С 1 февраля вступают в силу изменения в закон, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должниками. Адвокат Кирилл Данилов, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, рассказал о сути нововведений.
Рамки закона
Как объяснил Данилов, в России коллекторская деятельность регулируется Федеральным законом № 230-ФЗ от 3 июля 2016 года. Несмотря на наличие отдельного закона, до сих пор остаются проблемные вопросы, касающиеся порядка и периодичности непосредственного взаимодействия коллекторов с должниками. Новая редакция закона уточняет эти способы взаимодействия.
Изменения устанавливают, что при возврате просроченной задолженности кредитор или его представитель имеют право взаимодействовать с должником через:
- личные встречи;
- телефонные переговоры;
- автоматизированного интеллектуального агента;
- телеграфные, текстовые, голосовые и другие сообщения по сети связи общего пользования или с использованием сайтов и портала "Госуслуги";
- письма по месту жительства или месту пребывания должника.
Стороны могут согласовать и другие способы взаимодействия, однако должник вправе в любой момент от такого дополнительного способа взаимодействия отказаться.
Имя и код
Законодательные новшества также направлены на борьбу с нежелательными звонками от коллекторов.
Для предотвращения слишком частых звонков со стороны коллекторов уточняются их периодичность и длительность. В соответствии с новой редакцией закона, непосредственное взаимодействие с должником запрещается:
- в рабочие дни с 22:00 до 8:00, в выходные и нерабочие праздничные дни с 20:00 до 9:00 (по местному времени);
- посредством личных встреч чаще одного раза в неделю;
- посредством телефонных переговоров чаще одного раза в сутки, более двух раз в течение недели или более восьми раз в месяц.
Согласно изменениям, коллектор обязан при первом обращении представиться должнику, а также предоставить данные о кредиторе или его представителе. Кроме того, коллектор должен информировать должника о размере и структуре просроченной задолженности.
В случае личной встречи с коллектором потребуйте у него документ, подтверждающий его личность, а также доверенность, подтверждающую его права, советует Кирилл Данилов. Затем следует связаться с кредитором для подтверждения информации о привлечении коллектора.
Юрист напомнил также, что должник имеет право общаться с коллекторами и вести переговоры только через своего адвоката, а также полностью отказаться от взаимодействия с ними в течение четырех месяцев после просрочки по обязательству.
Как бороться с коллекторами, нарушающими закон
Давление на должника запрещено с юридической точки зрения, напоминает Данилов. Если коллекторы нарушают прописанные в законе правила — например, ведут себя агрессивно, угрожают должнику или унижают его, не соблюдают ограничений по количеству контактов или унижают вас — лучше всего зафиксировать это с помощью аудиозаписи и скриншотов текстовых сообщений. Можно запросить у оператора связи детализацию телефонных переговоров.
После документирования нарушений можно обратиться в управление Федеральной службы судебных приставов, а также в полицию или в органы прокуратуры.
За неправомочные действия на коллектора могут быть наложены административные и уголовные санкции — например, штраф до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (в соответствии со статьей 14.57 КоАП РФ). А то и лишение свободы на срок от 5 до 10 лет и штраф от 1 до 5 млн. рублей (п. 4 ст. 172 УК РФ).
Более того, при выявлении однократного серьезного нарушения закона, которое привело к нанесению ущерба жизни, здоровью, или имуществу должника или других лиц, коллекторскую организацию могут исключить из государственного реестра и лишить права заниматься коллекторской деятельностью, отметил Кирилл Данилов.
Ранее "Новые Известия" сообщили, что доля потенциальных неплательщиков по займам приблизилась в России к 20%. Это означает, что каждый пятый должник в России по сути является банкротом.
---