Он спас ессентукские недра, любил рисовать и обладал энциклопедическими знаниями о ботанике Кавказа
Уроженец Петербурга Яков Васильевич Лангваген приехал на курорты горного края, чтобы навсегда войти в их историю.
Семья Лангваген принадлежала петербургской интеллигенции. Василий Васильевич, отец будущего светила гидрогеологии, был уважаемым в северной столице врачом, а дед знаменитым и востребованным академиком архитектуры. Яков тоже увлекался наукой, которая объединяла интересы сразу двух профессий династии. Он стал гидрогеологом.
Окончив физмат Санкт-Петербургского университета, он продолжил обучение на кафедре геологии в Горном институте, где получил профессию геолога. Его карьерная история началась в 1907 году в Ессентуках, где Лангвагена крайне заинтересовали неизведанные трещины в минеральных породах. Так, не служивший в царской армии геолог-адъютант приступил к своей мирной миссии разведчика.
Яков Васильевич, как говорят, оказался в нужное время и в нужном месте. Начало 20 века выдалось сложным для кавминводского курорта. Резко упал дебет минеральной воды, ради которой курсовая публика преодолевала тысячи километров утомительного маршрута. Репутация и все развитие небольшого городка в низине оказалась под угрозой.
Казалось, Лангваген бурил Щелочную гору день и ночь. Несколько сотен разведывательных скважин было сделано для того, чтобы получить прорыв воды. Его цель была достигнута в марте 1912 года. На глубине 109 метров толщи земной поверхности он наткнулся на бассейн, который самостоятельно не мог прорезать третичные мергели и меловые известняки. На поверхность из недр вырвался фонтан углекислой соляно-щелочной воды. Пробужденная от вековой спячки минералка оказалась той самой Ессентуки-17, дебет которой падал на глазах обеспокоенного Правления Водами. Над ней возвели каптаж и дали историческое название «Коренная струя».
В свое сводное время Яков Васильевич всерьез увлекался ботаникой, книги и учебники по которой были в избытке с детства в отцовской библиотеке. Он интересовался редкими видами растений, которые встречались ему в ходе геологической разведки, делал зарисовки и писал заметки с прогнозами для исчезающих популяций. Его наглядные пособия сейчас не просто научный иллюстрированный труд, но и художественное наследие. 800 гравюр, как редкий фонд, хранится по сей день в архивах музея.
Выдающийся гидрогеолог, ботаник, отчасти краевед и настоящий художник угас практически бесславно. В 1939 году за переписку с Вернандским его арестовали по ложному доносу, отправили в ГУЛАГ, а в 1941-м расстреляли в Москве на полигоне «Коммунарка». И лишь спустя долгих 17 лет имя Якова Лангвагена вновь произнесли, объявляя в мае 58-го решение о реабилитации великого ученого.
Фото: Сергей Пивоваров. РИА Новости
Валерия Поддаева