Собирание копий древних храмовых росписей первый директор Музея им. Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили считал важнейшим условием приобщения широкой публики к искусству Древней Руси. Он специально заказывал их художникам, уже обладавшим высоким профессиональным авторитетом в этой области. Так начала формироваться значительная коллекция, отражающая развитие монументальной живописи с XI до XVIII века. Она включает образцы художественных стилей главных культурных центров Древней Руси – Новгорода, Владимира, Суздаля, Ферапонтова, и копии ряда произведений древнерусского искусства великих художников – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Многие памятники монументальной живописи, к большому сожалению, сохранились только в копиях. Благодаря им можно получить максимально близкое к подлиннику представление об уникальных памятниках, в том числе навсегда утраченных вследствие войн, социальных катаклизмов и природных катастроф.
Большинство копий создавалось с использованием старых технологий, натуральных пигментов и связующего, благодаря которым авторам в значительной степени удалось передать художественное качество первоначальной живописи.
Копирование шедевров живописи издревле считалось неотъемлемой частью художественной традиции. В Древней Руси оно развивалось в русле религиозного искусства путем исполнения копий (списков) чудотворных, почитаемых произведений. Главная задача создания списков состояла в ценности передачи подлинника, то есть первообраза. В XX столетии развитие копирования средневековой стенописи, помимо заботы о сохранении памятников старины, было тесно связано с их исследованием. Возникло понятие научного копирования – особого метода, разработанного в России.
Научное копирование предполагает максимально точное повторение оригинала, которому предшествует исследование творческого метода древнего мастера, его техники, последовательности и манеры работы. Так, документальность размеров подлинного изображения и его рисунок определялись с помощью кальки. Живопись воспроизводили непосредственно перед оригиналом, включая утраты красочного слоя, которые повторяли механическим путем.
Художники-копиисты советской эпохи достигли выдающихся результатов, копируя не только отдельные композиции, но и целые храмовые ансамбли росписей, созданные великими живописцами Древней Руси. Николай Владимирович Гусев, первоначально театральный художник, работавший в том числе в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создал выдающиеся копии росписей Андреея Рублева и Даниила в Успенском соборе во Владимире (1408 г.), Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.) и Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 г.). Знаменитый реставратор и художник Адольф Николаевич Овчинников работал над копиями росписей в Георгиевской церкви в Старой Ладоге (последней четверти XII в.) и церкви Успения Богородицы в селе Мелетове под Псковом (1465 г.).
Благодаря художественному и исследовательскому таланту этих людей, а также многих других художников, в ХХ веке был накоплен огромный опыт по копированию древнерусской монументальной живописи. Многие копии со временем приобрели значение подлинников, поскольку оригинальная живопись с годами все более разрушается. Об авторских методиках копирования, выдающихся художниках-копиистах и памятниках, над которыми они работали, рассказывает музейное издание «Взгляд из XX века», демонстрирующее коллекцию копий в Музее имени Андрея Рублева.
Все издания музея можно приобрести в нашем музейном магазине по адресу Москва, Андроньевская пл., 10 (см. м. Площадь Ильича, Римская). Часы его работы:
понедельник, вторник, пятница – с 11:00 до 19:00;
среда – с 11:30 до 17:30;
четверг, суббота – с 11:00 до 21:00;
воскресенье – с 11:00 до 18:00.
Чтобы быть в курсе новостей магазина, подписывайтесь на его канал в Telegram.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!