял Боинг в результате инцидента с дверной пробкой 5 января?

Компенсации авиакомпаниям

26 января газета Anchorage Daily News сообщила, что руководители Alaska Airlines требуют, чтобы Boeing возместил авиакомпании не менее $150 млн. Финансовый директор перевозчика отметил, что эта сумма была потеряна авиакомпанией из-за билетов, которые пришлось вернуть, а также расходов на покупку билетов для передачи пассажиров другим авиакомпаниям. Alaska Airlines также пришлось платить сверхурочные своим сотрудникам, которым пришлось обработать более 3 тыс. отмененных рейсов. Авиакомпания также предложила по $1,5 тыс. каждому пассажиру на борту пострадавшего рейса.

«Мы ожидаем, что компенсируем все от вынужденного заземления», - сказал Shane Tackett, финансовый директор Alaska Airlines

Не упоминалось, включает ли в эти $150 млн время, затраченное бригадами технического обслуживания на проверку каждого самолета перед возвращением в эксплуатацию. Как отмечает Reuters, перевозчику пришлось потратить около 12 часов на осмотр каждого В737 MAX 9.

Alaska Airlines В737 MAX 9. Фото: Joe Kunzler - Simple Flying
Alaska Airlines В737 MAX 9. Фото: Joe Kunzler - Simple Flying

Хотя Alaska Airlines прилично потеряла на бирже, мы до сих пор не получили известий от United Airlines, у которой еще больший парк MAX 9. Перевозчику также пришлось заземлить свой флот, отменить рейсы, разместить пассажиров и провести проверки. Кроме того, как и у Alaska Airlines, прибыль United за месяц сильно пострадала. Член Star Alliance, несомненно, будет требовать компенсации и от Boeing.

Иски от пассажиров

На сегодня подано два отдельных иска от пассажиров, находившихся на борту рейса AS1282.

The Hill сообщает, что первый иск поступил 12 января, через неделю после произошедшего. Иск, поданный фирмой Stritmatter в Верховный суд штата Вашингтон, требует возмещения ущерба шести пассажирам и одному родственнику. Истцы утверждают, что инцидент причинил физический и эмоциональный стресс.

Как сообщает The Seattle Times , второй иск был подан 16 января. The Kirkland Reporter заявляет, что в иске выдвигаются три пункта:

  • Один пункт обвинения в халатности Boeing
  • Один пункт строгой ответственности за качество продукции против компании Boeing в соответствии с Законом Вашингтона об ответственности за качество продукции
  • Один пункт обвинения в халатности Alaska Airlines
Фото: NTSB
Фото: NTSB

Mark Lindquist, адвокат, представляющий интересы пострадавших, отмечает, что отрыв двери вызвал у его клиентов и других пассажиров «страх, страдания, тревогу, травмы, физическую боль».

Есть вероятность, что ни истцы, ни Boeing не захотят, чтобы эти судебные процессы затянулись. Boeing, скорее всего захочет сделать все возможное, чтобы избежать дальнейшего негативного внимания средств массовой информации. Таким образом, мы увидим урегулирование этих двух исков (суммы, вероятно, останутся нераскрытыми).

Цена акций резко упала

Хотя рыночная стоимость компании постоянно меняется, произошло заметное падение курса акций Boeing после инцидента с авиакомпанией Alaska Airlines. В период с 5 по 25 января цена акций компании упала на 18,9%, и это снижение, как подчеркивает Reuters, слизнуло более $28 млрд рыночной стоимости Boeing.

Стоимость акций Boeing

Изображение: Google
Изображение: Google

До инцидента цена акций Boeing стабильно восстанавливалась с минимума в конце октября и достигла максимума в $264 в конце декабря.

Хотя на момент публикации этой статьи цена акций Boeing немного восстановилась, потери было достаточно, чтобы 31 января акционеры Boeing подали иск. По данным Reuters, в групповом иске, поданном акционерами, утверждается, что заявления Boeing относительно качества и безопасности самолетов были ложными и вводящими инвесторов в заблуждение.

В упомянутых заявлениях Boeing обещал, что будет сфокусирован на безопасности и не будет жертвовать безопасностью ради прибыли в свете аварий В737 MAX в 2018 и 2019 годах в Индонезии и Эфиопии. Акционеры утверждают, что «плохой контроль качества» на сборочных линиях Boeing был скрыт, что привело к завышению курса акций компании.

Сумма, касающаяся этого предложенного коллективного иска, публично не разглашалась.

Более медленный выпуск, задержки с сертификацией самолетов

Есть и другие затраты, которые точно не известны, но, тем не менее, оказывают огромное влияние на Boeing.

FAA - Федеральное управление гражданской авиации 24 января проинформировал Boeing, что не разрешает компании расширения производства MAX. «Это действие является дополнением к расследованию FAA и ужесточает надзор за Boeing и его поставщиками», — говорится в заявлении.

Фото: VDB
Фото: VDB

FAA предоставило дополнительную информацию, заявив, что усиление надзора будет включать:

  • Ограничение расширения производства новых Boeing 737 MAX для обеспечения подотчетности и полного соблюдения процедур контроля качества.
  • Расследования по проверке соблюдения Boeing производственных требований.
  • Расширение контроля производства новых самолетов с увеличением присутствия на всех объектах Boeing.
  • Тщательный мониторинг данных для выявления рисков.
  • Начало подготовки возможных реформ в области безопасности, контроля качества и делегирования полномочий.

Поскольку на производство вводятся ограничения, а регулятор внимательно изучает деятельность Boeing, замедление производства кажется неизбежным. Alaska Airlines уже заявила, что ожидает задержки запланированных поставок Boeing заказанных самолетов В737 MAX в этом году.

United Airlines В737MAX10. Фото: Boeing
United Airlines В737MAX10. Фото: Boeing

Усиление надзора со стороны регулирующих органов также окажет влияние на самолеты семейства MAX, которые еще не прошли сертификацию. Как сообщалось в январе, Boeing объявил, что отзовет запрос об ускорении выдачи разрешения на поставки, который она ранее направил в FAA в отношении В737 MAX 7. Как сообщил FlightGlobal, учитывая исключение, касающееся противообледенительной системы двигателя, Boeing потребуется еще 9-12 месяцев, чтобы разработать подходящее исправление. Это также может повлиять на еще не сертифицированный MAX 10.

Репутационный ущерб и потерянный бизнес

Еще менее понятными издержками для Boeing являются репутационный ущерб и потенциальные потери в бизнесе. Путешественники, которые когда-то были безразличны к типу самолета, на который они садятся, внезапно стали беспокоиться о том, не будет ли их следующий рейс на Boeing.

Примеры такого репутационного ущерба включают следующее:

  • Сайт онлайн-бронирования путешествий Kayak позволял клиентам при покупке рейсов отфильтровывать маршруты, на которых стояли В737 MAX 9. Сообщается, что на этом сайте наблюдается всплеск покупок, поскольку путешественники старались избегать самолеты этого типа.
  • В течение нескольких недель после инцидента с Alaska Airlines основные средства массовой информации начали сообщать о небольших инцидентах с самолетами Boeing, особо подчеркивая, что эти случаи касались именно самолетов авиапроизводителя. Например, на имели место заголовки, в которых упоминалось о «столкновении двух самолетов Boeing на земле», несмотря на то, что инцидент был связан с касанием крыльев во время руления.
  • Boeing оказался объектом шуток среди ведущих ночных ток-шоу в Америке из-за инцидента с дверью-заглушкой.
  • Чтобы включить русские субтитры необходимо: открыть видео в отдельном окне, нажать значок "настройка" внизу - затем "субтитры" - английский (создано автоматически) - перевести - выбрать "русский".

Несмотря на испорченную репутацию, Boeing, возможно, не потеряет слишком много. Поскольку дуополия Airbus-Boeing все еще сильна, а производители имеют многолетние задержки, у авиакомпаний нет особого выбора в плане узкофюзеляжных самолетов нового поколения.

United Airlines особенно активно покупала A321neo на фоне перспективы дальнейших задержек самолетов В737 MAX 10, но Ryanair публично заявила, что примет любые заказы на MAX 10, от которых отказались авиакомпании.

Выиграет ли Airbus что-нибудь?

Можно предположить, что неудачи Boeing – это выгода Airbus. Тем не менее, опять-таки трудно дать количественную оценку каких-либо предполагаемых выгод. Европейский авиастроитель уже имеет обширный портфель самолетов семейства A320neo. При этом можно предположить, что Airbus имеет возможность повысить цены из-за предполагаемого более высокого спроса на свою продукцию. Но поскольку прейскуранты больше не публикуются, а фактические цены варьируются в зависимости от переговоров с клиентами, мы никогда этого не узнаем.

A321neo. Фото: KLM
A321neo. Фото: KLM

Так какова же общая цена того для Boeing? К сожалению, сложно сложить все проблемы в одно красивое число. Если Alaska Airlines требует компенсации в размере $150 млн, то мы можем представить, что United потребует как минимум такую же сумму, если не больше. Судебные иски (или последующее урегулирование споров) со стороны пассажиров вряд ли достигнут такого же масштаба.

Как отмечалось ранее, рыночная стоимость колеблется и имеет значение только тогда, когда осознаются убытки (то есть только тогда, когда акции продаются). Конечно, прямые и косвенные потери для Boeing могут составить несколько миллиардов долларов, хотя это будет далеко не $20 млрд прямых потерь из-за приостановки работы MAX в 2019 и 2020 годах. Косвенные потери оцениваются в $60 млрд.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале