В начале войны основными истребителями ВВС РККА были И-153 "Чайка" и И-16.
У немцев - Messerschmitt Bf-109.
И-153 проигрывал мессерам в скорости - 426 км в час против 620 км в час.
22 июня 1941 года советская авиация потеряла 336 самолетов в воздухе и 800 на земле. В Белоруссии 9-я смешанная авиационная дивизия ВВС Западного Особого военного округа под командованием Черных потеряла 347 самолетов из 409 имевшихся. Всего Западный округ потерял 738 самолетов, из них 528 на земле.
Командующий ВВС Западного фронта Иван Копец застрелился 22 июня 1941 года.
Несмотря на потери советские летчики наносят чувствительные удары по врагу. Так, 24 июня разбомбили переправу с танками Гудериана на реке Щара. Из боевого вылета не вернулось 10 бомбардировщиков из 27.
На начальный период войны истребительные и штурмовые полки подчинялись командующему армии. Бомбардировочные полки - командующему фронта. Это приводило к тому, что бомбардировщики были сами по себе, истребители сами по себе.
Советская бомбардировочная авиация наносила удары по Варшаве, Кенигсбергу, румынскому порту Констанца и нефтяным месторождениям Плоешти.
Немецкие летчики действовали активно и инициативно, следуя заповедям барона Рихтгофена:
- Найди противника и сбей его. Все остальное не имеет значения.
С самого начала войны советские ВВС уже начали использовать Ил-2. Он находился на вооружении 4-го штурмового полка. Хорошая бронезащита и вооружение позволяли эффективно штурмовать колонны и позиции противника. На 8-9 вылетов Ил-2 приходился всего один сбитый. В 1945 году на 90 вылетов приходился один сбитый Ил-2.
К концу 1941 года советские ВВС потеряли 11 000 самолетов (всего было 20 000), немцы - 3000. Из 22 600 танков осталось 2 100. Из 112 000 орудий и минометов - 12 800.
Вскоре на смену старым самолетам стали приходить новые. Как например, ЛаГГ-3.
Затем истребитель Як-7Б. Его вооружение - 6 реактивных снарядов, 2 пулемета 7,62 мм, 20 мм пушка.
В 1942 году Ла-5.
И это при том, что советская промышленность перебазировалась на восток страны. Наркомат авиационной промышленности вывез 118 заводов (85 % мощностей), наркомат вооружения - 31 предприятие из 32. Эвакуировалось 9 основных танковых заводов. До конца 1941 года в тыл отправлено более 10 миллионов человек и свыше 2,5 тысяч предприятий. Для этого потребовалось более 1,5 миллионов железнодорожных вагонов. Прибывая на новое место, заводы, чаще всего, немедленно приступали к выпуску продукции.
В марте 1942 года командующим РККА стал Новиков.
Он создал воздушные армии. Вместо смешанных авиасоединений создавались отдельные истребительные, штурмовые, бомбардировочные дивизии.
Все указанное сразу сказалось на боеспособности советских ВВС:
- Русские быстро учились. Созданный на основе неудачного ЛаГГ-3 истребитель Ла-5 был великолепной машиной - из воспоминаний немецкого летчика
Но из-за неопытности летчиков потери были большими:
- Самолет Ла-5 является лучшим типом истребителя отечественного производства. Потери, понесенные полком, объясняются тем, что 45 % состава полка молодые летчики. Из числа пяти сбитых: 3 сержанта с налетом на Ла-5 по 15-17 часов, один младший лейтенант с таким же налетом, и один старший лейтенант. Таким образом, из числа пяти сбитых только один опытный летчик - из отчета 49-го истребительного полка
В СССР также поставлялась иностранная авиатехника по ленд-лизу.
В том числе, знаменитая Р-39 "Аэрокобра". Их поставили в количестве 4 500 штук. Вооружены 2 пулеметами 12,7 мм и 37 мм пушкой.
На этом самолете летали Речкалов, Гулаев и Александр Покрышкин.
Советская авиация прошла через многое. В том числе в боях по прорыву "Голубой линии" на Таманском полуострове с 29 апреля по 15 мая 1943 года.
Там, советское наступление остановили 1 400 самолетов с керченских баз. С апреля по июнь 1943 года в небе Кубани развернулись ожесточенные воздушные сражения между 4-м воздушным флотом Рихтгофена и 4-й воздушной армией Вершинина.
Такие же ожесточенные бои развернулись в небе над Курской дугой. Там действовали 4-й и 6-й воздушные флоты люфтваффе из 1 800 самолетов. Против них 2 800 советских самолетов.
К этому времени советские летчики отработали использование Ил-2. На цель заходили в пикировании с 600-1000 метров. Потом строились в круг и поливали все что можно пушек и пулеметов. А главное, сзади летящий прикрывал переднего. Немцы также старалась выйти выше Илов, построиться в круг и атаковать с высоты 500 метров выше.
6 юля 1943 года, в районе Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка летчик Горовец на Ла-5 в одном бою сбил 9 пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Сам тоже погиб! Горовец навсегда остался в советских ВВС летчиком, сбившим наибольшее количество самолетов в одном бою. Количество сбитых самолетов подтверждено наземными наблюдателями.
Воздушные бои показали, что советские Ла-5 более маневренные чем немецкие Мессершмиты. Даже модернизированные!
В 1943 году началось производство Як-3.
Наступало время советских побед. Но враг был еще силен. К апрелю 1945 года из 3 331 самолетов Люфтваффе 1 524 самолета сосредоточены в 6-м воздушном флоте группы армий "Висла".
Но у советских летчиков появился Ла-7. Его максимальная скорость - 680 км в час. Вооружение - 2 пушки ШВАК 20 мм. Бомбовая нагрузка - 200 кг.
С помощью новых истребителей советские летчики выиграли воздушное сражение над берлинским небом.