Использование ИКТ в учебном процессе
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.
Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.
Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному. Поэтому ИКТ на уроке целесообразно использовать
- при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
- проведении виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон";
- закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
- система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы, для подготовки к ЕГЭ); такая система контроля позволяет своевременно определять пробелы в знаниях учащихся и осуществлять их коррекцию;
- самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
- тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. Анализ уроков и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом. Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.
Наряду со многими преимуществами подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом дал свои положительные результаты: увеличился объём образовательных ресурсов в Интернет, повысилась активность учителей и школьников в использовании ресурсов и возможностей Интернет.
При использовании Интернет - технологий появляется возможность:
- развивать навыки работы с информацией;
- познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала и наглядного оформления мыслей;
- научить находить информацию в различных источниках;
- пользоваться автоматизированными системами поиска;
- выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать;
- развивать критическое мышление учащихся;развивать навыки самообразования;
- создавать собственные информационные прототипы и продукты.
Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет-технологий в образовательном процессе:
- работа с браузерами, поисковыми системами;
- использование почтовой программы;
- виртуальное общение;
- участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;
- создание Web - сайтов, Web - порталов;
- создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.
Система компьютерных телекоммуникаций - это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства Интернет в дистанционном обучении учителей и учащихся.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – новая форма получения образования, которая предполагает взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии и диктует свою специфику организации учебно-познавательной деятельности учащихся, отбора педагогических технологий, средств обучения, адекватных поставленным целям, содержанию обучения, возрастным особенностям обучаемых.
Внедрение системы дистанционного обучения сделало возможным освоение новых организационных форм обучения, а также сделало возможным реализацию новых подходов к подготовке учебно-методических материалов.
Помимо традиционного, очного занятия в современной школе также практикуются следующие формы обучения:
- он-лайн занятие: при такой форме занятия ученик и учитель связываются друг с другом при помощи коммуникационной программы (как правило это Skype), которая поддерживает передачу голоса (и иногда видео, если это позволяет скорость соединения).
- офф-лайн занятие: при такой форме занятия ученик самостоятельно изучает курс, учитель только проверяет задания ученика, и пишет подробные комментарии к его работам. При возникающих затруднениях ученик может обратиться к учителю за разъяснениями в назначенные часы для консультаций.
Преимущества дистанционного обучения:
- гибкость (обучающийся сам выбирает время, темп, место);
- единство требований;
- структурированность материалов курса;
- повышение эффективности работы преподавателя;
- индивидуализация процесса обучения (на основе самостоятельности);
Применение средств ИКТ просто необходимо, чтобы обеспечить активное участие детей в конкурсах, Интернет-олимпиадах, проектах. Дистанционные олимпиады по различным предметам, конкурсы «Русский медвежонок», «Британский Бульдог», «Кит», «Кенгуру» - вот лишь небольшой список мероприятий, в которых школа принимает участие.
Дистанционные обучающие олимпиады имеют ряд плюсов перед традиционными олимпиадами. Во-первых, они не ставят целью проконтролировать знания учащихся – здесь дети учатся, узнают что-то новое для себя, о чем в учебнике может быть не написано. Во-вторых, учитель получает огромный банк практических методических материалов, из которого можно многое почерпнуть.