Занятие 4
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «У», «О», «М»; познакомить с буквой «а».
Формировать представление о гласных и согласных буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.
Формировать навык позиционного чтения слогов (с ориентировкой на гласную букву). Формировать умение читать прямые (ма) и обратные слоги (ам, ум, ом)
Продолжать учить ориентироваться на рабочей строке.
Материал:
демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а».
раздаточный: красный карандаш, синий карандаш, карточка
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: Буква называется так же, как и звук: «М», а не «ЭМ».
На этом этапе при чтении не используем термин "слоги".
Ход занятия.
1.– Помните сказку о Змее Горыныче, который одни звуки пропускал из домика-рта свободно, а другим ставил разные преграды?
- Как называются звуки, при произношении которых губы, зубы, язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, их можно пропеть? (гласные звуки).
- Назовите гласные звуки.
На этом этапе будет достаточным, если дети назовут: А, О, У.
- Как называются звуки, при произношении которых губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта? (согласные).
- Назовите согласные звуки.
На этом этапе будет достаточным называние детьми нескольких звуков, а воспитатель может продолжить ряд согласных несколькими наиболее «яркими» согласными звуками (Ф, Р, Ж, П и т.п.).
- Так вот, в сказке согласные звуки всё-таки придумали, как победить Змея Горыныча, свободно проходить через рот и даже петь. Они согласились (они же согласные!) подружиться с гласными звуками! И стали ходить с ними за ручку. Послушайте, как звук [М] подружился со звуком [А]: МММАААА. Повторите со мной: ММАА. Получилось?
- А теперь пусть звук [Р] перехитрит Змея Горыныча и пройдёт вместе со звуком
[А].
Если никто из ребят не сможет самостоятельно соединить звуки, то воспитатель сам произносит: РРАА. Дети повторяют: РРАА.
Для старшей подгруппы: Игра «Подружи звуки». Воспитатель называет гласный звук, с которым будут дружить согласные: «Подружите со звуком [У]». Воспитатель имитирует бросок рукой звука в сторону одного из ребят: [М]. Ребёнок «ловит» звук и возвращает бросок: МУ. Другому ребёнку «бросается» другой звук, например [С], и т.д. Затем гласный звук сменяется: «А теперь подружите согласные звуки с гласным звуком [О]. Игра продолжается.
Для младшей подгруппы: - Сейчас пусть звук [С] перехитрит Змея Горыныча и пройдёт вместе со звуком [О]. Если никто из ребят не сможет самостоятельно соединить звуки, то воспитатель сам произносит: ССОО. Дети повторяют: ССОО. «Какой здесь звук согласный, который не мог сам пройти? ([С]) Какой гласный звук ему помог? [О]». Аналогично разбирается ещё 2-3 слога.
- Как вы думаете, легко ли было согласным подойти к гласным?
- Им надо было дойти, добежать до гласной. Вот посмотрите.
- Оля будет звук [М].
Ребёнок берёт в руки букву «М» и становится у одной стороны доски.
- А Саша будет звук [А].
Ребёнок с буквой «А» становится с другой стороны доски.
- Звуку [М] надо тянуться всю дорогу пока он будет идти до звука [А]. Саша, ты стой на месте, а Оля иди к звуку [А], подойдёшь – возьмёшь его за руку.
Пока звук [М] идёт воспитатель произносит, тянет звук [ММММММ]; когда
дети взялись за руки: МММА.
Дети – звуки поворачиваются ко всем ребятам. Воспитатель обращает внимание на буквы и читает: МА.
2. - Посмотрите на доску.
На доску выставляется буква «М».
- Какая это буква? (М)
На расстоянии от буквы «М» выставляется буква «У».
- Какая это буква? (У).
- Давайте подружим эти буквы.
Воспитатель берёт в руки карточку с изображением буквы «М» и, медленно двигая её по доске, подносит к букве «У». При этом тянет: МММ, а когда ставит рядом с «У», то произносит: МММУ.
- Давайте вместе прочитаем: ММУУ.
На доске выставлен из букв (или чётко написан мелом) столбик из слогов:
М А
М О
М У
- Назовите одинаковые буквы в каждой строчке (М).
- Давайте попробуем прочитать.
Дети старшей подгруппы могут попробовать прочитать самостоятельно, индивидуально по очереди, вместе с воспитателем проводя указкой по читаемым буквам.
Для младшей подгруппы: воспитатель проводит указкой по буквам, а дети хором вместе с воспитателем одни или два раза читают слоги. Затем дети индивидуально читают указываемые воспитателем слоги.
3. Физкультминутка.
4. – Ребята, я сейчас вам покажу одну интересную букву.
На доску выставляется буква «а».
- Кто-нибудь знает, какая это буква?
- Это буква «а». Такую «а» можно встретить в книжках, её называют «а» маленькая. Буква, которую вы уже знаете, вот эта, называется «А» большая.
Выполнение задания на карточках.
- Какая буква написана вверху карточки? (а).
- Сколько букв «а» написано вверху? (три)
- Мы уже с вами договаривались, что гласные звуки и буквы мы будем обозначать красным цветом. Послушайте задание: закрасьте красным карандашом все гласные буквы на этой карточке. Посмотрите внимательно: какие вы видите гласные буквы (а, у, о). Покажите пальчиком «а», «о», «у». Каким цветом надо закрасить эти гласные?
- А какую согласную букву вы видите? (м). Закрасьте согласную «м» синим цветом.
Во время выполнения задания воспитатель проводит индивидуальную работу в зависимости от уровня усвоения материала: предлагает назвать букву; показать букву; прочитать слоги по столбцам(!); вместе с ребёнком читает слоги; предлагает самостоятельно написать знакомые буквы; воспитатель дописывает простые слова и предлагает их прочитать, воспитатель дописывает задания в «клеточках», и т.п.