Найти тему

Крещение Господне: старинные иконы на выставке в Музее Фаберже

Оглавление

Согласно православному календарю, 19 января отмечается один из двунадесятых праздников — Крещение Господне. На выставке «Красота святости и святость красоты» (до 14 июля 2024 г.) в Музее Фаберже представлены разнообразные иконографические вариации образов Крещения XVII — начала XX вв., украшенные драгоценными окладами. Об этих иконописных и ювелирных памятниках рассказываем в статье.

Выставка «Красота святости и святость красоты» в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге
Выставка «Красота святости и святость красоты» в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге

Иконография сюжета

Евангельская история открывается описанием разных событий жизни Христа, среди которых упоминается и эпизод крещения Христа в реке Иордан. Согласно Евангелию, когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса, окружающие увидели Духа Божия, который как голубь, снизошёл на него. Этот текст лёг в основу иконографии сюжета.

Впервые изображения на эту тему появляются в росписях римских катакомб. Ранние изображения представляют собой простейшую двухфигурную композицию: Иоанн, одетый в тунику, подаёт руку выходящему из воды нагому Иисусу. Над ними изображён голубь, символизирующий Дух Святой.

В русской иконографии сложились два основных варианта, следующих в своих главных чертах византийским образцам. В памятниках новгородского круга Христос чаще изображен обнаженным, чуть повернувшимся и как бы шагающим влево. В среднерусской иконографии более распространена другая схема — с фронтальной фигурой Христа, препоясанного на чреслах.

Икона «Богоявление Господне». Живопись — между 1908 и 1917. Москва. Оклад — между 1908
и 1917. Москва. Фабрика Н.Е. Грачева. Собрание семьи Карисаловых.
Икона «Богоявление Господне». Живопись — между 1908 и 1917. Москва. Оклад — между 1908 и 1917. Москва. Фабрика Н.Е. Грачева. Собрание семьи Карисаловых.

Икона «Богоявление Господне» нач. XX в. из собрания семьи Карисаловых является примером второй иконографической схемы. Обращает на себя внимание, разумеется, роскошный оклад, в который облачён образ. Церковная утварь фабрики золотых и серебряных изделий Николая Егоровича Грачева выдержит сравнение с продукцией ведущих представителей ювелирного мира. Оклад иконы «Богоявление Господне» привлекает внимание виртуозно прочеканенным мехом милоти святого Иоанна Предтечи, акантовыми листьями, скорее похожими на пальмовые вайи, и эмалевыми рокайлями в углах.

Москва — ведущий центр изготовления церковной утвари в Российской империи

Москва второй половины XIX — начала XX вв. была полна «серебряных заведений», «фабрик серебряных и золотых изделий», «ризочеканных заведений». Многие из этих предприятий выпускали дорогие иконные оклады, не уступавшие работам поставщиков императорского двора. Так, Иван Алексеевич Алексеев, чья фабрика ведет начало с 1876 года, сотрудничал с известнейшими фирмами и торговыми домами — например, с поставщиком двора Н.В. Немировым-Колодкиным. Изделия И.А. Алексеева впечатляют разнообразием, в некоторых случаях явно зависевшим от пожеланий заказчиков.

Складень «Преображение Господне, Праведные Захария и Елизавета, Богоявление». Живопись — 1904. Москва. Оклад — 1904. Москва. Фабрика И.А. Алексеева. Собрание семьи Карисаловых.
Складень «Преображение Господне, Праведные Захария и Елизавета, Богоявление». Живопись — 1904. Москва. Оклад — 1904. Москва. Фабрика И.А. Алексеева. Собрание семьи Карисаловых.

На выставке, среди прочих работ фабрики Алексеева, представлен складень «Преображение Господне, праведные Захария и Елизавета, Богоявление». Он был подарен прихожанами Преображенского храма города Александрова протоиерею Михаилу Федоровичу Успенскому (1832–1912) по поводу 50-летнего юбилея его служения; праздники и святые, изображенные на складне, отвечают посвящению храма и его приделов.

Сюжет Крещения на иконах с праздниками

Икона «Воскресение Христово, с 12 праздниками». Живопись — первая треть XIX в. Ростов. Оклад — первая треть XIX в. Москва (?). Собрание Музея Фаберже.
Икона «Воскресение Христово, с 12 праздниками». Живопись — первая треть XIX в. Ростов. Оклад — первая треть XIX в. Москва (?). Собрание Музея Фаберже.

К редким предметам «домашней святости» относится икона «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками», которая представляет собой комплект из 13 овальных икон с живописью по эмали (ростовской финифти), смонтированных на одной доске. Она исполнена на рубеже XVIII–XIX веков в Ростове Великом, где этот вид искусства фактически стал народным промыслом. Наряду с прочими важнейшими событиями жизни Христа, на иконе изображена сцена Крещения (второе сверху клеймо в правом ряду).

Икона дополнена медным окладом в стиле ампир. Скромный, но прекрасно выполненный орнамент из чешуек, трилистников и перевитых лентами стеблей выгодно оттеняет эмалевые медальоны, написанные светлыми нежными красками.

Ещё одна икона, заслуживающая внимание, в связи с праздником Крещения, — «Воскресение Христово, с 16 праздниками» начала XIX в.

Икона «Воскресение Христово, с 16 праздниками». Живопись — первая треть XIX в. Палех. Оклад — 1838. Москва. Мастер С.И. Рябинин. Собрание Музея Фаберже.
Икона «Воскресение Христово, с 16 праздниками». Живопись — первая треть XIX в. Палех. Оклад — 1838. Москва. Мастер С.И. Рябинин. Собрание Музея Фаберже.

Удалённый от столицы иконописный центр Палех был известен еще с конца XVII в. Но даже более поздние произведения палешан были ориентированы, в первую очередь, на средневековую традицию. Им был свойственен интерес к композиционному усложнению иконографических схем, исполненных мастерским миниатюрным письмом.

На иконе «Воскресение Христово, с 16 праздниками» из собрания Музея Фаберже привлекают внимание изумительные миниатюрные композиции клейм (в том числе сцена Крещения — второе клеймо сверху в правом ряду). Мастера с особой тщательностью разрабатывают все составные элементы сцен.

Оклад иконы является примером раннего использования эмалей на подобного рода ювелирных произведениях. Сложнейшая ювелирная техника «эмаль по скани», известная на Руси ещё в домонгольские времена, давно была забыта. Ювелиры XIX в. были очень заинтересованы в её восстановлении, но вначале эмаль употребляли только в качестве дополнительного элемента — отдельной вставки-дробницы, обычно белого цвета, на которой помещали надписи. Как раз такой технический приём использовался мастером С.И. Рябининым для украшения оклада.

Древнейшая икона со сценой Крещения на выставке

Сцену Крещения обязательно изображали на житийных иконах св. Иоанна Предтечи. Например, на костромской иконе XVII в. из собрания Музея Фаберже — образ Богоявления занимает центральное место в ряду житийных клейм.

Икона «Святой Иоанн Предтеча, со сценами жития». Живопись — последняя треть XVII в. Кострома. Собрание Музея Фаберже.
Икона «Святой Иоанн Предтеча, со сценами жития». Живопись — последняя треть XVII в. Кострома. Собрание Музея Фаберже.

Старообрядцем или по старообрядческому заказу был исполнен оклад иконы «Святой Иоанн Предтеча, со сценами жития», где в нижней части прочеканен целый архитектурный пейзаж, но клеймо, к сожалению, не читается.

Все перечисленные иконы представлены в Белоколонном зале Музея Фаберже на выставке «Красота святости и святость красоты» до 14/07/2024.
Купить билет на выставку
по ссылке.