Лучшие пьесы, тем более, одна классика, не могли заполнить репертуар. Не только потому, что премьеры давались каждую неделю и чаще (80-160 названий – обычное число премьер за сезон), но и потому, что театр искал злободневности. Ведущая тема популярных произведений новой драматургии – буржуазное хищничество и извращение нравственности в наступившем царстве Ваала. Как писал Некрасов:
Где сплошь да рядом - видит Бог! –
Лежат в основе состоянья
Два-три фальшивых завещанья,
Убийства, кража и подлог.
Большое распространение получили переделки зарубежных пьес. Публике они приходились по вкусу, хотя критика относилась к ним неодобрительно.
Царицынская афиша пестрела и произведениями таких авторов, как И. Шпажинский, В. Дьяченко, В. Крылов. Эти три писателя вошли в историю театра как драматурги-ремесленники, спекулятивно откликавшиеся на злобу дня, ловко приспосабливающиеся к невзыскательным вкусам буржуазной публики. «Занимая главенствующие место на театральной афише, эти «аматеры», - как называл их Островский, - вытесняют из репертуара более талантливых, вдумчивых и искренних авторов».
Первоначально театральное дело в Царицыне шло туго, антрепренеры не всегда сводили концы с концами. Журнал «Искусство» сетовал: «Несмотря на то, что город не избалован игрою различных «известностей», публика почти не посещает театр. Больший процент посетителей – купцы, мещане, чистой публики почти не видать, дамы совсем отсутствуют. Такое пустование театра было бы, пожалуй, понятно, если бы в городе были какие-нибудь другие удовольствия; один клуб, но и там на танцевальных вечерах можно увидать двух-трех дам, маскарады те положительно неприличны со своими масками самого дурного тона, и приехать сюда порядочной женщине невозможно».
В том же журнале говорится и о причинах такого положения: «Главная из них – сама публика, нисколько не сочувствующая процветанию драматического искусства в родном городе и почти совсем не посещающая спектаклей, несмотря на крайне добросовестное отношение к делу как антрепренера театра П.В.Агапова, так и самих актеров». Приводятся сведения, что с 25 октября по 25 ноября 1882 года труппа собрала 1790 рублей, тогда как расход составил 1800 рублей.
Продолжение следует