Двадцатого января этого года мне суждено было оказаться в нашем Оперном театре на первом ярусе ровно посередине примерно с шести часов вечера до девяти. Я приобрела билет по «Пушкинской карте» ещё полтора месяца назад, надеясь, что это будет какое-то вознаграждение и подарок для самой себя после сессии и встречи Нового года (уже тогда поняла, как тяжело будет возвращаться в рабочий ритм). Теперь я хотела бы немного порассуждать с точки зрения обывателя о том, что я увидела и оказался ли этот подарок тем, что я хотела получить. Речь пойдёт о том, что я думаю о сценографии, а не об опере Петра Ильича Чайковского. Хочу сказать, что перед походом в театр я прочитала повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством» и посмотрела фильм-оперу «Черевички» 1944 г. (реж. Михаил Шапиро, Надежда Кошеверова, в главных ролях Григорий Большаков, Лилия Гриценко и др.). Я понимала, что либретто написано поэтом Яковом Полонским, который работал со множеством прекрасных композиторов. После посещения нашего Оперного к музыкальной составляющей негативных комментариев совершенно никаких: это звучно, если хотите, по гоголевски "вкусно". Дирижёр-постановщик Константин Чудовский, дирижёр Максим Козлов, хормейстер-постановщик Алексей Петров и оркестр, солисты – профессионалы своего дела и в этом у меня не было и не будет сомнения. К сожалению, я не купила брошюру, а потому не отметила для себя, кто именно выступал из солистов в этот день и предполагать не буду, однако фотографии для примера вставлю с премьеры 2022 г. и других дней (за это время сценография не поменялась), мои аплодисменты и в силу стеснительности тихое «браво» предназначалось именно исполнителям музыки Чайковского, которую я рада была услышать в живую, но не художникам и не режиссёру-постановщику. Хотя я немного понимала, что постановка не будет классической, но всё равно было неожиданно. Режиссёр Борис Павлович до этого в опере никогда не работал и в постановке желал подсветить то, что было бы интересно для не знакомых с оперой, показал сюжет так, что он подошёл бы для просмотра с детьми. Художники-постановщики – Александр Мохов и Мария Лукка, хореограф – Нурбек Батулла, анимация Анастасии Соколовой, художник по свету – Стас Свистунович.
Итак, перейдём к сценографии. Музыка сопровождалась анимацией на экране на арьерсцене (в глубине). Я понимаю, что в начале, во время длительной увертюры Чайковского необходимо было показать фантастичность мира Гоголя (у которой не может быть ограничений и стандартов), например переливающихся рыбок в глубине Днепра и грозу через мерцание света в снегу. Но в тот момент я не совсем поняла зачем необходим был мамонт, пробирающийся сквозь бурю и дрейфующий в космосе с различными животными? Зачем нужны были вышки электропередач, вертящиеся в снегу? Чтобы показать, что всё пошло верх дном настолько, что даже время перепуталось, для ощущения мифического макрокосмоса? Конечно, при проделках чертей всё идёт не по плану, но зачем использовать образы, которые никак не перекликаются с украинской атмосферой, с тем самобытным, что есть да что там в повести, в либретто? В общем, вопросов у меня появилось много и сразу, но различные анималистичные образы я мысленно списала к созвездиям, которые в небе могут появиться абсолютно разные.
Диканька не выглядит как село, каким является да и вообще никакой конкретики, которую я ожидала хотя бы немного – там не нашлось. Некоторые пространства обыграны, как мне кажется, совершенно не подходящими к оригиналу образами: дом Солохи (меццо которой очень мне понравилось) оказался будто залом на заводе с кучей труб и горящей печкой (как выяснилось позже для меня – это была самогонная труба, отсылающая к производству героини в повести) а сама она, сбросив свой старый кафтан, предстала в грациозном платье в стиле времён Мэрилин Монро. Конечно, обаяние и игра солистки затмили для меня многое непонятное в сценографии, а каков был её потрясающий голос! Но всё-таки некоторые нелепости даже на дальнем расстоянии и с плохим зрением заставляли меня иронично улыбаться. Прячущиеся гости Солохи: Чуб, голова, дьяк (в опере – школьный учитель) заходили за картонные мешки и перебегали, когда их нужно было передвинуть, причитая и выглядывая из окошек, повально рассмешив зрителей, а декорации передвигали сами чёртики, одетые в строительную одежду.
Детская яркость образов, которыми изобилует постановка, пришлась мне по вкусу в единственном месте: когда ряженые парубки и девчата выбежали колядовать, ведь это разгульный яркий праздник. Вот здесь, как сказали некоторые зрители рядом со мной, души режиссёра и костюмеров должно быть разгулялись как на настоящих колядках! Были и чудища-ростовые куклы (что опять-таки меня смутило, так как я сомневаюсь в наличии ростовых кукол в селе, но забываю, что смотрю с классической призмы, а наш режиссёр уверяет, что это переплетение различных времён) и розовые, зелёные бороды, огромная синяя птица (прошу заметить, что у Якова Полонского это Одарка, подруга Оксаны) в сапогах, точнее сказать в черевичках, которые так понравились Оксане. Колядующие обращаются в зал и кланяются со словами «Добрый день!», включается свет, и публика радостно машет в ответ, этот момент для меня был необычный и радостный, как будто я снова маленький ребёнок.
Сейчас я понимаю, что эта пёстрая команда вполне соответствует фантастическому миру Гоголя и колядкам, но как же меня смущала синяя птица, которая сидит в доме Оксаны и слушает речи Вакулы… это было не смешно, ведь герой в искренней любви признаётся и не на шутку, между прочим, расстраивается, собирается броситься в прорубь! А рядом, понимаете ли, огромная смешная синяя птица (похожая на петуха) под расшитым лебедями ковром и портретом Александра Сергеевича Пушкина (для того, чтобы показать, что Оксана не глупа, что тоже мне кажется саркастично).
Кузнец Вакула, который во всём селе с невероятным талантом пишет по дереву и самые крепкие выковывает серпы и плуги – в постановке оказывается в рабочем переднике на манер советского маляра. Солист со своей лиричной песней «Слышит ли девица, сердце твоё» сразил меня абсолютно, в этот момент я не слышала никаких перешёптываний соседей в зале и никаких комментариев со стороны – только голос и почти со слезами, растрогавшись, подавалась вперёд (мне даже не приходилось поворачивать во все стороны свои очки из-за низкого зрения, чтобы прочитать субтитры, но слава богу, либретто я читала в этот же день и слова помнила более менее).
О разноцветных ростовых куклах, которые во время отчаяния Вакулы и его намерения убежать и прыгнуть в прорубь стоят рядом с ним и будто бы плачут я вообще предпочитаю забыть, потому что смешение забавы и трагедии (которая у Чайковского полнее раскрылась в следующих операх, но здесь находится в зачатке внутри комедии) для меня является лишним. А огромная русалка, словно сделанная из фольги с головой с автопортрета Фриды Кало (как я выяснила, благодаря статьям неравнодушных) – вообще для меня какой-то абсурд. Допускаю, возможно, что авторы закладывают в такие образы стиль «новой искренности», наивности, что-то вроде реалистичных костюмов «Бременских музыкантов» в новом фильме 2024 г., которые не должны вызывать отторжение даже если выглядят неприятно – это ведь добро, искренность, вот она какая и осуждать её и называть некрасивой никак нельзя. Ведь в основе – не зло! И тут, как будто бы, не поспоришь, для детей хороший пример и понятный и русалок замерзающих и молящих о помощи жалко, но тогда мне не ясно – почему у оперы стоит ограничение по возрасту 18+ в афише Оперного театра...
Не могу объяснить почему, но так же меня расстроила потеря обычного образа чёрного чёртика с рожками и хвостом. Наш Бес был в эстрадном жёлтом блестящем костюме, вместо хвоста (за который Вакула схватил чёрта) у него слабым местом оказался сверкающий жёлтый жезл, для меня ни на шутку напоминающий световой меч из «Звёздных войн» (позже я увидела в статье ТАСС такое же сравнение). Такой же «меч» потом появляется у Светлейшего в руках в Петербурге.
Один из самых фантастичных моментов у Гоголя, полёт на спине чёрта, оказался обыгран просто и по-детски: актёры Беса и Вакулы держатся друг за друга, притворяясь, что их одежда развивается на ветру и они восхищены скоростью полёта. Такая наивность, конечно, не является чем-то плохим. Получается режиссёр снова всё перевернул с ног на голову, выбрав так просто отыграть сцену телепортации, но зато добавив пафоса в бытовые (насколько это можно назвать бытовым в дворцовой жизни) действия в Петербургском дворце, о которых ещё многое что можно сказать.
Вообще насчёт последних действий в Петербурге, которые мы лицезрели во второй части у меня много негодования. Там и ряды придворных с париками цвета фуксии, обилие жёлтого, грязного золотого цвета и «балет русских красавиц» с плоскими эллипсами вместо юбок и казаки с татуировками в штанах мятного цвета с кучей кисточек (а не в красных шароварах), которые отплясывали «казачка», для меня что-то похожее в итоге на современный брейк-данс… В один момент я подумала, может быть здесь заложена какая-то ирония над нашей с вами современностью? С такой точки зрения художественная интерпретация для меня оправдана и мне кажется, что Николай Васильевич этот фантастичный и иронизирующий подход над нами оценил бы. Ну, то есть о напыщенности, о глупости, о внешнем блеске и внутренней пустоте... Но даже после этого визуальная составляющая вызывает отторжение: анимация с коллажами из различных образов «под старину» в технике «пэч-ворк» и с юбками в виде ионических капителей, пёстрые костюмы с кислотными цветами, картонные большие модели шикарной обуви, разметка черевичек, как у сапожников, всё это кружится, мелькает, как в советском мультфильме «Фильм! Фильм! Фильм!». В общем какое-то непонятное, глупое торжество. Думаю, такую эмоцию оно и нужно было передать, на фоне сельской любви и простоты. Если в этом была задача, то её, конечно же, добились.
В финале, как и задумано, побеждает добро и любовь, всё по сюжету, «по классике» можно сказать после увиденного эксперимента. Финальные танцы и пляски колядующих мне понравились, здесь обилие цветов снова было на своём месте.
Каков же будет вывод? Я бы точно не советовала знакомиться с оперой в Екатеринбурге с этой постановки. Такая экспериментальность на сцене требует либо детского и наивного взгляда, либо какой-то подготовленности и понимания, что сейчас ты будешь смотреть яркое визуальное шоу под классическую музыку в стиле Энди Уорхолла и Марка Шагала. Вообще, данная постановка имеет на своём счету награды, полученные в 2023 году, например Павел Межов (Школьный учитель) получил Национальную оперную премию «Онегин» за роль второго плана. Так же постановка получила Свердловскую областную премию «Браво!» как лучший спектакль в музыкальном театре, лучшую женскую роль второго плана в музыкальном театре получила Вера Позолотина (Солоха), так же специальные дипломы – Анастасия Соколова (анимация), Нурбек Батулла (хореография).
Мне понравились статьи, которые я прочитала, чтобы убедиться, в своём ли я уме и правильно ли всё понимаю, всё ли в порядке с моим мнением? Потому что в конце концов, даже перечитав статью, я подумала, что слишком сильно сосредоточилась на минусах и не отметила то, как это всё было весело в своём сумбуре и я смеялась несколько раз. Возможно мне не хватило интеллектуальной нагрузки, размышлений, в которых я сейчас нуждаюсь, но в то же время от которых бегу и хочу радоваться жизни, уходя в фантастические миры... Мне ещё, наверное из-за молодости, присуще сомневаться и это, я думаю, хорошо. Поэтому советую ознакомиться с разными статьями журналов и частных лиц, которые виделись с этой оперой ещё год назад, когда она считалась свежей:
1. Статья с творческим чувственным отзывом о премьере этой постановки от автора «Сцены идеальной жизни». URL: https://dzen.ru/a/Y3jUTGY6FQvReRYb
2. Статья, которая помогла мне понять, где же взаимосвязь в оформлении и смыслах: «ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)». URL: https://ptj.spb.ru/blog/gde-to-na-belom-svete/
3. Хорошая статья с теми же мыслями, что у меня крутились про этнографию, малороссию и фотографиями, которые я вставила в свою статью: «Играем с начала | Статьи | Почти без этнографии». URL: https://gazetaigraem.ru/article/34508
4. О премьере с отметкой о переплетении реального и фантастичного, прошлого и настоящего и фотографиями, которые я вставила в свою статью: «В Екатеринбурге состоялась премьера оперы Чайковского «Черевички» | Belcanto.ru». URL: https://www.belcanto.ru/22120601.html
5. Фотографии для оформления с официального сайта «Урал Опера Балет – Екатеринбургский театр оперы и балета – uralopera.ru». URL: https://uraloperaballet.com/spektakli/cherevichki
6. Фотографии для оформления из статьи «В Екатеринбурге покажут оперу «Черевички» впервые за 70 лет». URL: https://momenty.org/afisha/18580