Христофор Колумб совершил своё первое плавание в 1492-1493 годах по заданию испанских правителей. Открыл на западе множество островов: малых, больших (Эспаньола, Санто-Доминго), и огромных (впоследствии Куба). Это произвело такое сильное впечатление, что ему сразу же был присвоен соответствующий герб и девиз: "Por Castilla y por León Nuevo Mundo halló Colón" (для Кастилии и Леона Новый Свет открыл Колумб). Странам за океаном, таким образом, было придумано название "Новый Свет" сразу же, до выяснения - острова ли это, материковая Азия либо еще что-то. Колумб совершил еще три экспедиции, с разным успехом. Кроме островов Карибского бассейна, он первым из европейцев посетил берег Южной Америки у острова Тринидад, исследовал берег Центральной Америки. Впрочем, на матером берегу он почти не высаживался по причине густых мангровых зарослей, болот, недружественных дикарей и прочих опасностей. Из интересных событий - прямо с моря открыл устье Ориноко, точнее, обнаружил пресную воду особого цвета вдали от берега, что говорило о мощной реке. Интересно это еще и потому, что свидетельствовало о континенте с большим водосбором. Короче, с Колумбом всё ясно, есть его наброски карт и подробные дневники, которые для тогдашнего читателя подготовил к публикации монах и историк Бартоломео де Лас-Касас. Есть также масса документов об экспедициях и судебных разбирательствах.
О Веспуччи начнём с того, что "Америго" - это итальянская форма латинского Альберико, Альбер, и это распространённое имя, а не фамилия. Такое вообще редкость в топонимике: для названий пользовались именами только святых и венценосных особ. Об Америго Веспуччи слышали все, о нём писали и современники, сочинил и Стефан Цвейг свою повесть со множеством интересных фактов и рассуждений. Однако здесь, в отличие от известного писателя, разберём географию, а не историю названия и не мистику случая. Цвейг в пылу исторической полемики не пишет о географии почти ничего. Меж тем это несложно: практически всё, что мы знаем о плаваниях Веспуччи, почёрпнуто из двух собственных писем путешественника. Сохранились лишь эти два коротких документа, остановимся на них поподробнее.
Согласно этим первоисточникам, в 1497 году некие суда неизвестно с кем во главе доплыли из Испании до неких островов на западе за океаном. Америго старательно описывает нравы народов и мелкие события, нигде не указывая местоположение. Вряд ли это умышленно: похоже, он и сам смутно представлял, где находится. В путешествии был он не капитан, не штурман, а пассажир, хоть и знатного происхождения. Как сообщают историки, играл роль "представителя инвестора", говоря нынешними словами. Упоминал он поселения на воде, что намекает на малую Венецию, Венесуэлу, а других привязок нет.
Во втором путешествии (1499—1500) мореплаватели встретили землю на большом расстоянии к юго-западу от Канар, это мог быть матёрый берег Южной Америки. Оттуда они двинулись обратно, посетив "остров Антильского архипелага, тот самый, который Христофор Колумб открыл несколько лет назад", скорее всего - Эспаньолу. Других географических уточнений нет, лишь описание народов, знакомств и стычек с ними. Впрочем, другие источники того времени предполагают, что Веспуччи мог плыть с известной экспедицией Алонсо Охеды. О ней есть сведения, которые говорят о том, что это был берег материка в районе острова Тринидад, за год до этого открытый Колумбом. Историки упоминают еще одно письмо Веспуччи, написанное какому-то "другу", в котором он описывает своё отдельное плавание на юго-восток вдоль берега. Само письмо не сохранилось, но все твердят о том, что, мол, Веспуччи увидел громадную реку и даже поднялся по ней на сотню километров. Это могла быть Амазонка, и если так, то он открыл её устье. Впрочем, даже если это речное плавание - вымысел, достаточно было пройти морем вдоль берега, чтобы понять всю мощь неизвестной доселе реки, самой могучей в мире. Так или иначе, открытие устья Амазонки остается за Веспуччи.
Третье путешествие (1501-1502) он совершает уже под португальским флагом из Лиссабона, возможно, под командованием известного Гонсалу Куэлью: Веспуччи поминает руководителя как "адмирала", без имени, такой уж "безымянный" стиль у него. Шли они мимо Канар к берегам Эфиопии, то есть черной Африки. Оттуда, пополнив припасы, двинулись к юго-западу. Ближайший берег в этом направлении это Бразилия. Широту Америго указывает достоверно, это несложно по высоте солнца в полдень, а вот расстояния заметно путает, и даже не пытается оперировать долготой. Способы определить долготу, меж тем, в ту эпоху были известны астрономам. Хорошо знал их, например, Колумб, определявший эту координату по затмениям Луны и Солнца. Иные ученые, а за ними и Цвейг, пытаются представить Веспуччи навигатором, даже картографом. Однако по его письмам этого никак не скажешь, скорее, наоборот. Ни одной карты он не приводит, не упоминает, не говорят о них и историки, ну и до нас ничего не дошло такого рода. Был он, несомненно, весьма образован, но точная геодезия, черчение - явно не его конёк. В любом случае эта экспедиция, как признаёт ученый мир, скорее всего открыла самый юг побережья нынешней Бразилии, так далеко еще никто не доходил. Берег от устья Амазонки до этих мест они тоже прошли по пути, но его открыли до них Пинсон, Лепе, Кабрал и де Мендоса, причем в один и тот же 1500-й год.
Веспуччи мог знать об этом, но не пишет, это тоже ему свойственно. От крайней южной точки берега, он, по его словам, зачем-то повел суда в океан к юго-востоку, в открытый неизвестный океан. Суда зашли далеко на юг (на 52 градуса от экватора!), где обнаружили большой остров. Веспуччи приводит множество астрономических и климатических аргументов, подтверждая это невероятное достижение, повторяя и дополняя их в другом письме. Все вроде похоже на правду, не конфликтует и с современными представлениями об антарктических водах. Однако историки и тогда и сейчас считают это маловероятным. Не было смысла так рисковать практичным завоевателям, слишком велики расстояния, не соответствует время в пути скоростям парусных судов. В любом случае, ни координат, ни описания острова нет, и это никак нельзя считать открытием.
Как же такой рядовой исследователь и сочинитель настолько прославился? Ирония судьбы, "комедия ошибок", как определил Цвейг, но не только. Название "Америка" для южной части предложил француз Вальдземюллер, издав в 1507 первую обобщенную карту "Нового Света", в составе карта всего известного мира. Открывали новые земли испанцы и португальцы, но по ряду причин писали об этом мало. Довлела и завеса государственной секретности, и коммерческой тайны. Налицо также деловитость, практичность этих народов в ущерб их умению изящно сплетать слова на бумаге. Издавали книги в ту эпоху больше итальянцы и французы, особенно образованные и близкие ко дворам. Письма Веспуччи, сочиненные им для своих покровителей, он вовсе не собирался публиковать, но они были написаны на итальянском и латыни. Покровители же эти были весьма родовитые и влиятельные люди, возможно давние друзья Америго (так он пишет, по крайней мере). С их легкой руки письма, составленные весьма цветисто, попали в тогдашнюю "прессу", приобрели поклонников, разошлись в сотнях копий, были изданы с комментариями и домыслами, стали известны и ученым, как главный источник о Новом Свете. Вальдземюллер предложил это название лишь для Южной Америки, по сути Бразилии, но накатом "американизация" пошла и дальше в среде картографов. Именно они своими атласами и задают окончательные названия, а вовсе не изыскатели. Это подробно описано у Цвейга, кто не читал, советую.
Теперь о викингах, точнее, норманнах: посещение Северной Америки известно по их сагам. Сперва Эрик Рыжий, бежав из Исландии, основал колонию в Гренландии и даже наладил регулярное сообщение с метрополией. Предположительно в 985-м году некий Бьярни Херлофссон сбился с этого торгового пути и привез известие о новой земле на крайнем западе. Около 1000-го года Лейф Эрикссон, сын Эрика Рыжего, решил разведать эти земли, купил корабль у Бьярни и отплыл в западном направлении. Он открыл Хеллуланд, Маркланд и Винланд, и основал поселения, так однозначно гласят саги. Это сохранилось также в преданиях местных индейцев. В 1960-х годах нашлось и доказательство: на острове Ньюфаундленд было раскопано норманнское поселение. Жили викинги там недолго, всего несколько лет.
Саги не являлись письменным источником, не звучали они на других языках, и кроме норманнов, об этом открытии никто не знал. Однако для них это был основной способ хранения и передачи информации, притом довольно надежный, на века. Это не то что наши сказки, скорее, устные летописи, которые передавали события довольно точно. Таким образом, можно считать, что Лейф Эрикссон открыл остров Ньюфаунленд... для всех жителей скандинавского полуострова, где эти саги имели хождение. Основной европейской науке об этом не было известно: впрочем, Европе в то время было не до того.
В итоге с открытием Америки всё достаточно ясно: не было одномоментного события. Открытие неких новых земель было, и обширных, а вот весь огромный континент открывали постепенно, по частям. Норманны открыли остров Ньюфаундленд, но для себя. Колумб первым из пишущих европейцев открыл для всех острова Карибского бассейна, немного проплыл вдоль берега Южной Америки, исследовал берег Центральной. Этими своими эпохальными свершениями он, кроме всего, приоткрыл завесу в так названный испанцами "Новый Свет". Уже через год за ним буквально хлынули мореплаватели, купцы, завоеватели, которые и открыли всю остальную Америку. Веспуччи был всего лишь один из них, а таких ринулись полчища. Нередко экспедиции шли одна за другой вперемешку, не ведая о соперниках. В итоге историки распутывают вопросы первенства до сих пор. Самих первооткрывателей лавры в ту эпоху, впрочем, мало заботили, "они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце", как сформулировал летописец той эпохи Лас-Касас. Это, к слову, не фигура речи: именно крест был главным символом завоеваний в пору истового католицизма и инквизиции, и именно золото притягивало авантюристов в Америку, не "индийские" пряности, которых не нашлось в Новом Свете, и не другие дары природы. Даже рабы ценились мало, как непокорные дикари-каннибалы.
Напоследок немного юмора: Америка при иных обстоятельствах вполне могла бы называться "Нормандия", "Эриксония" или даже "Бьярния". Могла стать Колумбией, Коломбией по итальянской фамилии Христофора, или "Колонией" по испанскому написанию "Кристобаль Колон". Могла также зваться Америгией, Веспуччией или как-то еще, это уже игра случая. Могла зваться даже Альберикой или Альбертиной ,)
К слову, первенство Колумба никогда всерьез не оспаривалось, несмотря на судебные разбирательства. Ему вменяли в разных инстанциях диктаторство и нерешительность, негуманность и излишний гуманизм, растраты и скупердяйство, но никогда не спорили о его географических достижениях. Даже за Веспуччи, который как конкурент и акробат пера, вполне бы мог подкопаться, мы не знаем таких поползновений. Впрочем, Веспуччи никого почти не поминает по именам в своих письмах, ни из соратников, ни из соперников. Но и эта черта, и его хвастовство, и очернение народов, и выдумки на манер геродотовских, и грандиозные ошибки в координатах и расстояниях вообще характерны для той эпохи. Они нисколько не умаляют удивительных достижений и грандиозных открытий. Не нам судить первооткрывателей, но будем помнить и разбираться.
Источники:
- Письмо Америго Веспуччи о его третьем путешествии к берегам Бразилии. Повествует о его третьем плавании с мая 1501 по сентябрь 1502. Написано было в конце 1502 или в марте — апреле 1503 года и адресовано Лоренцо ди Пьеру Франческо дель Медичи. Текст (с вариантами) по изданиям 1504, 1505 и других годов".
- Письмо Америго Веспуччи об открытых недавно в его четырех путешествиях островах, написанное 4 сентября 1504 года к Пьетро Содерини, гонфалоньеру республики Флоренции.
Оба письма переводились на русский язык с итальянского и латыни, были опубликованы в советское время, любой может найти их в интернете.
- Дневник первого путешествия Христофора Колумба. Бартоломе де Лас Касас, конспект с оригинала. Именно этот дневник есть в интернете, остальные мне не удалось разыскать.
- Магидович Иосиф Петрович. Очерки по истории географических открытий. У меня все его пять "бумажных" томов, эти труды также есть в интернете.
О других открытиях: