Бизнес – это не только правильно выбранная идея и грамотная стратегия развития.
Зачастую бизнес лежит на плечах топ-менеджеров компании, и сильно зависит от их компетенций и навыков. Хороший руководитель должен сочетать в себе компетентного профессионала в вопросах управления бизнес-процессами с личностными качествами, позволяющими ему вести переговоры и управлять людьми.
Все навыки можно разделить на 2 больших группы: «жесткие» (hard) и «гибкие» (soft).
- Hard skills («жесткие навыки») — это конкретные, измеримые навыки и знания, которые необходимы для выполнения конкретной работы. Это могут быть технические навыки, например, знание программирования, владение инструментами и технологиями, а также профессиональные навыки, такие как управление проектами или финансовый анализ.
- Soft skills – это, иначе говоря, «гибкие навыки». Навыки и дополнительные знания, не относящиеся напрямую к трудовой деятельности человека, но помогающие эффективно выполнять задачи. Например, все то, что помогает нам выстраивать отношения с людьми. Это могут быть навыки лидерства, коммуникации, управления временем, презентации и решения проблем. В любом случае, «гибкие» они, потому что нужны не всегда, только в определенных ситуациях.
Применение hard skills и soft skills в бизнесе зависит от направления деятельности, задач и целей компании. «Жесткие навыки» необходимы для выполнения конкретных задач и проектов, а «гибкие» помогают установить взаимодействие с коллегами, клиентами и партнерами, а так же более эффективно выполнять работу.
Как правило, Hard skills предпринимателя включает один или несколько пунктов из списка:
1. Финансовый менеджмент: умение управлять бюджетом, финансовыми потоками и составлять финансовые отчеты.
2. Маркетинг: знание принципов продвижения продукта или услуги, умение разрабатывать маркетинговые стратегии и планы.
3. Продажи: умение продавать свой продукт или услугу, находить новых клиентов и удерживать старых.
4. Аналитика: умение искать новые идеи, исследовать рынок и конкурентов, анализировать тренды, данные и принимать решения на основе полученной информации.
5. Управление проектами: умение планировать, организовывать и контролировать проекты.
6. Юридические знания: знание законодательства и правил бизнеса, умение заключать договора и решать юридические вопросы.
7. Производственные навыки: знание технологических процессов и умение управлять производством.
8. Управление персоналом: умение найти, нанять и управлять сотрудниками, проводить мотивационные программы.
9. Компьютерная грамотность (хотя бы базовый уровень): умение работать с цифровыми данными (word, excel), вести деловую переписку через электронную почту и мессенджеры.
Предприниматель также должен обладать рядом soft skills, среди них могут быть:
1. Лидерство: умение принимать решения, наставлять и мотивировать команду.
2. Коммуникация: умение эффективно общаться с клиентами, партнерами и сотрудниками.
3. Тайм-менеджмент: умение планировать и организовывать свою работу, чтобы достигать поставленных целей.
4. Адаптивность: способность быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и находить решения проблем.
5. Творческий подход: умение мыслить нестандартно и находить инновационные решения.
6. Умение работать в команде: способность работать с людьми разных характеров и культурных особенностей.
7. Самодисциплина: способность контролировать свои действия и держать себя в руках в стрессовых ситуациях.
8. Конструктивный подход к критике: умение принимать критику и использовать ее для улучшения своей работы.
9. Эмпатия: способность понимать чувства и потребности других людей.
10. Стратегическое мышление: умение видеть долгосрочные перспективы и строить планы на их основе.
Какие навыки развивать в себе управленцу?
Казалось бы, очевидно, что хороший руководитель – профессионал своего дела и в основном ему нужны «жесткие» навыки. НО! Как бы это не звучало, для руководителя «гибкие навыки» так же важны, как и «жесткие». И «прокачивать» их надо наравне с hard skills, ведь, зачастую, работа руководителя – это анализ данных, формирование стратегии развития, а также работа с командой и партнерами.
Однако не спешите хвататься за все сразу. Развитие должно быть гармоничным и постепенным.
Здесь важно выработать свою стратегию, решить для себя, в каком количестве какие навыки развить, и не забывать соблюдать баланс. Без «жестких» навыков руководитель не сможет глубоко понимать процессы, происходящие в бизнесе, а без «гибких» - грамотно взаимодействовать с людьми и выстраивать направления развития компании.