Найти тему

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "а"; гласные и согласные звуки и буквы; чтение прямых и обратных слогов (№ 4)

Занятие 4

Задачи:

Закрепить знание букв «А», «У», «О», «М»; познакомить с буквой «а».

Формировать представление о гласных и согласных буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Формировать навык позиционного чтения слогов (с ориентировкой на гласную букву). Формировать умение читать прямые (ма) и обратные слоги (ам, ум, ом)

Продолжать учить ориентироваться на рабочей строке.

Материал:

демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а».

раздаточный: красный карандаш, синий карандаш, карточка

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: Буква называется так же, как и звук: «М», а не «ЭМ».

На этом этапе при чтении не используем термин "слоги".

Ход занятия.

1.– Помните сказку о Змее Горыныче, который одни звуки пропускал из домика-рта свободно, а другим ставил разные преграды?

- Как называются звуки, при произношении которых губы, зубы, язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, их можно пропеть? (гласные звуки).

- Назовите гласные звуки.

На этом этапе будет достаточным, если дети назовут: А, О, У.

- Как называются звуки, при произношении которых губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта? (согласные).

- Назовите согласные звуки.

На этом этапе будет достаточным называние детьми нескольких звуков, а воспитатель может продолжить ряд согласных несколькими наиболее «яркими» согласными звуками (Ф, Р, Ж, П и т.п.).

- Так вот, в сказке согласные звуки всё-таки придумали, как победить Змея Горыныча, свободно проходить через рот и даже петь. Они согласились (они же согласные!) подружиться с гласными звуками! И стали ходить с ними за ручку. Послушайте, как звук [М] подружился со звуком [А]: МММАААА. Повторите со мной: ММАА. Получилось?

- А теперь пусть звук [Р] перехитрит Змея Горыныча и пройдёт вместе со звуком

[А].

Если никто из ребят не сможет самостоятельно соединить звуки, то воспитатель сам произносит: РРАА. Дети повторяют: РРАА.

Для старшей подгруппы: Игра «Подружи звуки». Воспитатель называет гласный звук, с которым будут дружить согласные: «Подружите со звуком [У]». Воспитатель имитирует бросок рукой звука в сторону одного из ребят: [М]. Ребёнок «ловит» звук и возвращает бросок: МУ. Другому ребёнку «бросается» другой звук, например [С], и т.д. Затем гласный звук сменяется: «А теперь подружите согласные звуки с гласным звуком [О]. Игра продолжается.

Для младшей подгруппы: - Сейчас пусть звук [С] перехитрит Змея Горыныча и пройдёт вместе со звуком [О]. Если никто из ребят не сможет самостоятельно соединить звуки, то воспитатель сам произносит: ССОО. Дети повторяют: ССОО. «Какой здесь звук согласный, который не мог сам пройти? ([С]) Какой гласный звук ему помог? [О]». Аналогично разбирается ещё 2-3 слога.

- Как вы думаете, легко ли было согласным подойти к гласным?

- Им надо было дойти, добежать до гласной. Вот посмотрите.

- Оля будет звук [М].

Ребёнок берёт в руки букву «М» и становится у одной стороны доски.

- А Саша будет звук [А].

Ребёнок с буквой «А» становится с другой стороны доски.

- Звуку [М] надо тянуться всю дорогу пока он будет идти до звука [А]. Саша, ты стой на месте, а Оля иди к звуку [А], подойдёшь – возьмёшь его за руку.

Пока звук [М] идёт воспитатель произносит, тянет звук [ММММММ]; когда

дети взялись за руки: МММА.

Дети – звуки поворачиваются ко всем ребятам. Воспитатель обращает внимание на буквы и читает: МА.

2. - Посмотрите на доску.

На доску выставляется буква «М».

- Какая это буква? (М)

На расстоянии от буквы «М» выставляется буква «У».

- Какая это буква? (У).

- Давайте подружим эти буквы.

Воспитатель берёт в руки карточку с изображением буквы «М» и, медленно двигая её по доске, подносит к букве «У». При этом тянет: МММ, а когда ставит рядом с «У», то произносит: МММУ.

- Давайте вместе прочитаем: ММУУ.

На доске выставлен из букв (или чётко написан мелом) столбик из слогов:

М А

М О

М У

- Назовите одинаковые буквы в каждой строчке (М).

- Давайте попробуем прочитать.

Дети старшей подгруппы могут попробовать прочитать самостоятельно, индивидуально по очереди, вместе с воспитателем проводя указкой по читаемым буквам.

Для младшей подгруппы: воспитатель проводит указкой по буквам, а дети хором вместе с воспитателем одни или два раза читают слоги. Затем дети индивидуально читают указываемые воспитателем слоги.

3. Физкультминутка.

4. – Ребята, я сейчас вам покажу одну интересную букву.

На доску выставляется буква «а».

- Кто-нибудь знает, какая это буква?

- Это буква «а». Такую «а» можно встретить в книжках, её называют «а» маленькая. Буква, которую вы уже знаете, вот эта, называется «А» большая.

Выполнение задания на карточках.

- Какая буква написана вверху карточки? (а).

- Сколько букв «а» написано вверху? (три)

- Мы уже с вами договаривались, что гласные звуки и буквы мы будем обозначать красным цветом. Послушайте задание: закрасьте красным карандашом все гласные буквы на этой карточке. Посмотрите внимательно: какие вы видите гласные буквы (а, у, о). Покажите пальчиком «а», «о», «у». Каким цветом надо закрасить эти гласные?

- А какую согласную букву вы видите? (м). Закрасьте согласную «м» синим цветом.

Во время выполнения задания воспитатель проводит индивидуальную работу в зависимости от уровня усвоения материала: предлагает назвать букву; показать букву; прочитать слоги по столбцам(!); вместе с ребёнком читает слоги; предлагает самостоятельно написать знакомые буквы; воспитатель дописывает простые слова и предлагает их прочитать, воспитатель дописывает задания в «клеточках», и т.п.