Найти тему

Утраченное и приобретенное: научные копии древних росписей

Собирание копий древних храмовых росписей первый директор Музея им. Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили считал важнейшим условием приобщения широкой публики к искусству Древней Руси. Он специально заказывал их художникам, уже обладавшим высоким профессиональным авторитетом в этой области. Так начала формироваться значительная коллекция, отражающая развитие монументальной живописи с XI до XVIII века. Она включает образцы художественных стилей главных культурных центров Древней Руси – Новгорода, Владимира, Суздаля, Ферапонтова, и копии ряда произведений древнерусского искусства великих художников – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Многие памятники монументальной живописи, к большому сожалению, сохранились только в копиях. Благодаря им можно получить максимально близкое к подлиннику представление об уникальных памятниках, в том числе навсегда утраченных вследствие войн, социальных катаклизмов и природных катастроф.

Большинство копий создавалось с использованием старых технологий, натуральных пигментов и связующего, благодаря которым авторам в значительной степени удалось передать художественное качество первоначальной живописи.

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЕХ ЦАРСТВ. Копия росписи зенита арки центрального нефа Успенского собора во Владимире. Фрагмент композиции «Страшный Суд» (Андрей Рублев. 1408 год). Копия Н.В. Гусева. Около 1965 года. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЕХ ЦАРСТВ. Копия росписи зенита арки центрального нефа Успенского собора во Владимире. Фрагмент композиции «Страшный Суд» (Андрей Рублев. 1408 год). Копия Н.В. Гусева. Около 1965 года. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Копирование шедевров живописи издревле считалось неотъемлемой частью художественной традиции. В Древней Руси оно развивалось в русле религиозного искусства путем исполнения копий (списков) чудотворных, почитаемых произведений. Главная задача создания списков состояла в ценности передачи подлинника, то есть первообраза. В XX столетии развитие копирования средневековой стенописи, помимо заботы о сохранении памятников старины, было тесно связано с их исследованием. Возникло понятие научного копирования – особого метода, разработанного в России.

Копия фрагмента росписи ПОРТАЛА ЗАПАДНОЙ ПАПЕРТИ собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год).  1937 год. Копиист С.С. Чураков.
Бумага, акварель. 24,8 × 36,4 см
Копия фрагмента росписи ПОРТАЛА ЗАПАДНОЙ ПАПЕРТИ собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год). 1937 год. Копиист С.С. Чураков. Бумага, акварель. 24,8 × 36,4 см

Научное копирование предполагает максимально точное повторение оригинала, которому предшествует исследование творческого метода древнего мастера, его техники, последовательности и манеры работы. Так, документальность размеров подлинного изображения и его рисунок определялись с помощью кальки. Живопись воспроизводили непосредственно перед оригиналом, включая утраты красочного слоя, которые повторяли механическим путем.

АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ (из композиции «Вознесение»). Копия фрагмента росписи купола церкви Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII века)
1960–1970-е годы. Копиист А.Н. Овчинников
Бумага, темпера. 128,5 × 98,1 см
АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ (из композиции «Вознесение»). Копия фрагмента росписи купола церкви Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII века) 1960–1970-е годы. Копиист А.Н. Овчинников Бумага, темпера. 128,5 × 98,1 см

Художники-копиисты советской эпохи достигли выдающихся результатов, копируя не только отдельные композиции, но и целые храмовые ансамбли росписей, созданные великими живописцами Древней Руси. Николай Владимирович Гусев, первоначально театральный художник, работавший в том числе в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создал выдающиеся копии росписей Андреея Рублева и Даниила в Успенском соборе во Владимире (1408 г.), Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.) и Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 г.). Знаменитый реставратор и художник Адольф Николаевич Овчинников работал над копиями росписей в Георгиевской церкви в Старой Ладоге (последней четверти XII в.) и церкви Успения Богородицы в селе Мелетове под Псковом (1465 г.).

АПОСТОЛ АНДРЕЙ (из композиции «Евхаристия»). Копия фрагмента мозаики центральной апсиды Софийского собора в Киеве (1030–1040-е гг.)
1955 год. Копиист М.А. Трунков. 
Бумага, наклеенная на картон, акварель. 51 × 35 см
АПОСТОЛ АНДРЕЙ (из композиции «Евхаристия»). Копия фрагмента мозаики центральной апсиды Софийского собора в Киеве (1030–1040-е гг.) 1955 год. Копиист М.А. Трунков. Бумага, наклеенная на картон, акварель. 51 × 35 см

Благодаря художественному и исследовательскому таланту этих людей, а также многих других художников, в ХХ веке был накоплен огромный опыт по копированию древнерусской монументальной живописи. Многие копии со временем приобрели значение подлинников, поскольку оригинальная живопись с годами все более разрушается. Об авторских методиках копирования, выдающихся художниках-копиистах и памятниках, над которыми они работали, рассказывает музейное издание «Взгляд из XX века», демонстрирующее коллекцию копий в Музее имени Андрея Рублева.

Все издания музея можно приобрести в нашем музейном магазине по адресу Москва, Андроньевская пл., 10 (см. м. Площадь Ильича, Римская). Часы его работы:
понедельник, вторник, пятница – с 11:00 до 19:00;
среда – с 11:30 до 17:30;
четверг, суббота – с 11:00 до 21:00;
воскресенье – с 11:00 до 18:00.

Чтобы быть в курсе новостей магазина, подписывайтесь на его канал в Telegram.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!