1️⃣ №13 и №14.
Задания 13 и 14 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника; извлечение информации).
№13 – 2 балла. Задание на атрибуцию текста. В данном задании проверяется умение определять авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания и т.п.
Самое важное правило в ЕГЭ: какой вопрос – такой ответ.
Если у вас спрашивают десятилетие, то и в ответе пишем именно десятилетие. Если спрашивают год, то пишем год. В каком порядке вопросы задаются, в таком порядке должны быть и ответы. Лучше оформлять ответ в столбик, чтобы визуально было легче проверять.
🧟♂️ Распространенные ошибки:
- Путаница с десятилетиями.
У вас в задании просят указать с точностью до десятилетия период, когда был запущен первый спутник Земли. Мы знаем, что это 1957 год. Если напишете в ответе «1957» – ответ засчитают, но мы же помним самое важное правило?
Ваш ответ может выглядеть так:
1950-е гг. (рекомендую оформлять именно так)
50-е годы 20 века
- Ошибки в инициалах.
Инициалы точно необходимо указывать при наличии известного однофамильца (или родственника). В остальных случаях – необязательно.
Милютины, Орловы, Шуваловы и прочие родственники всегда указываются с именем или инициалами. А вот Брежнева, Хрущева, Ленина можно называть по фамилии. Если же вы все написали инициалы личности (без близнецов по фамилии) с неверными инициалами, то это будет неточностью, а не ошибкой и не приведет к потере балла.
- Неточность ответа.
Если, например, ответ «революция 1905–1907 гг.» является правильным, то ответ на ту же часть задания «революция» (без указания годов или более полного названия революции – Первая российская революция) не может быть признан верным.
- Наличие неверных позиций наряду с верными.
В задании просят указать год первого упоминания Москвы в летописи. Ваш ответ – 1147 год. Но нельзя писать 1147, 1157 гг. Тот факт, что указан и верный год тоже не спасет ваш балл.
№ 14 – 2 балла. Задание предполагает поиск в источнике информации, представленной в явном виде.
Самые распространенные вопросы:
- Можно ли переписывать текст из источника? Да.
- Можно писать своими словами? Да.
- Можно писать и своими словами и приводить цитаты? Да.
Главное – это соответствие требованиям задания. Все.
Я учу выписывать цитаты из текста. Иногда проще сформулировать самостоятельно, но всегда есть риск упустить некую важную суть.
📍 Образец выполнения задания.
Прочтите отрывок из речи российского императора.
«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более губительным. Покойный император <...>, в начале своего царствования, имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении...
Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, ивсякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего... к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».
№13. Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Укажите годы его правления. Назовите упоминаемого в тексте предыдущего императора.
Алгоритм работы с текстом:
- Читаем первый ознакомительный раз. Подчеркиваем сразу все маркеры: имена и фамилии, географические названия, исторические термины, которые могут подсказать хронологию (земства, рекруты, мировые посредники, опричники – все это термины, которые сужают хронологию),
- Анализируем маркеры и читаем текст еще раз.
- Внимательно читаем вопросы к тексту. Сразу отвечаем на очевидные (после изучения текста).
- Проверяем. Выписываем нужные цитаты. Отвлекаемся на другое задание (можно вернуться к первой части).
- После перерыва перечитываем текст. Уточняем цитирование и переписываем в чистовик.
Маркеры данного текста: крепостное право, покойный император его не отменил, существующий сорок лет указ о свободных хлебопашцах.
Ответ:
Император – Николай I (Обязательно указывайте историческое имя личности: порядковый номер, общепринятое прозвание (Грозный, Освободитель. Донской и пр.)
Годы правления – 1825-1855 гг.
Предыдущий император – Александр I.
№14. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Ответ:
1) причины, например:
– «несвойственное» крепостным крестьянам высшее воспитание, которое дают им помещики;
– злоупотребление помещиков своей властью;
– отсутствие законов, ограничивающих произвол помещиков;
2) цель, например:
– подготовка пути для постепенного изменения положения крестьян;
– обсуждение последствий изменения состояния крестьян.
2️⃣ №15 и №16 смотрим здесь
3️⃣ №17 – 3 балла. Задание 17 посвящено Великой Отечественной войне. Требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.
Последний пункт задания– цитата из самого текста, поэтому его выполняем всегда, независимо от своих знаний по теме.
Пример задания:
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Принятый план предусматривал нанесение главного удара двумя фронтами: на севере Юго-Западным фронтом из района Серафимовичи, Клетская в направлении Калач, Советский и войсками Сталинградского фронта из района Сарпинских озёр в направлении Советский и Калач с целью окружить и уничтожить гитлеровские армии в междуречье Волги и Дона. Донской фронт наносил удар из района Клетской на юго-восток и второй удар из района Качалинская на юг. 19 и 20 ноября внезапно для врага развернулось мощное контрнаступление трёх фронтов. В невероятно короткий срок, прорвав оборонительные линии врага, советские войска разгромили противостоящие силы противника и уже 23 ноября танковые и механизированные корпуса Юго-Западного и Сталинградского фронтов вышли в район Калач и Советский, замкнув кольцо окружения отборных гитлеровских войск».
Б) «Наступление Юго-Западного и правого крыла Донского фронтов началось, как и намечалось планом, с утра 19 ноября. Сильный туман и снегопад исключили возможность использовать в период подготовки удара и в момент самой атаки боевую, особенно штурмовую, авиацию и резко снижали эффективность артиллерийского огня. В первые два часа отдельные дивизии 5-й танковой армии, преодолев первую позицию главной полосы обороны врага, продвинулись в глубину на 2–3 км. Чтобы обеспечить обязательный прорыв в этот день всей тактической зоны фашистской обороны, командующий фронтом принял решение немедленно ввести в дело 1-й танковый корпус В.В. Будкова и 26-й танковый корпус А.Г. Родина. Их танковые бригады с ходу прорвали оборону врага и, разгромив попавшие под удар румынские войска, продвинулись за день на 20 км».
Укажите кодовое название стратегической операции советских войск, о которой говорится вобоих представленных отрывках. Назовите одного любого командующего фронтом, участвовавшего в битве, в ходе которой была проведена эта операция. Какие обстоятельства согласно одному из отрывков мешали использовать в период подготовки удара и в момент самой атаки боевую авиацию?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Алгоритм действий повторяет работу с заданиями №13-14.
Ответ:
1) кодовое название операции – «Уран»;
2) командующий фронтом, например:
– Н.Ф. Ватутин;
– В.Н. Гордов;
– А.И. Ерёменко;
– С.К. Тимошенко;
– К.К. Рокоссовский;
3) ответ на вопрос: сильный туман и снегопад.
Каждый из элементов 1 и 2 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной. Элемент ответа 3 может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании элемента 3 ответа переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию
Важно! Отвечайте на вопросы задания полностью. Обрезанная цитата не будет засчитываться.
4️⃣ №18 — 3 балла.
Задание 18 предполагает указание экзаменуемым трёх причинно-следственных связей. С 2024 г. для каждой причинно-следственной связи в задании указано направление (политическая причина, последствие в сфере культуры и т.п.). В некоторых заданиях от выпускников может требоваться указание двух причин и одного последствия, в других – одной причины и двух последствий, в-третьих – трёх последствий какого-либо события и т.д.
В данном задании продолжает действовать правило «И что?». То есть доводим свое объяснение до тех пор, пока эксперт не сможет спросить «И что?». Ваша причинно-следственная связь должна быть очевидна и понятна. Краткость нам тут не сестра.
Алгоритм действий:
- Анализируем задание: выделяем, что нужно написать: причины или последствия.
- Вспоминаем теорию, работаем с черновиком. Оформляем ответ тезисно.
- Доводим формулировку до идеала (вспоминаем правило “И что?”).
- Проверяем ответ.
Образец задания:
№18. Восстание под предводительством Степана Разина стало одним из самых массовых народных выступлений XVII в. Укажите:
А) причину начала восстания;
Б) причину поражения восставших;
в) последствие восстания, связанное с развитием культуры.
Так делать не надо⤵️
Ответ:
А) недовольство крестьянства (И что? где связь с восстанием Разина?)
Б) не было оружия ( И что? Пусть кулаками бьются)
В) написаны картины и стихи (Какие? Это вода)
А так надо⤵️
Ответ:
А) Причиной начала восстания стало то, что результате принятия Соборного уложения произошло окончательное закрепощение крестьянства, которое вызвало массовое бегство крестьян на Дон, где крестьяне становились казаками. Не имея источника доходов, они становились социальной опорой “воровских” походов и восстаний.
Б) Причиной поражения восставших стало то, что восставшие не имели организованного войска, не было четкого плана, оружия не хватало, все это позволило царским войскам одержать победу над восставшими.
В) События восстания повлияли на создание литературных произведений (стихи М. И. Цветаевой “Стенька Разин”, роман В. М. Шукшина “ Я пришел дать им волю”), произведения живописи (картины В. И. Сурикова “Степан Разин”, В. М. Кустодиева “Степан Разин” и др.)
Обязательно проверяйте свой ответ на наличие фактических ошибок. Если сомневаетесь, лучше измените формулировку.
5️⃣ №19 — 2 балла.
Задание 19 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.
При раскрытии смысла понятия важно, чтобы, во-первых, была указана родовая принадлежность понятия, во-вторых, приведённые видовые отличия однозначно указывали на данное понятие.
Алгоритм действий:
- Определяем родовое понятие: что/кто это?
Процесс, явление, государственный орган, общественное течение, правительство и др.
- Определяем видовые отличия.
То, что отличает данное понятие от похожих. Стул и диван – это предметы мебели (одно родовое понятие), но они ведь совершенно не похожи, верно? Не забываем про хронологию.
- Приводим исторический факт, который содержит данный термин.
Главное требование – факт должен быть 100% верным. Можно привести историческую ситуацию или указать хронологию события/явления.
Если вы приводите два факта и один из них ошибочный, то балл теряется.
Типичные ошибки:
факт повторяет определение
содержатся фактические ошибки
определение не полное, не содержит важных видовых признаков
Образец задания:
№19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ярмарка». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Ответ:
Ярмарка – крупный, периодически действующий рынок, организуемый в определенном месте в заранее установленное время и на ограниченный срок. Основным назначением ярмарки является оптовая и розничная купля-продажа (без посредников) значительных объемов произведенной продукции и партий товаров по образцам. Ярмарочная торговля в России появилась в XVII в.
Факты:
1) Одной из наиболее известных российских ярмарок XVII в. была Макарьевская ярмарка, появившаяся близ Макарьева монастыря под Нижним Новгородом.
2) Другая известная ярмарка XVII в. – Ирбитская.
6️⃣ №20 — 3 балла.
Задание 20 проверяет умение сравнивать исторические события, явления, процессы.
Тезис должен представлять собой обобщенное оценочное суждение, которое можно обосновать фактами. Степень обобщенности тезиса может быть высокой, но она ограничена требованиями, указанными в критериях. Неверным является тезис, если «вместо тезиса приведено суждение типа: "различие в том, что сравниваемые объекты разные" / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера».
📌 Вы можете указать в тезисе сразу два критерия и сравнить объекты по обоим. Кроме указания тезиса нужно привести два обоснования. Для заданий на установление различий каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
Разберем на примере:
Запишите один любои тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащии информацию о различиях в политическом развитии государства в период действия Избранной Рады и в период опричнины. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегаите рассуждении общего характера.
Ответ оформите в следующем виде:
Тезис:____________________________________________________________
Обоснование тезиса:
1)________________________________________________________________
2)________________________________________________________________
Алгоритм работы:
- Мы должны разбить задание на составляющие, своеобразные векторы, которые четко ограничивают полет наших размышлений над заданием: различия и политическое развитие государства в периоды действия Избранной Рады и опричнина.
❌ Мы не можем указывать сходства, не можем приплетать экономику, социальное устройство и прочее.
- Актуализируем знания по теме. Я рекомендую составлять таблицу по указанным для сравнения объектам.
Вспоминаем период Избранной Рады: бояре помогали управлять, активно работала Боярская дума, неофициальное правительство проводило реформы совместно с царем.
Опричнина: государство разделилось на две части: земщину и опричнину, на территории последней Боярская дума прекратила не управляла государством, власть царя там стала безгранична. Также начались репрессии в отношении бояр, например убийство Фёдорова-Челяднина, дьяка Ивана Висковатого, «казанская ссылка».
- Думаем над формулировкой тезиса. По сути это то направление, которое мы будем сравнивать.
Очевидно, что политика Избранной Рады была более мягкой, направленной на постепенные преобразования. А политика опричнины - жесткие и быстрые изменения. Хоть цель их и схожа - централизация и укрепление царской власти, но методы расходились кардинально.
Формулируем ответ:
Тезис: Политическое развитие государства в период опричнины было более жестким и направленным на установление единоличной власти царя, в отличие от периода Избранной Рады.
Шаблон:
Обоснование 1: Факт 1 (Избранная Рада) + Факт 2 (Опричнина)
Обоснование 2: Факт 1 (Избранная Рада) + Факт 2 (Опричнина)
Обоснования тезиса:
- В период Избранной Рады царю помогала управлять Боярская дума, в то время как в период опричнины Боярская дума утратила своё влияние и подверглась репрессиям, многие бояре были убиты, например Иван Фёдоров-Челяднин.
- В период Избранной Рады государство было единым и управлялось неофициальным правительством совместно с царём, проводились реформы, направленные на централизацию государственной власти, а во время опричнины страна была разделена на земщину и опричнину, на территории последней власть царя была безгранична, а члены Избранной Рады были сосланы или казнены.
7️⃣ №21 — 3 балла.
Задание 21 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.
- В задании сопоставляются сходные события, явления, процессы истории России и истории зарубежных стран. Экзаменуемому необходимо сформулировать два аргумента: один в подтверждение сформулированной в задании точки зрения для истории России, второй – в подтверждение данной точки зрения для всеобщей истории.
- Представленная в задании точка зрения сформулирована таким образом, что для аргументации необходимо объяснение связи представленных фактов с аргументируемой точкой зрения, только факты не могут являться аргументами.
- Система оценивания ответов на задание построена таким образом, что экзаменуемый, даже не сумев сформулировать ни одного полноценного аргумента, но приведя два факта, которые очевидно можно использовать для аргументации данной в задании точки зрения, получит 1 балл. Причём эти факты могут относиться как к одному из требуемых аргументов (например, по истории России) так и к обоим (один факт для истории России и один – для всеобщей истории).
Аргумент = Факт + объяснение. Важно, чтобы ваш аргумент действительно доказывал точку зрения, которая приведена в задании.
Разберем на примерах:
№21. Приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что продолжительные войны XVII - XVIII вв. в Европе и XVIII века в России были вызваны экономическими причинами.
Алгоритм работы:
- Вспоминаем фактологический материал, необходимы для задания: войны 17-18 вв., выбираем продолжительные.
- Выписываем в черновик факты, которые необходимы для доказательства (в нашем случае продолжительная война + ее экономические причины).
- Формулируем аргумент по шаблону: Вводная конструкция + факты (могут быть приведены объяснения, если необходимо).
Вводная конструкция – это слово «да» и формулировка самого задания.
Смотрим пример:
Для России: Да, продолжительные войны XVIII века в России были вызваны экономическими причинами (это вводная конструкция), так Северная война, которая шла с 1700 по 1721 гг. (факт продолжительной войны) была вызвана необходимостью для России получить удобный выход в незамерзающее море для налаживания активной торговли со странами Запада (это факт экономических причин).
Для Европы: Да, продолжительная война в Европе XVII-XVIII вв. была вызвана экономическими причинами, так, проходившие в указанный период англо-голландские войны были вызваны нарастающим торговым соперничеством указанных стран. Голландия торговала практически по всей Европе, что ставило под угрозу английскую морскую торговлю. Так, по Навигационному акту, торговля с Англией могла осуществляться только на английских судах, а англичане стали захватывать нидерландские суда, это все и привело к началу войн.
Отрабатывайте задания второй части как можно чаще и вы получите максимальный балл!
Не забывайте подписываться на меня в социальных сетях:
В других социальных сетях mersalova_hist!