18 января, в Крещенский Сочельник, верующие люди не только готовятся к радостному торжеству Крещения Господня, но и вспоминают также жизненные труды великой подвижницы благочестия святой Аполлинарии Египетской, более известной под именем смиренного инока Дорофея.
Святая Аполлинария была дочерью именитого римского чиновника Анфимия, исполнявшего обязанности синклитика (то есть сенатора) в правление императора Льва I.
Девушка эта была мудра и прекрасна ликом, однако она не имела желания, как большинство ее подруг, выходить замуж. Напротив, с юных лет упрашивала она родителей не принуждать ее к супружеству, поскольку желала посвятить девство свое едино Небесному Жениху.
Еще в детстве упросила она родных призвать к ней благочестивую инокиню, которая смогла бы ей разъяснить заключенную в священных трудах мудрость, а когда Аполлинария достигла совершенного возраста, возжелало сердце ее когда-нибудь побывать на земле, освященной присутствием Сына Божиего.
Отец ее Анфимий долго не разделял стремлений дочери, но, все же, по любви к родному чаду презрел на ее просьбы и не стал препятствовать будущей угоднице в устроении ее жизни так, как желала того ее благочестивая душа.
В Иерусалим Аполлинария отплыла на богатом судне, со многочисленною свитою и со значительными средствами, данными ей родителями на пожертвования обителям. Анфимий с супругой просили дочь принести за них молитвы на Святой Земле.
По пути, из-за разбушевавшейся стихии, путешественникам пришлось сделать остановку в Ашкелоне. В этом городе девушка посетила христианские обители и отпустила в них нескольких своих слуг, щедро вознаградив их при этом. Затем процессия пешком направилась в Иерусалим, и, достигнув Священного Града, Аполлинария долго молилась на той земле за своих близких.
Далее путь подвижницы лежал в христианский Египет. В ту пору многие известные подвижники избирали эту местность для своих духовных трудов, и земля та обильно была украшена христианскими обителями и скитами с благочестивыми насельниками.
Узнав о прибытии знатной паломницы, александрийский проконсул хотел было устроить ей пышную встречу, но кроткая девушка, не желая чрезмерного внимания к своей особе, сама тайно посетила проконсула под покровом ночи. Удивленное семейство градоначальника было в замешательстве, однако Аполлинария просила их не задерживать ее излишними церемониями и не препятствовать ее скорейшему посещению местных святынь, в числе которых ей особенно хотелось побывать у усыпальницы святого великомученика Мины Котуанского. Проконсул не стал препятствовать намерениям благочестивой девушки и, преподнеся ей значительную сумму серебра и золота, просил принести также и от его дома пожертвования египетским святыням.
Поклонившись мощам святого Мины, Аполлинария отпустила оставшихся слуг, раздала неимущим свои дорогие одежды и украшения, а все оставшиеся у нее сбережения пожертвовала монастырям. В то же время она попросила одну из женщин приобрести для нее мужское одеяние инока, не сказав, для чего ей это нужно. Затем угодница, наняв колесницу, сопровождаемая оставшимися при ней евнухом и старым слугою, покинула египетскую столицу…
Как-то ночью, дождавшись, пока заснут ее спутники, Аполлинария переоделась в приобретенное для нее иноческое одеяние и тайно покинула своих слуг. Отделившись от провожатых, она уединилась в болотистой местности и провела там несколько следующих лет своей жизни.
Подвижнице переносила и голод, и усталость, и нестерпимые укусы насекомых, роями кишащих в тех местах. От последних страдала она более всего: некогда нежная ее девичья кожа уподобилась от укусов этих черепашьему панцирю.
Но Милосердный Господь не оставил Свою служительницу без помощи. Он привел ее к финиковому дереву, плоды которого чудесным образом поддерживали силы праведницы все годы ее уединенных молитвенных трудов. А затем сошедший с небес Ангел повелел ей покинуть место подвижничества и отправляться на жительство в скит.
В дороге Аполлинария встретила отшельника Макария. Этот старец, думая, что имеет дело с молодым евнухом, предложил сопроводить подвижницу в свой скит. Аполлинария не стала разубеждать в том Макария, полагаясь во всем на Промысел Божий, и когда старец спросил, как ее зовут, назвалась Дорофеем.
В скиту ей отвели келью. Целыми днями стала предаваться там праведница молитвенному деланию, не отвлекаемая мирскою суетою от духовных трудов. В свободное от молений время она плела тростниковые циновки – такое послушание определил ей старец Макарий.
Здесь следует упомянуть о том, что у родителей святой Аполлинарии была еще одна дочь. И была эта дочь полной противоположностью своей старшей сестры. Эта юная девица была столь скверна нравом и столь неблагочестива, что за эти ее богопротивные наклонности вошел в нее однажды демон неистовства и стал так истязать несчастную, что не было ей покоя ни днем, ни ночью.
Долго пытались Анфимий с супругой излечить младшую свою дочь предлагаемыми лекарями снадобьями, долго возили ее по святым обителям – ничто не облегчало страданий девицы, и всякие тщания помочь ей были напрасны.
Но однажды сидящий в ней демон сам закричал внезапно, что изгнать его сможет один лишь инок Дорофей, что подвизается в Макарьевской обители. Таким образом нечистый дух хотел опорочить святую Аполлинарию, открыв перед всеми прилюдно ее женское естество.
Родители, недолго думая, в скором времени отправили дочь к инокам в Макарьевский скит, надеясь, что молитвы старцев облегчат страдания их чада, и когда девица прибыла в обитель, настоятель поручил ее заботам инока Дорофея – то есть святой Аполлинарии.
Благочестивая Аполлинария поначалу смутилась: хватит ли у нее сил прогнать коварного демона? Но узнав в приехавшей страдалице сестру, она тут же оставила всякие мысли и вознесла о ней горячую мольбу к Вседержителю. И через несколько суток мучимая демоном девица, по слезным прошениям своей старшей сестры, почти полностью исцелилась.
Однако демон не отступил от нее совершенно. Он преобразил девушку так, что окружающим стало казаться, будто бы она ожидает ребенка. Тем самым бес снова хотел опорочить кроткого инока Дорофея, оклеветав его перед братией.
Разгневанный сенатор Анфимий, увидев, что сделалось в скиту с его дочерью, немедленно призвал воинов и повелел им разорить порочную обитель. Однако, когда воины подступили к ее стенам, смиренный инок Дорофей сам вышел им навстречу и призвал воинов не причинять вреда насельникам, уверяя, что в позоре девицы виновен лишь он один.
Аполлинарию заковали в цепи и отвели в дом Анфимия. Там угодница попросила выслушать ее наедине, где и призналась родителям, что под одеянием евнуха скрывается их старшая дочь, которую они уже отчаялись увидеть.
Радостной была та встреча. Счастливы были сенатор с супругою, что вновь увидели любимую свою Аполлинарию. Отец с матерью пообещали праведнице сохранить ее тайну. Угодница же после этого возвратилась в скит, где ее ожидали беспокоящиеся старцы.
По прошествии нескольких лет после этого святая Аполлинария, предчувствуя кончину, стала упрашивать отца Макария погрести ее без переоблачения, поскольку она не желала открыться насельникам обители и после преставления. Однако настоятель поступил по установленному обычаю, и лишь тогда все узнали правду о преподобной подвижнице, усердием и трудами превосходящей многих подвизающихся братьев. Кончина святой Аполлинарии последовала около 470 года.
Почитать преподобную Аполлинарию Египетскую стали сразу же после ее преставления, поскольку от ее цельбоносных мощей происходили многие врачевания недужных.
В России имя этой угодницы впервые упомянуто в Месяцеслове Остромирова Евангелия, составленного в 1057 году.
Изображают святую обычно в иноческом одеянии. В руках ее часто находится хартия со словами: «Да исполняет Бог ваша у Него прошения, и в день зла избавит вы Господь».