Найти тему
Hélène Fourment

Леди снова в красном!

И снова прекрасна, а всё благодаря Филипу Моулду (Philip Mould), нашему недавнему знакомому.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Помните, я рассказывала вам о счастливой находке и спасении миниатюрного портрета молодого Чарльза Диккенса? Атрибутировал его британский арт-дилер и искусствовед Филип Моулд, а приглашенные им реставраторы провели комплекс необходимых мероприятий и привели портрет в порядок.

Филип является ведущим экспертом в области британской портретной живописи - его галерея на Довер-стрит специализируется на британском искусстве и живописи Старых мастеров. Он успешно выявил и атрибутировал неизвестные ранее работы Лоуренса Альма-Тадемы, Джона Констебла и Антониса ван Дейка. В своих соц.сетях он регулярно рассказывает об интересных находках и открытиях. Портрет Незнакомки тоже оказался удачным приобретением и поразил своим преображением после реставрации. Вот его общий вид до реставрации:

Неизвестный художник, Женский портрет, Англия, 17-й век.
Неизвестный художник, Женский портрет, Англия, 17-й век.

В левом верхнем углу имеется надпись, где указан год создания портрета - 1617-й и написано, что портретируемой даме 36 лет. Больше про неё, к сожалению, ничего не известно.

-2

Портрет Дамы написан маслом на дубовой доске и ему больше четырехсот лет! Я уже дважды показывала вам её фрагмент, как случай исключительного пожелтения и потемнения лака, полностью исказившего авторский колорит. 

Фрагмент картины до реставрации
Фрагмент картины до реставрации

И я подумала, что надо бы показать её целиком и рассказать о её расчистке и впечатляющем результате. Показываю её фрагменты и напоминаю, что на фото картины всегда выглядят ярче и светлее, чем в реальности. Благополучнее.

-4

Когда Филип Моулд приобрел эту картину под названием "Женщина в красном" у одного из частных коллекционеров в Лондоне, она была практически коричневого цвета и изображение даже плохо просматривалось.

Фрагмент картины до реставрации, левое плечо
Фрагмент картины до реставрации, левое плечо

Около двухсот лет назад портрет был покрыт толстым слоем лака - лак защищает красочный слой от вредных воздействий окружающей среды и придает масляным краскам глубину и насыщенность.

Фрагмент картины до реставрации. Левая рука.
Фрагмент картины до реставрации. Левая рука.

Но пожелтевший, потемневший лак со временем теряет прозрачность, а лаковая плёнка покрывается сеточкой микротрещин, мутнеет. В первую очередь страдают белильные участки живописи.

Фрагмент картины до реставрации
Фрагмент картины до реставрации

Как вам нравится цвет кожи этой британской леди и её дорогой кружевной воротник? Где воротник? Да вот же он, под подбородком!

Комплекс реставрационных работ был проведен полный и стандартный, мы на нём останавливаться не будем. Посмотрим процесс расчистки и его результаты.

Стрелкой показала пробный участок, на котором подбирался состав растворителей
Стрелкой показала пробный участок, на котором подбирался состав растворителей

Европейские реставраторы активно используют растворитель в форме геля. На gif'ке видно, как размягчается и растворяется лак. Кстати, на фрагменте ниже цвет и тон лака ближе к реальному, желто-коричневому с серым оттенком поверхностных загрязнений.

-9

На фото лак светлее, и в целом фото выглядит поярче, как я и говорила

-10

Российские реставраторы в большинстве своём, продолжают работать старым проверенным методом "впрокатку", ватным тампоном на черенке, как на gif'ке ниже:

-11

В работе с этим портретом британские коллеги использовали оба метода, комбинируя их.

-12

Сделала коллаж для сравнения, расчистка левого рукава дамы - появляется узор на ткани, мелкие детали отделки платья; раскрытая живопись вновь радует глаз:

-13

Коллаж в процессе расчистки:

-14

Редкий случай, когда мне не хочется грузить статью текстом с описанием процессов, а хочется просто показать результат реставрации:

До и после расчистки
До и после расчистки

Посмотрите, насколько информативнее расчищенный фрагмент справа: серёжка с граненым каплевидным камнем, прядки волос, закрывающие ухо, прекрасно "читается" кружево воротника. Далее фрагмент видео удаления лака (с ускорением):

Считается, что растворители в форме геля больше работают на поверхности красочного слоя и меньше проникают в глубину.
Считается, что растворители в форме геля больше работают на поверхности красочного слоя и меньше проникают в глубину.

Эта лёгкость, с которой удаляется старый лак, показывает, как важно использовать обратимые материалы. Лак мастичный, на основе терпентина и смолы мастикс (мастичного дерева) - смоляной лак, является обратимым и работа с ним не наносит вреда красочному слою.

Портрет после реставрации - Леди в красном во всей красе:

-17

Коллаж до/после реставрации по просьбе читателей:

-18

И маленькое видео с удалением стойких поверхностных загрязнений и старого лака - процесс показан чуть подробнее, чем на gif'ках.

Всем Добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии и реставрации, и до новых встреч!

Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.

Обложка статьи
Обложка статьи