О нелюбимых учениках говорить не принято. Это же дети! Они же прекрасны по определению!
Хотя каждый репетитор вспомнит ученика, с которым хотелось распрощаться как можно скорее. Когда мечтаешь, чтобы он пропустил занятие или вообще отменился насовсем.
Я давно уже научилась определять, с кем не смогу работать.
СПЯЩИЕ
Я быстрая и невнимательная. Помню себя - ученицу. Читать через слово, проверять по диагонали, делать по интуиции. Гордиться незнанием правил. Это я понимаю. Я не понимаю, как можно спать на ходу!
Пыталась заниматься по скайпу с девочкой из Якутии. Как это выглядело.
Вопрос. Пауза. Длинная пауза. На экране вижу девочку с узкими глазами, которая 40 минут не меняет позу. Подбородок опирается на руку. Откровенно говоря, мне кажется, что глаза закрыты. Простите меня, северные народы, но так оно и выглядело.
Интернет тормозит? Видео зависло? Повторяю вопрос, кричу "прием-прием". Нет, всё нормально. Просто моя ученица в 11-м классе вспоминает, что такое существительное. Она услышала. Размышляет. Еще размышляет. Говорит, что не помнит. 5 оплаченных минут ей потребовалось, чтобы осознать это.
По моим подсчетам, 5 секунд достаточно.
Существительное? Кто-что. Предмет. Мячик.
Или ответ: "Вообще не проходили. Не помню".
С девочкой из Якутии меня хватило на полтора урока. В середине второго после пары зависших вопросов девочка даже перестала открывать рот, чтобы ответить. В прямом смысле: она не только по-прежнему подпирала щёку кулаком, но еще и не шевелила губами. Так и отвечала, не разжимая губ. Всё предложение с закрытым ртом, не просто "угу".
Я позвала к монитору родителей, объяснила ситуацию, вернула деньги за урок полностью.
СПОРЯЩИЕ
- А я считаю, что "бег" - это глагол! Ну я так считаю! Ну и что, что вопрос! Ну и что, что словарь! У меня точка зрения!
- Вот смотри, я тебе показываю словарь, где написано, что я права. Докажи мне свою правоту. Ну?
- Я так считаю!
Или доказывает, что позиция автора "Надо мыть руки перед едой!", хотя есть предложение, где чётко и ясно написано противоположное.
Или доказывает, что какое-то слово значит то, что оно не значит.
За родительские деньги, напомню, несёт чушь. Я предлагаю найти другого репетитора, раз я кругом неправа. Нет, другого он не хочет: у меня рейтинг высокий.
История конкретно с этим мальчиком закончилась 73 баллами, хотя человек замахивался на 90. Я сразу предупредила, что все фантазии внутри жестких правил и критериев проверки выйдут боком. Ученик не верил до последнего.
Уже давно всех уверяющих, что это "причастие с оттенком деепричастия" или "я не написал вторую иллюстрацию, потому что мне было некогда, я всё понял, на экзамене напишу" шлю в сад. Навсегда.
АРТИСТИЧНЫЕ
Не знаю, как еще назвать. Это хорошие девочки и мальчики, поступающие в театральный.
Они вроде не спят - они же эмоциональные.
Они вроде не спорят...
Но они ничего не делают.
В моей практике все поступавшие в театральные учебные заведения не делали толком ничего. Может, они считали себя уже звёздами и не снисходили до простых людишек?
Разбираешь тропы для 26 задания, выдаешь памятку, обещаешь спросить. На следующем уроке выясняется, что памятка потерялась, в Гугле его забанили, и вообще "Я не понимаю, зачем мне это надо!"
Артистичный ученик очень занят: он бесконечно репетирует и концертирует. Он рассказывает, как сложно проходить творческий конкурс. При этом ни одно стихотворение он почему-то не помнит. Ни одну пьесу целиком не прочитал. То есть он знает свою роль, но чем заканчивается история для других персонажей, понятия не имеет.
При подготовке к ЕГЭ по литературе он оперирует только словом "душа" вместо всех терминов.
Нет, в документы ФИПИ он не верит, сколько их ни показывай. Он верит в то, что затмит всех на творческом конкурсе, а ЕГЭ ему простят.
К учителям или репетиторам относится свысока. Он будто уже видит себя получающим "Оскар" и не готов размениваться на мелочи или не считает нужным выполнять требования низшего существа с педагогическим образованием.
Ужас в том, что родители такого ученика целиком на его стороне. Они считают его гениальным, рассеянным, непонятым... Короче, ребенка нельзя загружать, ругать и проверять. Знания должны передаваться в дружелюбной творческой обстановке воздушно-капельным путем. Или по скайпу. Файлом из головы преподавателя в мозг ученика.
Обычно я сразу говорю, что мы не сработаемся с театрально-артистическим учеником.
Пожалуй, это всё. Медленные, но неспящие меня не бесят. Спорящие по делу с привлечением фактов - тоже. Ленивые - не особо. Невнимательные - нисколько. Я, конечно, буду вопить: "Да как так! Что ты творишь! Там нет такого слова в задании!". Но я, скорее, на их стороне.
А, вспомнила! Бесят вежливые обманщики! Но к репетиторам за деньги они почти не попадают.
Даже не на кого пожаловаться.
Если кто-то из читающих начал подозревать, что он мой нелюбимый ученик, то напрасно! Нелюбимых я вычисляю на пятой минуте собеседования и вообще с ними не связываюсь.
На этом месте должен быть призыв к подписчикам - рассказать о нелюбимых учениках. Но нет у меня подписчиков-репетиторов, кажется.