Найти тему
Лахта Центр

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. КАК СОЗДАВАЛСЯ ПАМЯТНИК ЖИТЕЛЯМ И ЗАЩИТНИКАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА


18 января 1943 года — День прорыва блокады Ленинграда. В ходе наступательной операции «Искра» (с 12 по 30 января 1943 года) войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке флота и дальней авиации освободили Шлиссельбург и южное побережье Ладожского озера. До полного снятия блокадного кольца оставалось чуть больше года.

Фрагмент памятника, рисунок. Фото из книги «Памятник героическим защитникам Ленинграда», 1964 год
Фрагмент памятника, рисунок. Фото из книги «Памятник героическим защитникам Ленинграда», 1964 год

В 1944 году в Ленинграде вышел сборник очерков «Женщины города Ленина». В очерке «Скульптор» писательница Вера Кетлинская рассказала о Вере Исаевой: «Скульптор лепит человека в минуту гнева, в бою, но он хочет, чтобы зритель понял, что человек этот по природе добр и великодушен… Исаева в своей мастерской — как рабочий на стройке. В ватном мужском костюме, в валенках и ушанке, похожая больше на лесоруба, чем на художника, она хозяйственно орудует среди зеленоватых масс глины, среди законченных и только начатых работ». Скульптора Веру Исаеву, работавшую в блокадном городе, ленинградцы называли «нашей Верой Мухиной».

Становление таланта

Вера Исаева родилась в 1898 году в Кронштадте в семье главного врача Кронштадтского морского госпиталя, ученого-микробиолога Василия Исаевича Исаева. В 1911 году, после смерти отца, Вера с матерью и старшей сестрой переехала в Петербург. В гимназические годы она посещала Рисовальную школу общества поощрения художеств, в 1921 году поступила в Государственные художественно-промышленные мастерские (академию имени А. Л. Штиглица), затем — в Академию художеств, где училась у выдающегося скульптора Александра Матвеева. Выпускной работой Веры Исаевой стала скульптура «Труд и оборона» (1927).

Вера Исаева в мастерской. Фото из книги «Пискаревский мемориал: скорбь и память», 1999 год
Вера Исаева в мастерской. Фото из книги «Пискаревский мемориал: скорбь и память», 1999 год

Вере Иcаевой приходилось совмещать творческую работу с преподаванием рисования и черчения в Школе ликвидации безграмотности на Петроградской стороне. В 1935 году скульптор Николай Томский пригласил ее к участию в работе по созданию памятника Ленину в Могилеве, затем — Кирову в Ленинграде у Нарвских ворот. В этой группе скульпторов трудился Роберт Таурит — так и началось их многолетнее сотрудничество. В 1935–1941 годах Исаева совместно с Тауритом создает монументальные композиции «Рабочие читают газету “Искра”», фигуры с гербом для Дома Советов в Курске. В 1941 году они работали над образом летчика Валерия Чкалова. Создать памятник Чкалову помешала война.


Когда защита Родины становится главной темой в творчестве

Известие о нападении Германии на Советский Союз застало Веру Исаеву в Москве. Там она представляла на конкурсе совместный с Робертом Тауритом проект памятника 26 бакинским комиссарам для города Красноводска в Туркмении. Скульпторы получили первый приз, Исаева вернулась в Ленинград и приступила к работе в группе художников, которые создавали уличные агитационные композиции под руководством скульптора Николая Томского. Известны две ее карикатурные работы этого периода — «Гитлер на осле» и «Вандал ХХ века». В автобиографии, написанной для Союза художников, Вера Исаева говорит кратко: «Всю блокаду много работала. Поняла агитационное значение искусства».

Фото из книги «Пискаревский мемориал: скорбь и память», 1999 год
Фото из книги «Пискаревский мемориал: скорбь и память», 1999 год

В блокаду Вера Исаева ездила в командировки на партизанскую базу в Кавголово, делала эскизы из пластилина и гипса на партизанскую тему и создала пластическую «партизанскую сюиту» — «Молодой партизан», «Партизан-узбек», «У карты», «Пожилой партизан». Одну из работ, скульптуру «Партизан и партизанка», установили на Невском проспекте весной 1943 года у Сада отдыха. В письме сестре Исаева писала: «Не волнуйся за меня, мой нежный друг, я ведь тоже сражаюсь своим оружием — оружием форм, оружием красоты, которая самое прекрасное, что есть в мире… Как хочется многим, многим, всем гражданам нашей страны рассказать в формах о том прекрасном, что заложено в жизни». В мастерскую, где она работала, однажды влетел осколок, и Вере пришлось работать дома, на улице Подковырова, где в 1995 году была установлена в ее честь мемориальная доска. Кроме партизанской сюиты, Вера Исаева за годы войны создала серию небольших станковых работ — фигуры воинов, моряков, бойцов противовоздушной обороны.
От мемориала — к скульптуре

В конкурсе на проект Пискаревского мемориала, проходившем в феврале 1945 года, в двух турах победил проект архитектора Александра Васильева.
Александру Васильеву на начало войны было 28 лет, он окончил архитектурный факультет Академии художеств. На фронт Васильева не взяли из-за туберкулеза, и его назначили руководить Изокомбинатом, где изготавливали антифашистские плакаты. Затем, как и многие архитекторы, Васильев был привлечен к созданию схем маскировки.
В 1945 году Васильев пришел на работу в Ленпроект, в мастерскую вернувшегося из эвакуации в 1944 году именитого архитектора Евгения Левинсона. Левинсон по заданию Архитектурно-планировочного управления начал совместно с Александром Васильевым работу над Пискаревском мемориалом.

Модель монумента «Мать-Родина», 1948 год. Фото из книги Ксении Ардентовой «В. В. Исаева», 1977 год
Модель монумента «Мать-Родина», 1948 год. Фото из книги Ксении Ардентовой «В. В. Исаева», 1977 год

Левинсон и Васильев, архитекторы академической школы, опираясь на неоклассический образ Марсова поля, стремились в проекте Пискаревского мемориала создать произведение синтетической формы с единством поэтического слова, скульптуры и архитектуры, грандиозное и сомасштабное классическому Петербургу. Мемориал c углубленным партером, фонтанами, бассейнами, оградами должен был стать органичным продолжением городского пространства. «Нам казалось, что самым важным было найти такие простые и ясные формы, которые могли бы выразить величие беспримерного подвига защитников Ленинграда», — пишут Левинсон и Васильев.

В первоначальном проекте, утвержденном на Архитектурном совете, предполагалось установить обелиск из стекла или гранита в центре некрополя, фланкировать его гранитными стелами по обе стороны. Евгений Левинсон, желая усилить эмоциональное напряжение, предложил заменить обелиск на скульптуру — зримый образ трагедии. «Мать-Родина как бы возлагает венок из дубовых листьев на могилы своих воинов, своих защитников», — объяснял замысел Левинсон. Замена обелиска на скульптуру указывает на желание авторов реализовать идею не надгробия, а городского монумента в традиции памятников борцам за свободу и справедливость, какой была, например, статуя Советской Конституции работы Николая Андреева, установленная в 1919 году в Москве на Тверской площади. Этот женский образ с 1924 по 1941 год являлся официальным символом Москвы, его воспроизводили даже на школьных тетрадях, и он оказал влияние на художественное решение знаменитого плаката Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Монумент «Мать-Родина» в мастерской, 1957 год. Фото из книги Ксении Ардентовой «В. В. Исаева», 1977 год
Монумент «Мать-Родина» в мастерской, 1957 год. Фото из книги Ксении Ардентовой «В. В. Исаева», 1977 год

К работе над Пискаревским мемориалом Веру Исаеву привлек Евгений Левинсон. Он вспоминает: «Когда проект был вчерне готов, возник вопрос о приглашении скульпторов. Что касается скульптуры Матери-Родины, сомнений не было — ее должна была лепить Вера Исаева… Неизменно мятущаяся и беспокойная, она жила в постоянном плену скульптурных идей, мучительных поисков… Скульптура далась ей нелегко. Первые эскизы не соответствовали основной идее… Обыкновенно Вера Васильевна заезжала за мной, и мы отправлялись к ней в мастерскую. Каждый этап работы подвергался обсуждению. Критика подчас доводила ее до слез… Мы стремились убрать красивость, не свойственную скульптуре по замыслу…»
Сложный творческий путь

К скульптуре «Мать-Родина» Вера Исаева с Робертом Тауритом приступили в 1948 году. Вера Исаева выполнила сотни натурных эскизов и скульптурных этюдов. Достаточно быстро была найдена композиция и положение женской фигуры, делающей шаг вперед. Мать-Родина с венком из дубовых листьев является словно античная богиня Славы в момент победы и скорби, как зримое воплощение поэтических строк Ольги Берггольц, написанных зимой 1942 года: «…над нами встанет бронзовая Слава, держа венок в обугленных руках…»

Этюд к монументу «Мать-Родина», 1953 год. Фото из книги Ксении Ардентовой «В. В. Исаева», 1977 год
Этюд к монументу «Мать-Родина», 1953 год. Фото из книги Ксении Ардентовой «В. В. Исаева», 1977 год

Работы на Пискаревском кладбище начались в 1956 году. Архитекторы чуть ли не каждый день ездили на объект, а Васильев оставался ночевать в рабочем вагончике. Исаева и Таурит много раз возвращались к пластике скульптуры, старались обобщить лицо изваяния до максимально собирательного образа. «Типические черты раскрываются в целом. Тот, кто сразу видит детали, не видит жизни в ее сущности», — считала Исаева. Кроме скульптуры «Мать-Родина» Вере Исаевой и Роберту Тауриту принадлежит авторство барельефов на торцевой части стелы. Шесть других рельефов выполнены скульпторами М. Вайнманом, Б. Каплянским, А. Малахиным и М. Харламовой.

Торцевая часть стелы. Cкульпторы В. Исаева и Р. Таурит. Фото из книги «Памятник героическим защитникам Ленинграда», 1964 год
Торцевая часть стелы. Cкульпторы В. Исаева и Р. Таурит. Фото из книги «Памятник героическим защитникам Ленинграда», 1964 год

Символ вечной памяти

Торжественная церемония открытия Пискаревского мемориала состоялась 9 мая 1960 года, в день празднования 15-летия Победы. Токарю Кировского завода и участнику обороны Ленинграда Петру Александровичу Зайченко было доверено перенести пламя Вечного огня от Марсова поля на Пискаревский мемориал. На митинге выступали дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Петр Афанасьевич Покрышев и поэт-фронтовик, Герой Социалистического Труда Александр Андреевич Прокофьев. Вера Исаева не дожила до этого дня, умерла 19 апреля 1960 года.

Фото из книги «Пискаревский мемориал: скорбь и память», 1999 год
Фото из книги «Пискаревский мемориал: скорбь и память», 1999 год

В 1961 году Ленинградский горком КПСС выпустил постановление: «В целях увековечения памяти ленинградцев и воинов Ленинградского фронта, погибших в дни героической обороны 1941–1944 годов, считать Пискаревское мемориальное кладбище основным памятником героям, отдавшим свою жизнь за счастье, свободу и независимость нашей родины», и Пискаревское кладбище стало «официальным местом отдания почестей и возложения венков при посещении города государственными и политическими деятелями, а также иностранными делегациями».

Первый вариант памятника, рисунок. Фото из книги «Памятник героическим защитникам Ленинграда», 1964 год
Первый вариант памятника, рисунок. Фото из книги «Памятник героическим защитникам Ленинграда», 1964 год