Найти тему

Шкатулка с драгоценностями Екатерины II

Государственный музей-заповедник «Петергоф» – бывшая летняя резиденция русских императоров, а ныне один из самых посещаемых пригородов Санкт-Петербурга, архитектурно-художественный ансамбль мирового значения, а также – одно из немногих российских учреждений культуры, где создан Фонд целевого капитала. Петергоф стал первым российским музеем-заповедником, который после длительной аналитической проработки вопроса создал свой эндаумент-фонд.

Учреждения культуры, особенно такие масштабные, как Петергоф, в оперативном управлении которого находятся 550 га земли, множество зданий-памятников, где одновременно функционируют 33 музея, неизменно испытывают острый недостаток бюджетных средств на поддержание сохранности объектов.

Фонд целевого капитала – гарант непрерывного развития ГМЗ «Петергоф»

В 2009 году было принято решение об образовании Общества Друзей музея и Фонда «Друзья ГМЗ «Петергоф», деятельность которого должна была быть направлена на привлечение добровольных взносов и пожертвований на развитие музейно-паркового комплекса.

Благодаря поддержке друзей и попечителей заповедника, стало возможным воплощение в жизнь важнейших для музея проектов, таких как реставрации, праздники, издательская деятельность и приобретение предметов искусства. С течением времени возникла мысль о необходимости накопления и резервирования средств, создания «запасного» капитала, который помог бы упрочить финансовую базу.

В состав ГМЗ «Петергоф» входят такие объекты как дворцово-парковый ансамбль «Петергоф», дворцово-парковый ансамбль «Александрия» и Колонистский парк в Петергофе, Дворец Петра I и а также дворцово-парковый ансамбль “Ораниенбаум” в Ломоносове

Для таких случаев закон предлагает две организационно-правовые формы, в рамках которых может быть создан целевой капитал. Организация, планирующая внедрять механизм целевого капитала, может выбрать наиболее удобный для себя вариант: учреждать для этого отдельное юридическое лицо, либо же создать капитал в рамках действующей структуры. Складывающаяся практика показывает, что для многих удобнее учредить отдельную специализированную организацию по управлению целевым капиталом – более 80% всех созданных целевых капиталов в стране функционируют именно в таких Фондах. Организационная структура Петергофа же состоит из Фонда «Друзья ГМЗ «Петергоф» и Фонда Целевого капитала.

Интерьер Большой зал. Китайский дворец
Интерьер Большой зал. Китайский дворец

На полученные от работы целевых капиталов средства для пополнения музейной коллекции были приобретены многие предметы убранства XVIII века, среди которых, канделябры Королевской фарфоровой мануфактуры, «Кавалер и Дама» (Франция, 1750-е гг.) и два тагана для камина с драконами (Италия, 1780-е гг).

Единственной трудностью работы с эндаунмент-фондом является то, что традиционно партнеры музея предпочитают вкладывать деньги в конкретные проекты и видеть скорый и наглядный результат. Давать деньги впрок готовы далеко не все

Ценность этих вещей сложно переоценить, поскольку они принадлежат к периоду рококо, который в России практически не представлен. Исключениями стали Китайский дворец, получивший свое название в 1774 году потому, что ряд интерьеров был декорирован в духе эстетики Китая и Павильон Катальной горки в Ораниенбауме, часть некогда огромного увеселительного сооружения, летних Катальных гор, прообразом которых послужили ледяные горы, создаваемые к дням масленичных гуляний.

Интерьер Штофная опочивальня. Китайский дворец
Интерьер Штофная опочивальня. Китайский дворец

В начале 1917 года последние владельцы Ораниенбаума вывезли огромное количество часов и каминных уборов из Китайского в Михайловский дворец, где ныне располагается Русский музей. Поскольку инвентаризационных номеров на экспонатах в то время не было, и список вывезенного было невозможно восстановить, все объекты так и остались в Русском музее. Для убранства Китайского дворца утрата этих экспонатов стала огромной потерей. Часы и таганы – неотъемлемые атрибуты украшений камина, а интерьерная экспозиция не сможет стать завершенной без полноценного убранства комнат.

Стиль рококо так и не прижился в России, а стилизованные объекты декора привозили из Европы, в основном из Франции, и на сегодняшний день в России сохранилось крайне мало вещей, которые могут соответствовать убранству Китайского дворца эпохи Екатерины II. Поиск и покупка необходимых предметов сейчас – сложная задача. Совместно с хранителями фондов необходимо найти и атрибутировать вещи, чтобы потом получить одобрение фондово-закупочной комиссии, обосновав важность каждой конкретной покупки. Например, канделябры на две свечи (Кавалер и Дама) Королевской фарфоровой мануфактуры г. Мейсена, выполненные мастером И.И. Кендлером, – очень редкие вещи в стиле рококо.

Канделябры на две свечи (Дама), автор И.И. Кендлер, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия (Саксония), г. Мейсен, Франция 1750-е гг. (модель 1740 г.) Китайский дворец. Будуар
Канделябры на две свечи (Дама), автор И.И. Кендлер, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия (Саксония), г. Мейсен, Франция 1750-е гг. (модель 1740 г.) Китайский дворец. Будуар

Подобные экспонаты можно увидеть в Петергофе, но в Ораниенбаумской коллекции подобного рода предметы не сохранились. Найденные изысканные канделябры украсили мемориальный предмет, дорожный туалетный столик, которым пользовалась императрица Екатерина II. Дополнив экспозицию, эти объекты стали играть основополагающее значение в интерьере Будуара, визуально объединив деревянный расписной декор стен с туалетным столом.

Таганы для камина в виде фигур драконов, приобретенные на средства эндаумент-фонда, выполнены в первой четверти XVIII века и относятся скорее к переходному периоду — стилю регентства, который предшествовал рококо. Коллекция домика императрицы пополнялась одновременно со строительством, поэтому в интерьерах можно было увидеть произведения декоративно-прикладного искусства как середины XVIII столетия, так и более ранние. Таганы украсили камин Малого китайского кабинета, интерьера, выполненного в стиле «chinoiserie». Шинуазри или китайщина, как называли это стилевое направление в России, возникло в первой половине XVIII века и наиболее ярко проявило себя в декоративном убранстве интерьеров. Само название объединило в себе разновременные и разностилевые явления, связанные между собой обращением к культуре востока и, прежде всего, к средневековому искусству Китая.

Часы каминные “Лира”. Автор: Jean-Charles Pochon. Франция, Париж 1780-1785. Китайский дворец. Большой зал
Часы каминные “Лира”. Автор: Jean-Charles Pochon. Франция, Париж 1780-1785. Китайский дворец. Большой зал

Благодаря Фонду друзей Петергофа удалось приобрести большое количество предметов XVIII столетия, которые дополнили историческую коллекцию Китайского дворца, где на сегодняшний день открыто уже 13 залов. До начала этой кропотливой работы в интерьерах музея находились одни бронзовые и двое фарфоровых часов. Сейчас практически каждый из залов имеет каминные уборы: часы и канделябры или таганы, что соответствует обстановке того времени. Подлинность и сохранность уникального убранства Китайского дворца, дополненного редчайшими предметами декоративно-прикладного искусства, делают его выдающимся памятником мирового значения. Сама императрица Екатерина II писала о Китайском дворце: «…многие после меня без пристрастия говорят, что сад и дом мой хорош, а мне кажется, будто лучше здесь нигде нету…».

Опыт использования эндуамент-фондов на практике доказал свою практическую пользу и эффективность в построении долгосрочных стратегий развития учреждений. Пример ГМЗ «Петергоф» наглядно демонстрирует горизонт возможностей использования механизма фондов целевого капитала.

Покупки Фонда Целевого капитала c 2015 по 2022:

  • Реставрация Тронного кресла императрицы Марии Федоровны
  • Часы каминные “Лира”. Автор: Jean-Charles Pochon. Франция, Париж 1780-1785
  • Канделябр на три свечи (пара). Франция, Париж. Около 1785 г.
  • Канделябры на две свечи (Кавалер и Дама), автор И.И. Кендлер, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия (Саксония), г. Мейсен, Франция 1750-е гг. (модель 1740 г.)
  • Канделябр (пара) на три свечи. Франция, Париж. 1780-е гг.
  • Таган для камина. Италия. Первая четверть XVIII века. (Левая часть)
  • Таган для камина. Италия. Первая четверть XVIII века. (Правая часть)
  • Экспозиционное оборудование для музея “Екатеринский корпус”
  • Часы настенные. Германия первая половина XVIII века
  • Футляр с печатью (кустодия). Россия. Первая четверть XIX века.

Автор: Мария Блохина

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц