В петровские времена, в самом начале XVIII века, на месте нынешней Сенатской площади был огромный пустырь. Среди этой пустоши одиноко стояла маленькая деревянная постройка - Исаакиевская церковь. Она была возведена для работников Адмиралтейства, и ее точное местоположение до сих пор неизвестно.
1 марта 1712 года в стенах этой церкви произошло крупное историческое событие - Петр I венчался на Марте Скавронской, ставшей в православии Екатериной Алексеевной.
В те времена берега Невы не были укреплены, и из-за частых наводнений состояние церкви быстро ухудшилось. Уже в 1717 году на месте нынешнего “Медного Всадника” был заложен каменный собор. Эта церковь имела сходство с Петропавловским собором: высокая колокольня, башенные часы, шпиль с флюгером, на котором был ангел с крестом.
Но Исаакиевской церкви не везло: в 1733 году молния ударила в колокольню, и начался пожар. Через некоторое время внутренняя часть церкви полностью сгорела. Из-за заболоченной почвы фундамент просел, и в стенах храма появились трещины. После всех этих проблем собор был демонтирован.
Только при Екатерине II было принято решение перенести храм дальше от берега. В 1768 году на месте нынешнего Исаакиевского собора был заложен третий Исаакиевский собор. Строительство было поручено архитектору Антонио Ринальди. Он предложил облицевать здание мрамором.
Однако после смерти Екатерины II и восхождения на престол Павла I работы были поручены другому архитектору — Винченцо Бренне, который должен был завершить строительство в сжатые сроки, используя при этом более дешевые материалы. Материалы, которые предназначались для собора, были использованы для отделки Михайловского замка.
Уже в 1809 году был объявлен конкурс на перестройку собора. Александр I долго не мог выбрать зодчего, которому поручит столь ответственное задание. Выбор пал на молодого архитектора Огюста Монферрана.
Для современников этот выбор был неожиданным: ведь сразу после начала своей творческой карьеры Монферрану пришлось пойти в армию и принять участие в военных кампаниях Наполеона. После вступления русских войск в Париж весной 1814 года, Монферран подарил Александру I альбом различных архитектурных проектов, посвященных российскому императору.
Александр I был впечатлен этим жестом, пригласил молодого архитектора в Россию и, в 1816 году, Монферран начал работать рисовальщиком в Комитете городских строений Петербурга под руководством Августина Бетанкура.
Понимая, что успешное строительство собора могло бы принести ему славу, Монферран представил императору альбом из 24 различных эскизов собора - от готического до китайского. Считается, что эти чертежи были скопированы из проектов, находившихся тогда на рассмотрении Комитета. Однако альбом был высоко оценен Александром I и Монферран получил звание придворного архитектора.
Строительство Исаакиевского собора продолжалось 40 лет - с 1818 по 1858 годы. Работы начались по проекту Огюста Монферрана в 1818 году, но, поскольку Монферран был плохо подготовлен в инженерно-техническом отношении, вскоре после начала работ здание начало оседать. Проблемы продолжились и при возведении купола, и в итоге архитектор А. А. Модюи настоял на отстранении Монферрана от работ.
В 1825 году Монферрану удалось добиться разрешения на продолжение работ, но уже согласно переработанному проекту. Бетанкуру было поручено организовать работу и решить технические вопросы. Все новаторские идеи и гениальные решения по строительству собора связаны с его именем. Но он так и не дожил до начала работ, и скончался в 1824 году.
Для обеспечения устойчивости фундамента собора в болотистом грунте были проведены масштабные работы. Из траншей была выкачана вода, а затем в них были забиты сваи длиной около 6.5 метра. Всего было использовано 10 762 сосны. Фундамент выполнен сплошной каменной кладкой высотой 7.5 метров.
Гранитные колонны для будущего собора были вытесаны на каменоломне “Пютерлакс”, расположенной недалеко от Выборга. Впоследствии колонны были транспортированы до места строительства на баржах. Для этого в России впервые использовались буксирные суда.
Исаакиевский собор и Дворцовая площадь (Александровская колонна) украшены колоннами из гранита сорта рапакиви, что в переводе с финского языка означает “гнилой камень”. Этот гранит имеет более низкие показатели прочности и долговечности по сравнению с другими видами, но благодаря этому он легко поддается обработке и полировке.
Бетанкур заслуженно считается выдающимся инженером. Он автор идеи подъемных лесов для гранитных колонн. Каждая из них поднималась с использованием системы из 16 лебедок, на каждой из которых работали по 8 человек. Колонну обшивали войлоком и циновкой, обвязывали морскими канатами и закатывали на один из пролетов лесов. Концы канатов закреплялись на кабестанах.
Поднятие одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимало в среднем 45 минут. Этот подъемник стал одним из самых значительных достижений в области строительной техники на тот момент.
Первая колонна была установлена в 1828 году, в присутствии Николая I, членов царской семьи и большого числа иностранных гостей. К осени 1830 года все колонны были установлены, а монтаж 24-х верхних колонн проводился в зимний период 1837-1838 гг..
Стены строились из кирпича, одновременно с этим выполнялась мраморная облицовка здания.
Монферран стремился снизить вес конструкции большого купола без ущерба для его прочности. В результате было решено отказаться от использования традиционного кирпичного купола и применить металлическую конструкцию.
При изготовлении купола диаметром 28.5 метров на заводе Чарльза Берда потребовалось: 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы.
Интересно отметить, что Капитолий в Вашингтоне, построенный на 10 лет позднее, имеет купол, который напоминает Исаакиевский собор. Существуют документальные подтверждения того, что архитектор Томас У. Уолтер использовал чертежи купола Исаакиевского собора, разрабатывая проект купола Капитолия, а также использовал идею Монферрана об использовании металлической конструкции вместо кирпичного купола.
В процессе строительства Исаакиевского собора активно применялись передовые для того времени технологии. Многие из них использовались впервые и были настоящим прорывом в сфере строительства и инженерии. Однако наряду с применением современных технологий, использовались и самые древние, и даже опасные методы, например, амальгама.
Исаакиевский купол является крупнейшим позолоченным куполом в мире, и его позолота не обновлялась с момента постройки собора. В годы Великой Отечественной войны купол собора был покрашен серой краской, однако после ее удаления всё вновь заблестело, как прежде. Но какой ценой был достигнут этот “вечный блеск”?
На позолоту главного купола и четырех малых куполов ушло около 100 кг золота. При золочении купола Исаакиевского собора использовался метод ртутной амальгамы.
Золото растворяли в ртути, после чего ртуть испаряли путем нагревания изделия, и в результате на его поверхности оставался тонкий слой золота, которое было почти невозможно удалить. Во время строительства позолоте подвергались большие медные листы, из которых в дальнейшем был сформирован купол.
Нагрев и испарение ртути иногда приходилось повторять до трех раз на одном и том же элементе для достижения нужного цвета покрытия. Ртутные пары оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Огюст
Монферран и его сотрудники знали, что этот метод приведет к жертвам среди рабочих, но решили пойти на риск ради долговечности здания. Архитектор приложил много усилий, чтобы уменьшить число жертв. Монферран распорядился снабдить всех позолотчиков стеклянными колпаками со шлангами, по которым подавался чистый воздух. Тем не менее даже это нововведение не уберегло рабочих от отравления. В течение 8 лет, затраченных на процесс золочения, около шестидесяти рабочих умерли от отравления парами ртути.
Инновационным методом оформления русских православных церквей стала гальванопластика. Российский ученый Борис Якоби обнаружил в 1836 году, что металлические копии предметов можно создавать электролитическим способом. Предмет, подлежащий копированию, помещается в контейнер с особой жидкостью, содержащей растворенные частицы металла.
Под воздействием тока они осаждаются на объекте, образуя на его поверхности тонкий слой, который затем снимается и используется как отдельная скульптура. Таким образом, большие статуи, украшающие Исаакиевский собор, не имеют столь большого веса, как полнотелые металлические объекты, поскольку внутри они полые.
Якоби создал первый в России гальванический завод. Его владельцем был герцог Лейхтенбергский, зять императора. На этом заводе было создано более 60 статуй для украшения Исаакиевского собора.
Ангелы с факелами на Исаакиевском соборе также созданы в технике гальванопластики. Они когда-то имели практическое предназначение: в праздники огонь зажигался не только у Ростральных колонн, но и у Исаакиевского собора. К факелам был подведен газ.
Продолжение:
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: