Попеняли мне подписчики и поделом. Зато было что с утречка почитать)
Упомянула в статье про болото и вспомнила, что самая большая площадь занимаемая болотами находится в Беларуси. И, что был такой человек Иван Сусанин который завёл в болото какой то отряд врагов. И всё почему то слилось в голове в одну кашу. Перемешалось в общем.
Пришлось освежить память и вот что выяснилось:
О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 60 верстах к северу от Костромы).
Кого якобы спас: Михаил Фёдорович был сыном боярина Фёдора Никитича Романова, позже ставшего православным патриархом Филаретом. В 1613 г. Михаил был избран новым царём, что ознаменовало конец Смутного времени. В момент коронации ему было всего 16 лет и он был малообразован.
Профессор Петербургского университета Н.И. Костомаров писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Фёдорович, — остаётся под сомнением…»
— Костомаров Н. И. Иван Сусанин / Русская история в жизнеописаниях её деятелей: Страдание Сусанина есть происшествие, само по себе очень обыкновенное в то время. Тогда козаки бродили по деревням и жгли и мучили крестьян. Могло быть, что разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Чрез несколько времени зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619г. о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
Предполагается, что Сусанин завел их так глубоко в лес, что они не смогли найти выхода и поэтому погибли в жутко холодную февральскую ночь. (Иван Сусанин: служба и кровь)
24 августа 1619 года Москва провожала уезжавших на богомолье молодого царя Михаила Федоровича Романова и его мать Марфу Ивановну. Проведя в Макариевом монастыре на Унже несколько дней, мать и сын Романовы в начале октября выезжают в обратный путь и 2 ноября возвращаются в столицу. В конце этого же месяца, 30 ноября 1619 года, Михаилом Федоровичем была выдана жалованная грамота. ( и при чём тут февральская ночь?)
… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …
В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска:
Тут, в деревне Вишенце, мы поймали старого крестьянина и взяли его проводником, чтобы не заблудиться и не набресть на Волок, где стоял сильный неприятель. Он вел нас в одной миле от Волока, ночью же нарочно повернул к тому месту. Уже мы были от него в одной только версте. К счастью попался нам Руцкий, который в то время, проводив товарищей, вышедших из столицы к пану гетману, возвращался под самыми стенами Волока на свои квартиры в Рузу, где стоял с казацкою ротою. От него узнали мы, что сами идем в руки неприятелю, и поспешили воротиться. Проводнику отсекли голову, но страха нашего никто не возвратит.
Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича...
Сусанин был крепостным дворян Шестовых...
Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком, управлявшим домнинской вотчиной Шестовых...
В лесу недалеко от деревни они встретили лесоруба Ивана Сусанина, который пообещал провести их "коротким путем" через лес...
Итак: крепостной вотчинный староста лесоруб Иван Сусанин.
Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях С.М. Соловьёва (русский историк; профессор Императорского Московского университета) и М.П. Погодина (русский историк, коллекционер, журналист и публицист) Соловьёв, например, считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». Он после кропотливого изучения архивов доказал, что никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было.
Визит Екатерины Второй в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила — основателя династии Романовых; именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскином в его приветственной речи императрице...
Легенда о жизни и смерти Сусанина развивалась с течением времени. В начале 19 века хартии привлекли внимание зарождающейся российской историографии, и Сусанин был провозглашен национальным героем России и символом преданности русских крестьян царю.
Всё то же самое - обычный пиар нужных людей, событий и прославление царей.
Так что не зря я не забивала себе голову всем этим в далёком школьном возрасте.
Хотя, как оказалось, имя и дело Ивана Сусанина сохранилось в памяти на века.
Но зато посмотрела на карте где находится Кострома и как всегда зависла надолго. Интересное это занятие - карты рассматривать.