Система подготовки летного состава в военно-учебных заведениях СССР с ноября 1942 по конец 1943 г. полностью изменилась. Этому причиной послужило увеличение сил ВВС на фронтах что повлекло за собой такое же увеличение состава училищ и школ, улучшение способов их комплектования, масштабов и качества подготовки кадров.
Подготовка летного состава в годы Великой Отечественной войны обычно остается вне внимания историков, увлеченных победами советских асов в воздушных боях.
Реформирование структуры ВВС РККА в предвоенные годы
В советское время основной упор при изучении этого вопроса делался на роль Коммунистической партии СССР. На конкретную работу инструкторов и руководства обычно в исследованиях не опирались. Хотя уже в 1942 году произошел качественный переход на разделение подготовки летного состава для бомбардировочной и истребительной авиации.
Также не отражались ошибки и просчеты летного командования, как например при ускоренной методике обучения летного состава, приведшего к большим потерям.
- Подготовку летного состава, включая летчиков, пилотов, штурманов и стрелковбомбардиров, к ноябрю 1942 г. в ВВС Красной Армии вели около 50 военно-учебных заведений, в том числе: курсов усовершенствования (самостоятельных) – 2, военных авиационных училищ – 4, военных авиационных школ пилотов (ВАШП), стрелков-бомбардиров – 30, военных авиационных школ пилотов первоначального обучения (ВАШПО) – 11. Кроме того, для ВВС Военно-морского флота (ВМФ) летные кадры готовили три военно-морских авиационных училища (ВМАУ) и три школы пилотов первоначального обучения (ШППО), курсы командиров звеньев - статья А.В.Карташев Подготовка летных кадров в СССР в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне
Большинство летных учебных заведений находилось в эвакуации и поэтому испытывало проблемы с аэродромами. Курсантам самим приходилось оборудовать новые летные площадки. Плохо было и с авиабензином. Курсанты часто жили в плохо подготовленных для жилья казармах.
Самолетный парк был в основном старым и эксплуатировался до полной выработки ресурса. Однако общая укомплектованность самолетами была полная и недостатка в них не было.
В 1943 году появился новый курс учебно-летной подготовки - на штурмовиках Ил-2. В подготовку истребителей ввели групповой бой, патрулирование одиночным самолетом и группой.
С 5 февраля 1943 года первоначальную подготовку летчиков повысили с 7 месяцев до 10.
Для курсантов стали обязательными 20-25 "вывозных" полетов (без управления), затем 10-15 во второй кабине с инструктором в качестве основного пилота.
Период обучения в ВАШП ВВС КА, в которые направлялись по выпуску курсанты ВАШПО, по-прежнему составлял 9 месяцев. Летной практике курсантов отводилось до 3 месяцев. Обучаемые должны были самостоятельно произвести не менее 25 полетов по кругу, 10 – в зону и 5 – в строю. Лекционные и практические занятия продолжались по 9–10 часов, не считая времени самоподготовки - Тетенов, М. Стражи неба Отчизны : документальный очерк боевой истории Армавирского училища. Армавир : Изд-во Армавирского училища, 1991 с.14
В морской авиации курсантов обучали по 6-8 месяцев.
- Ввиду сокращения боевых потерь объемы подготовки летных кадров в школах и училищах в середине войны значительно сократились. Так, за 1943 г. Армавирской ВАШП было обучено и выпущено 384 человека – в 2 раза меньше, чем в 1942, и в 2,7 раза меньше, чем в 1941 г. В Батайской школе в 1943 г. убыли в части 485 чел. (в 1941 г. – 926 чел., в 1942 г. – 621 чел.) - Архив Армавирского учебного авиационного центра. Исторический формуляр. Т. 1. Р. 3. Л. 1 об.; Архив Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Исторический формуляр. Т. 1. Р. 3. Л. 55
Курсанты после окончания обучения не попадали сразу во фронтовые части. Сначала они шли в запасные авиационные полки (ЗАП). Они готовили маршевые части из летчиков, которые отправляли по заявкам фронтов.
С 10 января 1943 года для всех выпускников обязательно устраивались экзамены по летной практике. Кто не сдавал, шел снова учиться.
Этого требовал высокий уровень аварийности среди курсантов - в среднем одно летное происшествие на 500-700 часов полетов.
Причиной аварий было упрощенство в подготовке летного состава.
В основе указанного было то, что курсанты не имели свободного времени, которое большей частью уходило на ожидание очереди летать и приема пищи. Поэтому с лета 1943 года стал утверждаться единый для всех распорядок дня (до этого оказывается его не было).
Командование внимательно изучало все обстоятельства обучения курсантов и даже проводило конференции по этому поводу. Так, в марте 1943 г. в г.Чкалове была проведена 4-я военно-научная конференция Военной академии командного и штурманского состава, посвященная 25-летию советских Вооруженных Сил. 17–18 августа 1943 г. в г. Безенчуке на базе ВМАУ им. Леваневского с участием начальника ВВС ВМФ было проведено совещание с начальниками училищ военно-морской авиации.
Для апробирования боевого опыта в командировки по боевой стажировке в рядах действующей армии регулярно направлялся постоянный состав летных школ.
Для пополнения летного состава в соответствии с приказанием заместителя НКО СССР от 3.05.1943 г. № МОБ/1/147328 стали набирать годных военнослужащих и призывников. А не как раньше только тех, кто окончил аэроклубы. Это оказалось не правильным решением так как в летные школы стали попадать люди случайные и склонные к дезертирству. Некоторые шли в летное училище, чтобы не попасть на фронт.
Тем более что в соответствии с приказом Народного комиссара обороны № 5 от 6 января 1943 г. «Об изменении порядка присвоения воинских званий курсантам, оканчивающим летные школы, и категорий некоторых должностей в частях боевой авиации и военноучебных заведениях ВВС Красной Армии» выпускникам летных школ стало присваиваться звание "младший лейтенант" а не как раньше сержант
Как бы там не было, но именно в 1942-1943 году в подготовке летного состава произошел положительный сдвиг в сторону качественного обучения. С этого времени училища стали выпускать уже полностью подготовленных для фронтовой авиации пилотов.
Статьи канала "История и культура Евразии" за сентябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы