Найти в Дзене
Культурный Шок

Заядлый театрал: забытые шедевры Дягилева вернулись в Москву

Когда речь заходит о легендарных «Русских сезонах» Сергея Дягилева, все сразу вспоминают их парижские триумфы 1910-х годов. И не даром, ведь тогда русский балет выглядел для обывателей того времени весьма и весьма революционным.

Однако мало кто знает, что
второе дыхание знаменитая антреприза обрела уже после Первой мировой войны. Именно тогда Дягилев повернулся к европейскому авангарду и поставил два удивительных балета – «Парад» и «Пульчинеллу». Их авторами выступили Жан Кокто, Эрик Сати, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и балетмейстер Леонид Мясин.

Премьера «Парада» состоялась в 1917 году и провалилась - публика была шокирована его радикальным новаторством. В основе сюжета лежала идея Кокто
показать театр как «балаган жизни», изнанку мира. В партитуре Сати звучали реальные уличные шумы, а декорации и костюмы великого Пикассо демонстрировали непривычный кубизм. Лишь потомкам «Парад» открылся как прорывной авангардистский манифест.

Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK
Фото с сайта t.me/KULTURNYJ_SHOK

Совсем иную судьбу имела «Пульчинелла» - её премьера 1920 года завершилась шумным успехом. Здесь Стравинский и Пикассо развлекали публику остроумной обработкой музыки итальянского композитора Перголези и веселыми похождениями персонажа комедии дель арте Пульчинеллы. Виртуозная хореография Мясина гармонично сочетала приемы классического и импровизационного танца.

И вот спустя более 100 лет эти
два забытых шедевра неожиданно вернулись к жизни - благодаря их кинопоказу в Москве в рамках проекта TheatreHD. На экраны вышли записи спектаклей труппы Римской оперы 2017 года. И хотя со времен премьер балеты потеряли некоторые нюансы, эти ленты позволяют оценить их новаторство и значение для истории хореографии.

Так «Русские сезоны» Дягилева в очередной раз доказали – настоящее искусство поистине бессмертно.

#выставка #дягилев #культура #россия #театр #русские сезоны

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК