Найти в Дзене
Sputnik Таджикистан

Семьи из СССР: встреча в Целинограде и любовь в Варзобе длиною в жизнь

Оглавление
   © Sputnik / Валерий Шустов
© Sputnik / Валерий Шустов

История семей, рожденных в СССР, чья жизнь была настолько же бурной и насыщенной, как и все существование советского государства

Советская эпоха была временем необычайных перемен, смелых начинаний и экспериментов, но вместе с тем - и временем тягот и лишений.

Тысячи людей по необходимости или по долгу службы переезжали в границах огромной страны, создавая новые семьи за сотни километров от дома.

Обычная встреча в рабочем поселке, в стенах института, в поле или даже близ фронта оказывалась любовью с первого взгляда длиною в жизнь.

Sputnik Таджикистан подготовил серию материалов об интернациональных семьях, которые соединили бурные годы СССР.

Судьбоносная встреча

На волне советского энтузиазма и всесоюзных строек послевоенного времени молодые люди десятками тысяч ехали на освоение целины в Казахстан, распахивать дикие земли. Так случилось и с семьей двоюродных сестер Зарины Мавляновой и Азизы Рахмановой, чья семья берет свой род из Таджикистана, Беларуси и Молдовы.

Дедушка Азиз Рахманов родился в 1938 году в кишлаке Пошум Варзобского района в Таджикистане. Его родители рано умерли, и маленьким пятилетним мальчиком Азиз оказался в детском доме, а затем окончил ремесленное училище.

Двумя годами позже, незадолго до начала Великой Отечественной войны, в местечке Богушевск Витебской области Белорусской ССР родилась Екатерина Грищенкова.

Судьба ее семьи была трагична, так же как и судьбы миллионов других людей страшной военной поры - отец с братьями погибли на фронте, и мать с остальными детьми переехала в соседнюю Литву. Сперва женщина как могла зарабатывала на хлеб, но однажды на границе ее убила орудовавшая тогда банда "Лесные братья".

Так Екатерина в 5 лет осталась круглой сиротой и попала в детский дом.

И вот спустя 10 лет она поехала в Целиноград (Астана), чтобы начать там работать. И вскоре там же встретила Азиза - свою судьбу.

"Когда дедушка в первый раз увидел бабушку, он сразу сказал: "Ты будешь моей!" На что она ответила: "Ты что, дурак?" Ему было 18, а ей 16 лет. Но вскоре они поженились, и родилась моя мама Рита. Это был далекий 1958 год. Оба работали на стройке, а жили в вагончиках-бытовках, прямо как герои фильма "Девчата", - вспоминает Зарина.

Вынужденная разлука

В юности Азиз был авантюристом и впутывался в различные истории. Однажды зимой он случайно поставил грузовик поперек рельсов и зашел в магазин, а в этот момент проехал тепловоз и врезался в авто. Вернувшись, парень не сразу понял, что случилось, а потом вдруг увидел свои номера.

Перед ним тут же замаячила перспектива: как минимум - компенсации ущерба госимуществу, а как максимум - тюремный срок. Проблему он решил оригинально - ушел добровольцем в армию на срочную службу, при этом ничего не сообщив жене.

Екатерина тогда была беременна второй дочерью Лолой, матерью Азизы, названной в честь деда.

Но сам молодой отец еще не знал о прибавлении в семействе, пока жена искала его не переставая. Так прошел год, во время которого она достучалась до самого высокого начальства - написала письмо министру обороны.

И вот уже армейское начальство узнало, что Азиз умолчал о семье и двух детях. Вернувшись домой, мужчина сильно раскаивался, что оставил их, и плакал от счастья, сжимая крошечные ладошки младшей дочери. Семья воссоединилась.

Возвращение в Такоб

В Целинограде семья жила тяжело, рассказывает Зарина, в основном из-за сурового степного ветреного климата. Дети постоянно болели, поэтому было решено отправиться на родину главы семейства.

Так, в 1963 году Рахмановы переехали в поселок Такоб Варзобского района, который в те годы активно застраивался. Работы было много, тогда в Варзобе вовсю работал Такобский плавикошпатовый комбинат. Хуже было с новой родней - многие родственники Азиза приняли прохладно, не хотели ему "русской" жены.

Жизнь налаживалась, и вскоре Рахмановы получили свою комнату в бараке, и семья увеличилась еще больше - супруга родила двоих сыновей, Рустама и Тимура.

Азиз устроился на работу шофером на перевозку руды и начал подниматься по карьерной лестнице, вскоре став главой отдела кадров и спецчасти комбината, где проработал до выхода на пенсию. Через несколько лет после переезда в Такоб семье Рахмановых выделили отдельный дом, ставший родовым гнездом.

Какими были дедушка и бабушка

Между собой Азиз и Екатерина практически не ссорились, иногда он в шутку называл супругу "Белоруссия", а она его "Кишлачный, Пошумский". Других обидных слов от них дети и внуки никогда не слышали.

Зарина вспоминает, что бабушка была сдержанной в выражении эмоций, но ее любовь проявлялась в бесконечной заботе и внимании к каждому члену семьи. Когда на летние каникулы все 10 внуков от четверых детей приезжали в Такоб, она ежедневно вставала в 5 утра, чтобы испечь огромные стопки блинчиков, которые съедались за один присест.

Но она от этого не раздражалась, а с умилением смотрела, как сорванцы едят. Азиза вспоминает, что бабушка все время проводила у плиты, чтобы накормить такую ораву. Также она готовила шоколадное мороженое в огромной кастрюле, вкус которого повзрослевшие внуки помнят до сих пор, как и счастливое такобское детство.

"Баба Катя помнила наизусть дни рождения всех своих снох, зятьев, внуков и правнуков, и с пенсии в 300 сомони дарила каждому по шоколадке. А до пенсии она работала заведующей складом на комбинате. И мы до сих восхищаемся тем, как ей удавалось управлять огромным складом без особого образования, имея только старые деревянные счеты!" - вспоминает Азиза.

В отличие от бабушки, дедушка не был скуп на проявление эмоций, и свою любовь к внукам выражал открыто, вспоминают Азиза и Зарина. Самым большим счастьем для него было видеть всех своих внуков на топчане летним утром, мирно уплетающих свежеиспеченные блинчики.

По воспоминаниям детей, его подход к воспитанию был очень строг - все должны были неукоснительно соблюдать правила поведения и уважения к старшим и друг к другу. Но при этом Азиз никогда и никого не ругал, не заставлял ни детей, ни внуков одеваться в национальную одежду или дотошно соблюдать обычаи, оставляя это на личный выбор каждого.

Азиз скончался от инсульта в 66 лет, умер мгновенно в родном доме, практически на ногах.

"Дедушки нет около 20 лет, но он до сих пор остается главой клана, который чтит его заветы и соблюдает установленные принципы. Бабушка очень тяжело перенесла его смерть и говорила, что ей словно оторвали одно крыло, ведь вместе они прожили 50 лет, и роднее друг друга у них никого не было! Бабушки не стало в феврале 2023 года. Оба похоронены в Такобе, но она на христианском кладбище, а он на мусульманском", - рассказывает Зарина.

Азиз и Екатерина оставили после себя 4 детей, 12 внуков и 14 правнуков, большая часть которых проживает в Таджикистане. У многих из них смешанные браки, и для всех важна религия, но, по словам детей, только как мерило порядочности, установленное дедушкой на базовых заповедях.

Родители отца

Дедушка Зарины по отцовской линии тоже был таджик, а бабушка - молдаванка. Его сложное имя в семье никто не помнил - все называли по-русски Митей Абдулаевым. Он родился в Гарме в 1927 году и вырос в детдоме.

После школы его отправили служить на Украину, где он встретил бабушку - Марию Сметанкину. Она родилась в Молдавии в 1938 году, но ее мать повторно вышла замуж и переехала с детьми на Украину.

Там, в Луганске, Митя и Маша встретились и поженились. Он работал шахтером, а она занималась хозяйством и, как говорят внуки, была знахаркой - умела лечить руками.

Сыновья - Курбонали, которого до конца жизни многие звали Колей, и Валентин родились на Украине и там же окончили школу. А когда пришла пора поступать в институт, отец пожелал, чтобы один из сыновей вернулся на его родину. Так Коля, отец Зарины, оказался в Душанбе и поступил в Педагогический институт. Туда же по счастливой случайности поступила и Рита - мать Зарины.

"Встреча моих родителей была любовью с первого взгляда, однако папе долго пришлось добиваться мамы. После окончания института он несколько лет проработал в дальних кишлаках, преподавая русский язык и литературу. Они общались, посылая друг другу длинные письма о любви, и в итоге дедушка согласился на их свадьбу. Когда он вернулся в Душанбе, они поженились", - рассказывает Зарина.

У Коли и Риты родилось трое детей - Зарина, Тимур и Равшан. Отец Коля был большим интеллектуалом, прекрасно разбирался в литературе и всегда имел при себе какую-нибудь книгу. А когда в Таджикистане вспыхнула гражданская война, Коля и Рита оставили преподавательскую деятельность и пошли служить в 201-ю мотострелковую дивизию, чтобы прокормить семью.

Родители Коли вслед за сыном переехали в Таджикистан, но отец был болен тяжелой формой астмы, заработанной от многолетнего труда в шахтах. После приезда он не прожил и 15 лет, и умер в 1994 году. А бабушка Мария вернулась в Молдову в 1996-м, где и похоронена. Кстати, при жизни она любила писать стихи и часто посвящала их своим внукам.

"Дедушка Митя рано умер, и я его плохо помню. Он почти всегда болел и тяжело дышал. Вот с папой они в шахматы играли... У него были чудные красивые шахматы с крупными полированными фигурами. А бабушка руками исцеляла людей, однажды она маме даже варикоз вылечила. Добрая была, но я ее тоже почти не помню", - вспоминает Зарина.

Отца Зарины тоже нет в живых - он умер в 53 года, и она считает, что причиной раннего ухода стала пережитая гражданская война и трудная жизнь.

А семейный клан Рахмановых так и остается дружным, крепким и многочисленным - более 20 человек. Теперь, чтобы совместно отметить большие праздники, им приходится собираться вне дома. А летом родовое гнездо всегда наполнено детскими криками и смехом, как завещали бабушки и дедушки.

СССР
2461 интересуется