Найти в Дзене
Добрый Психологист

Вижу ДПС и пишу в городской чат – «Улица такая-то. ДПС нет!». Чтобы нарушитель попался...

Оглавление

Почти полгода назад я проводил опрос на тему отношения к всякого рода чатам и группам МДПС. Это «Местоположение ДПС», если кто не в курсе.

Подписчики там делятся в режиме реального времени где стоят или едут экипажи ДПС, либо отчитываются о «чистоте» наиболее популярных мест остановки.

Мнения в опросе прилично разделились. 60% выступили категорически «против» подобных сообществ, 30% «ЗА», полагая их полезными. Остальные отражали мнение в комментариях.

Сам опрос и ветка тут:

  • Некоторые комментаторы изо всех сил пытались натягивать сову на глобус, утверждая, что подобные чаты, якобы, дисциплинируют водителей.
  • Другие полагали, что ничего криминального тут нет: законопослушному гражданину так же неплохо знать, где в данный момент «ловят». Ну чтобы время, типа, не терять.

Короче все доводы защиты, мягко скажем, натянутые. Я из той категории, что почти категорически «против». Иного использования таких чатов кроме как для перемещения нарушителей и всяких "бесправников" не вижу.

Обещанная веселая история отложилась, потом я ее изложил, но стало интересно продолжение и развитие темы. Ну и теперь, думаю, пора ее рассказать, дополнив.

Вы зачем меня сюда притащили?!

Глубоко за середину лета меня пригласили в группу WhatsApp. Название какое-то бессмысленное, типа «Чат у Васи». Приглашал хорошо знакомый человек. Уточнил еще – это что? Это ты пишешь или спамеры?

- Да не переживай, я. Заходи. Будет интересно! – прилетела голосовуха от того, скажем, Васи.

Сейчас бы я, кстати, не спешил верить голосовому сообщению.

В группу зашел, поздоровался. Чатик на 10 человек.

Отозвались некоторые – половина знакомых людей в реальности, даже в контактах есть, часть – из околоюридической и правоохранительной сферы.

Дело было что называется «на ходу», я куда-то то ли шел, то ли ехать собирался. Уведомления выключил (терпеть не могу «бряканье» чатов) и забыл. Вечером полистал…

Что за?! Это же классический МДПС. Там стоят. Там стоят. Фотки «гаишной» машины на одном месте с разных углов.

- Пардон, а я тут зачем? – написал в чат. – Вася, ты МЕНЯ сюда зачем позвал? Ничего не перепутал?
- А, ты ж прошлых сообщений не видишь. Я щас наберу.

В ходе разговора выяснилось, что организатор группы и самой идеи – один из участников громкого ДТП 2-летней давности в соседнем районе.

Будем звать его Паша. Ему 26 лет. Паша этот с младшим братом (2 года назад тому было БЫ 17 лет) ездил в тот самый соседний район на речку, потом ехал оттуда вечером и поймал лоб в лоб со встречки заснувшую пьянь.

Младший – бесповоротно, а Паша после реабилитации перемещается только на коляске и, к сожалению, без шансов на улучшение. Грустная очень история. Виновник даже тяжкого вреда не получил, так, поломался. Спасло, видимо, расслабленное состояние «киселя на водке» и более надежная машина.

Сидит свой «пятак» еще и будет сидеть до конца, так как ущерб (3.5 млн. совокупно взыскали) не выплатил и не выплатит судя по всему.

Пока Паша был в больнице, в соц.сетях кипело обсуждение ДТП. Виноват, не виноват, кары всевозможные, проклятия жесткие и прочие непотребства любого обсуждения ДТП в этих наших интернетах.

Попутно кто-то притащил скриншоты из местного чата МДПС, где виновник ДТП полдня метался с вопросами «А че? А где они? А там нету? А кто во-о-от туда поедет – маякните». Между его последним вопросом и сообщением подписчика об уже случившемся ДТП прошло менее получаса…

Скриншоты эти кто-то показывал и Паше. И он, вполне по понятным причинам, все эти чаты настолько сильно «возлюбил», что со временем разработал целую схему нарушения их работы.

Тайный поклонник МДПС

К счастью для несчастной судьбы Павла, его профессия позволяла работать удаленно, чем он и пользовался. В силу своего состояния и ограниченной мобильности, даже вне работы проводил за ПК 90% свободного времени, вследствие чего имел возможность заниматься многими на первый взгляд колоссально пожирающими время делами.

По закону все эти МДПС чаты… законны. По стране были крайне редкие прецеденты с попытками запрещать их размещение и ведение, даже где-то первая инстанция их прикрывала – но по другим причинам.

Оскорбительное название, например. Или очевидно провоцирующие на нарушение закона описания.

Сама же деятельность чатов внимания у органов не привлекает. Хотя ДПСники в таких чатах так же пасутся, информация достоверна 100%. Иногда даже админов целенаправленно проверяют. Каждый раз как встретят =) Во всяком случае один из первых чатов в городе лет 10 назад закончился не начавшись именно по такой причине.

На 2023 год у нас самая "мощная" группа МДПС была в ВК (более 2000 человек), другая начинала зарождаться в ТГ. Ну не считая всяких мелких по 100-150 человек.

Но что же придумал Паша?

А придумал он сетку из фейковых страничек, подсаженных в такой чат. Страничек весьма правдоподобных. С друзьями, с постами, все как надо.

Страницы частично закрытые. В друзья добавлены различные бизнес-странички (чтобы заходивший на них человек из этого же города видел совпадение в 2-3-4 общих друзей).

На аватарке и в ленте что-то, косвенно связанное с городом. Например, машина на фоне городской достопримечательности. Или парень со спины на фоне городских узнаваемых улиц. Фото сгенерированы с применением нейросетей, там все в целом очень просто.

В молодежной среде «пацанские» страницы без обилия личных фото не вызывают подозрений. Даже наоборот – в таком чате писать с очевидно идентифицируемой страницы негоже)))

И вот этот зоопарк занимался дезинформацией.

Пугал обитателей чата возгласами о явлении «летучих» экипажей из областного центра. Эти бравые ребята ловили только пьянь. По слухам стоимость «негласного договора» с ними достигала 6-значных сумм, но со 100% достоверностью я не знал никого, кто бы смог договориться. А вот лишенных с их помощью знаю прилично.

«Область на *ской». «Н-ские возле автовокзала». «Прячемся, Н-ские по центру всех тормозят!»

Такие посты в чаты он закидывал почти каждый день с разных страниц. Это изначально.

Аналогично вкидывал и про местные экипажи.

А потом начал искать помощников.

К тому моменту, как меня пригласили в эту прекрасную группу, там уже активно работало 8 человек. Трое из них – потерявшие близких в ДТП из-за пьяных водителей. Кто-то со своей страницы кидал, кто-то пользовался учетками Паши.

Был даже действующий (и мне хорошо знакомый) сотрудник ДПС, который иногда подкидывал свежие фотки стоящего «на посту» служебного авто – для использования в «липовых» постах и сообщал о месте следующей остановки. Чтобы это место "безопасным" в чатах проводили.

Участники же группы, действия в МДПС чатах:

  • При виде стоящего «на облаве» экипажа ГИБДД сообщали местонахождение с припиской… «чисто, тишина». Т.е. ОБРАТНУЮ информацию.
  • Про «чистые» популярные места полицейского контроля, наоборот, сообщали о наличии там ДПС.
  • Паша выступал «Доктором Мориарти» и дергал за ниточки, ставя текущие задачи. Типа «скиньте, что там чисто» или «подбросьте фотку с улицы такой-то».

Еще и периодически вбрасывал конфликты в адрес активных участников:

  • Какой-нибудь реальный Федя пишет «улица такая-то, никого!».
  • «Фейковая» страничка вкидывает фото с этого места (их целая коллекция, спасибо ребятам из ГИБДД), мол, стоят!
  • Другая фейковая страничка провоцирует конфликт с претензиями к реальному пользователю: «Да что ты гонишь?! Вон фото, ты засланный тут?! И так далее»

Некоторые «фейки» пришлось скормить публике, когда вышли проколы с дублированием фото.

Так же организовали доступ «гайцам» в эти чаты. Там очень интересные результаты работы были. У ДПС))

И что, реально действует?!

Еще как. Где-то через 3 месяца такой «профилактической работы» до актива чата дошло, что где-то тут подвох. Начали между собой ругаться, никто и никому не верит. Аудитория группы упала с 2000 до 1500 человек (из остатка половина – мертвые страницы). Чат превратился, в основном, в выручайку – подкурить машину, починить, бензин подвезти, колесо сделать, кого-то куда-то отвезти и т.д.

Конечно, на полном серьезе и постоянке этим заниматься – это жесть. Для себя во всяком случае вижу так. Я изначально вообще посмеялся с идеи. Но честно дал несколько советов по социальной инженерии. Благо, что неплохо ориентируюсь в менталитете среднестатистического обитателя социальных сетей в провинции. Еще подсказал кое-какие идеи подал по взаимодействию с ГИБДД. Ну и по платформам советы. Есть одна соц.сеть/мессенджер, затрудняющая подобную деятельность. Но не критично.

Да, еще несколько интересных и идейно настроенных против пьянства за рулем товарищей им подогнал. Ну и частенько сам писал «обратные данные», если ДПС в городе видел.

Потому как пьяниц за рулем, как помнит читатель, я очень «люблю»…

Но мой скептицизм оказался не в тему. Методика работает! Хотя и требует от организатора – Паши – колоссальных усилий и фанатичного следования идее.

Сейчас в нашем районе практически не действует такие чаты как МДПС. В день максимум 4-5 вопросов и те забивают «дежурные» боты, которых Паша там насажал больше двух десятков. Ранее сообщения о движении экипажей летели чуть-ли не с 10-15 минутным интервалом.

Паша же сейчас с соседними районами думает что и как сделать. Но из-за отсутствия достаточного количества хорошо знакомых людей оттуда – пока это лишь его мысли. Фанатичные…

В некоторых районах он пару таких чатов просто... купил и сменил тематику.

А так. Молодцы ребята даже не в плане результата, а как пример организованной гражданской сознательности и твердых моральных принципов. Может быть когда-нибудь у нас так и нарушителей будут кошмарить?

Аудитории, которой всегда за радость усложнить работу органам правопорядка и помочь нарушителю - просьба не напрягаться. Радуйтесь, что вы – не Паша. И не остальные активные участники этого «античата». Именно поэтому пока не понимаете сути…

«Нравлик» по традиции, остальное – по желанию...