Найти тему
Газ для России

Кто в доме отвечает за аварии с батареями и трубами?

Оглавление

Семь самых актуальных вопросов по теме.

В квартире прорвало батарею, затопило три этажа. В коттедже лопнул фитинг, вода испортила дубовый паркет. Владельцы недвижимости в замешательстве: кто в конечном счете отвечает за общий стояк или батарею? Можно ли найти виновного в случае брака комплектующих, установленных несколько лет назад? Давайте разбираться.

1. Кто отвечает за ремонт водопроводных труб в квартире?

Ответ довольно простой. В каждой квартире на отводах от общего стояка есть краны, с помощью которых жильцы могут перекрыть у себя горячую и холодную воду. Все, что идет по квартире ДО этих кранов, ремонтирует и меняет управляющая компания. Все что ПОСЛЕ — собственник квартиры.

Это же правила касается и устранения последствий протечек. Покрывать ущерб должен тот, в чьей сфере ответственности находится ремонт потекшей трубы.

2. Кто ремонтирует и меняет сам кран, который находится на границе зон ответственности?

Кран относится к общедомовому имуществу. Чинить и менять его обязана управляющая компания.

3. За какое еще имущество в многоквартирном доме отвечает управляющая компания?

В состав общего имущества включены:

🔹 межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты и лифтовые шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы, мусоропроводы, котельные;

🔹 крыши;

🔹 инженерные коммуникации;

🔹 электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование;

🔹 автоматизированные счетчики, если их установили за счет собственников;

🔹 земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства;

🔹 трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома;

🔹 коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

👉
Подробности можно найти в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

4. За какое имущество отвечает собственник квартиры?

Вот список оборудования, которое находится в зоне отвественности владельца квартиры:

🔹 индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды, газа, электричества;

🔹 газовые и электрические плиты;

🔹 сантехническое оборудование в квартире (смесители, краны, ванны, раковины, унитазы, водонагреватели);

🔹 трубы и отводы на ответвлениях от стояков после отключающего устройства или запорно-регулировочного крана;

🔹 домофоны в квартире;

🔹 электрические кабели, розетки в квартире;

🔹 другое оборудование, предназначенное для обслуживания только одной квартиры.

5. Лопнула труба, вода испортила обои и мебель в трех квартирах. Какие обязанности есть у стороны, ответственной за повреждения?


Обычно размер ущерба, причиненного имуществу других собственников, определяется независимым оценщиком, который определяет стоимость необходимого ремонта. Эти расходы должна возместить сторона, ответственная за произошедший потоп. Виновника происшествия также могут обязать дополнительно компенсировать моральный ущерб потерпевшим.

👉 Подробнее см. ГК РФ, Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда.

-2

6. В чьей собственности находится радиатор в квартире? Кто будет устранять убытки, если в квартире потекла батарея?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2023), система отопления в доме относится к общему имуществу, и за него отвечает управляющая компания. Кто отвечает конкретно за радиаторы отопления в квартире, нужно смотреть в договоре с управляющей компанией.

Обычная практика такова: если на радиаторах в квартирах стоят отключающие устройства (запорная арматура), то в этом случае они не относятся к общему имуществу многоквартирного дома и за них отвечает владелец квартиры. Если таких запоров нет, то радиаторы считаются общим имуществом и за них отвечает управляющая компания. Все дело в том, что радиаторы без запорной арматуры предназначены не только для отопления конкретной квартиры, но и для транспортировки тепловой энергии в другие жилые помещения.

Однако даже в тех случаях, когда за батареи отвечает управляющая компания, есть моменты, которые позволяют отнести вину на сторону собственника квартиры. Например, если он без согласования заменил трубы и радиаторы, которые были поставлены застройщиком или не впустил сантехников, которые пришли в квартиру с регулярной проверкой системы отопления.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

7. Протекла новая труба, треснул фитинг. Потребитель считает, что изделия оказались бракованными. Что делать в этом случае?

Если потребитель столкнулся с подобными проблемами, он должен обратиться в компанию, которая выпустила эти изделия, или в фирму, которая занималась установкой сантехники и инженерных коммуникаций.

Как правило, на трубы, фитинги и другие изделия заводы-производители дают гарантию на 10-15 лет в зависимости от типа продукции. Однако иногда производители указывают случаи, когда гарантия теряет силу. Например, если в комбинации «труба+фитинг» применяется продукция разных производителей.

В случае подозрения на брак, одни заводы просят гарантийный талон, другим достаточно даты или номера на корпусе изделия. Потребитель посылает фотографию проблемной детали и гарантийный талон (или только номер детали) в компанию. Если экспертиза признает, что брак произошел по вине производителя, то производитель компенсирует ущерб потерпевшей стороне, включая стоимость работ по устранению последствий аварии. Для этого каждый производитель страхует свою ответственность перед третьими лицами.

Не все компании добросовестно выполняют свои обязательства. Поэтому перед серьезной покупкой стоит поискать отзывы о том, как компания решает такие проблемы, и внимательно прочитать ее гарантийные обязательства.

👉 Во следующей статье расскажем о том, можно ли застраховаться от проблем, связанных с авариями и протечками и какие затраты покроет страховка.

👉 Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение!