Тема ходячих мертвецов популярна не только в кинематографе и видеоиграх, но и в настольном хобби. Существует более 1400 игр, которые так или иначе связаны с зомби. Сегодня мы расскажем о самой известной из них – «Зомбициде». Вторая версия игры уже вышла в России, а издатель Hobby World планирует развивать серию и скоро привезет новые коробки.
«Зомбицид. Вторая редакция» – самая актуальная версия популярной кооперативной игры, которая дебютировала еще в 2012 году. В обновленном издании ускорили процесс подготовки к партии, добавили новые режимы, переработали способности героев и поменяли поведение врагов. Но базовые принципы остались прежними: группа героев бегает по городу и пытается выполнить задачу, отбиваясь от волн оживших мертвецов. Гибель одного из персонажей, согласно правилам, сразу приводит к проигрышу всей команды.
Игровой процесс устроен очень просто. Сначала игроки выбирают подходящую миссию, потом составляют карту и распределяют стартовое оружие. Каждый персонаж в свой ход может выполнить три действия: переместиться, выбить дверь, обыскать комнату, подобрать ключевой предмет и, конечно, атаковать. Большую часть времени придется возвращать в могилу зомби, а все остальное делать в редкие моменты, когда мертвецов на карте становится чуть меньше. Сражаться с трупами можно как в ближнем, так и в дальнем бою, а успех зависит от броска кубиков. Боевая система напоминает варгеймы в духе Warhammer, где у каждого оружия есть свои параметры: сколько кубиков можно бросить за один выстрел, и какие значения необходимы для попаданий.
У «Зомбицида» сформировалась репутация слишком простой, даже якобы «примитивной» игры. Однако это вопрос перспективы: все равно что критиковать Minecraft за отсутствие сюжета, а The Legend of Zelda – за отсутствие зрелищных катсцен. Структура «Зомбицида» действительно кажется проще на фоне других кооперативных игр, особенно тех, которые делают упор на нарратив. Тут нет карточек контактов из «Ужасов Аркхэма», где художественным текстом описываются злоключения героев. Нет сюжетных развилок, и даже найденные предметы не заставят вас открыть книгу сценариев, чтобы прочитать какой-то новый фрагмент истории.
Зато ничто не отвлекает от игрового процесса. Ни цифровые приложения, ни поиск нужных карт, ни выкладывание новых фрагментов полей, ни чтение абзаца текста, на содержание которого всем, скорее всего, плевать. Партия в «Зомбицид» после стартовой раскладки компонентов – это одна большая экшен сцена, где герои бегут, рубят мертвецов, орут и ругаются. Или смеются, тут уж все зависит от ваших друзей.
На создание атмосферы и кинематографичных моментов в «Зомбициде» работает и дизайн игры, и геймлейные механики. В коробке почти сотня миниатюр, из которых 76 – зомби четырех видов. Поэтому у настолки нет никаких проблем с тем, чтобы передать то самое ощущение орд противников, наступающих со всех сторон. В середине обычной партии на поле могут находиться десятки миниатюр, а малейшая ошибка закончится тем, что выживших быстро съедят.
Враги делятся на обычных «медленных» зомби, бегунов, совершающих в свой ход сразу два действия, и толстяков – огромные туши, которые в толпе принимают на себя весь урон и закрывают остальных мертвяков. Отдельно идут боссы-отродья: мощные противники с уникальными способностями, которые невосприимчивы к обычному оружию. Для их уничтожения придется сначала найти коктейль Молотова, поэтому если такой враг появляется в начале партии, атмосфера сразу же накаляется.
Из-за боевой системы игру называют «кубометом», и бросать кубики тут действительно приходится много. Но сражения проходят быстро, без долгих утомительных расчетов: кинули, посчитали успехи, убрали побежденных зомби, получили опыт – и пошли дальше. Еще «Зомбицид» отлично передает эффекты от мощного оружия, которое позволяет бросать много кубов и убивать сразу несколько мертвецов за раз. Например, с катаной можно ворваться в толпу и зарубить сразу пять оживших трупов.
Еще одна механика «Зомбицида», делающая все интереснее, – прокачка с элементами «автолевелинга». Убийство каждого мертвеца и выполнение заданий дают герою очки адреналина, открывающие новые умения. На определенном этапе персонажи могут выбрать, какую именно способность открыть, причем все они мощные: например, бонусы к дальности атаки, возможность перебрасывать кубики или мгновенно реагировать на новых зомби внеочередным ходом.
Однако вместе с уровнем героев растет накал страстей: чем выше адреналин самого сильного персонажа, тем больше мертвецов «чувствуют» его, и тем больше зомби приходят в квартал в фазу врагов. Поэтому приходится не бездумно убивать всех подряд, а переключаться между героями, чтобы к нужному этапу миссии подойти равномерно прокаченной группой. Команда постоянно становится сильнее, обзаводится новым оружием и способностями, но игра не становится проще и всегда держит в напряжении.
Всего в базовом «Зомбициде» 26 миссий: от простых обучающих заданий на полчаса до долгих полуторачасовых битв с новыми механиками. В более сложных квестах придется заниматься сопровождением людей, поиском еды, а иногда можно даже поездить на машине. Миссии никак не связаны друг с другом сюжетно: можно выбрать любую задачу в зависимости от сложности и свободного времени.
Однако набором стандартных миссий «Зомбицид» не ограничивается. У авторов получилась игра-конструктор, позволяющая легко придумывать собственные сценарии и гибко настраивать сложность. Можно сделать свою карту местности, выбрать предметы, которые должны найти главные герои или решить, сколько волн зомби они должны победить. Составить собственный сценарий удастся буквально за пару минут, без сложной математики и тетрадей.
Если нарратива и более сложных правил все-таки хочется, то стоит обратить внимание на дополнения. Для «Зомбицида» вышли две сюжетные кампании: «Вашингтон, округ Зомбия» и «Форт Хендрикс». Обе добавляют миссии, объединенные общим сюжетом, а также новые фрагменты игровой карты, предметы, зомби и игровые механики. Например, появляется внутриигровая смена дня и ночи: в темное время суток герои и мертвецы хуже видят друг друга, а предметы вроде фонарика дают преимущество. Еще одно новшество – поломки оружия. Игроки бросают дополнительные кубики, чтобы узнать, не сломалась ли их новая мощная бензопила после уничтожения очередной волны зомби.
В расширении «Форт Хендрикс» появляются еще и мертвецы с огнестрельным оружием. Они кардинально меняют подход к уничтожению врагов и здорово освежают формулу «Зомбицида». Старые стратегии, где можно сравнительно легко подсчитать потенциальные угрозы в зависимости от места появления врагов, работать перестают.
В обеих кампаниях также появляются спутники – особые персонажи, которые развиваются на протяжении истории. Их охрана становится еще одной задачей для героев: если спутник погибает, то кампания считается проигранной. При этом приключения персонажей вплетены в сюжет, поэтому их защита не ощущается как бесцельное повышение сложности.
За годы «Зомбицид» стал не просто игрой, а своеобразной платформой для расширений и кастомизации. Серия обросла разными самостоятельными версиями и дополнениями: в сеттинге киберпанка, по мотивам фильмов ужасов, есть даже коробки с героями Marvel и DC. И некоторые издания можно сочетать: использовать модели зомби, героев или заимствовать новые механики и правила. В таком случае придется самому поправить (или додумать) некоторые правила, но в целом фантазию игрока никто ограничить не сможет.
Некоторые компании в последние годы столкнулись с проблемой издания дополнительного контента для уже выпущенных настольных игр, но насчет «Зомбицида» переживать не стоит. Линейку в России будут активно развивать: весной в страну привезут «Зомбицид. Живым или не очень» — отдельную независимую базу про вестерн-апокалипсис, а также «Черную чуму» в сеттинге средневекового фэнтези. Свет увидят и дополнения для перечисленных версий.
«Зомбицид» – отличный кооперативный экшен для тех, кто прежде всего ценит геймплей, а не нарратив. Современные сюжетные настолки предлагают перебирать сотни карт, регулярно заглядывать в приложение или постоянно уточнять хитрые правила боевой системы, а здесь все это не требуется. После подготовки партии начинается «кубомет» – веселый, непредсказуемый, динамичный, но достаточно глубокий, чтобы в финале тут же захотеть разложить еще одну партию.