Правительство до 2030 г. выделит из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 283,3 млрд руб. на развитие авиапрома, говорится в релизе на сайте кабинета министров.
Эти средства будут предоставлены госкорпорации «Ростех», которая выпустит облигации на 15 лет под льготную ставку 1,5% годовых. Деньги будут направлены на модернизацию заводов, создание логистических центров, производство комплектующих для воздушных судов (ВС), закупку программного обеспечения, уточняется в распоряжении правительства № 7-р от 13 января 2024 г., также опубликованного на сайте кабмина.
«Реализация инвестпроекта позволит обеспечить производство и выпуск более 600 самолетов для российских авиакомпаний до 2030 г.», – говорится в сообщении.
Деньги будут распределены между выгодоприобретателями инвестпроекта, дочерними структурами «Ростеха», — Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК), Объединенной приборостроительной корпорацией (ОПК), «Технодинамикой» и концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Кроме того, «Ростех» за счет средств ФНБ погасит бридж-кредит Сбербанка и «другие целевые кредиты» в объеме до 10 млрд руб., привлеченные для оперативного запуска инвестпроекта.
Выделяемые из ФНБ деньги составят 28,8% от общего объема капвложений в программу развития авиапрома, который составит 1 трлн руб. Еще 215,6 млрд руб. составят бюджетные субсидии и взносы в уставный капитал в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности», 380,9 млрд руб. придется на заемное банковское финансирование, 122,8 млрд руб. – средства участников инвестпроекта в объеме амортизации, формируемой в его рамках.
Новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. была опубликована летом 2022 г., после начала СВО на Украине и введения странами Запада санкций против российской авиации. Санкции запрещают полеты ВС российских авиакомпаний над странами Европы, а также поставку российским перевозчикам иностранных самолетов и запчастей к ним. Ограничения сделали практически невозможной поставку в Россию зарубежной авиатехники и актуализировали необходимость восстановления независимости российского авиапрома от импорта.
Как следует из текста распоряжения № 7-р, по сравнению с базовым прогнозом поставок авиатехники, прописанным в комплексной программе, увеличится количество выпущенных до 2030 г. Ту-214 — с 70 до 115 машин. Планы по поставкам других типов ВС авиакомпаниям не изменились: SSJ-New (импортозамещенный Superjet 100) – 142 штуки, МС-210-310 – 270 штук, Ил-114-300 – 70 судов, Ил-96-300 – 12 машин.
Предполагается, что новые российские самолеты будут постепенно заменять выбывающую из эксплуатации зарубежную авиатехнику. Объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 г. оценивается в 1869 воздушных судов, из которых SSJ-New – 342 шт., МС-21-310 – 990 шт., Ил-114-300 – 190 шт., Ту-214 – 315 шт. и Ил-96-300 – 32 шт., следует из текста распоряжения.
Обновление и подготовку производственных комплексов, технологическое перевооружение планируется завершить до 2030 г., эксплуатация производственных мощностей и ввод системы послепродажного обслуживания планируется в 2031–2040 гг.
«Ведомости» направили запросы в Минпромторг и «Ростех».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что в России сегодня создан новый механизм стимулирования продаж гражданского авиапрома с конкретными объемами финансирования и целевыми показателями по выпуску ВС. Общая сумма этой программы, по его словам, «едва ли может быть окончательной в силу возможного изменения внешних факторов и инфляции». «Получатель вряд ли сможет просить кратного увеличения объемов финансирования, но при серьезной проработке обоснования сумм скорректировать этот механизм будет проще, чем создавать новый», – добавляет эксперт.