Пожалуй, первое, что приходит в голову, когда мы думаем о том, что древние эллины использовали в качестве писчего материала – это папирус или восковые таблички. Однако у исследователей есть все основания предполагать, что древнейшим материалом для письма был свинец (μόλυβδος – на древнегреческом). Об этом говорят археологические находки: самые древние письма на древнегреческом языке, которые известны ученым – это короткие послания, процарапанные на свинцовых табличках.
Частные письма на свинце – очень редкая находка. Во всем мире всего известно около пятидесяти подобных памятников. Связано это с тем, что свинцовые пластинки подлежали вторичной переработке и могли использоваться многократно. То, что попадает в руки археологов – это, скорее всего, потерянные письма, так и не дошедшие до получателей.
Например, одно из самых известных писем на свинцовой табличке – письмо мальчика Лесиса, было найдено в колодце около святилища расположенного на перекрестке дорог у Царской Стои на Афинской агоре. В письме Лесис обращается к своей матери с просьбой обратить внимание на бедственное положение, в котором он оказался, когда его отправили работать в кузницу.
«Лесис посылает (письмо) Ксеноклу и своей матери, чтобы они ни в коем случае не упустили из виду, что он погибает в кузнице, но пришли к его хозяевам и нашли для него что-нибудь получше. Ведь я был передан человеку очень злому. От ударов бичем я погибаю. Я скован. Со мной обращаются, как с грязью, все больше и больше.» – перевод письма Лесиса.
Скорее всего, послание мальчика так и не было доставлено адресатам. Тот, кого Лесис попросил отнести свое письмо, предпочел бросить его в колодец, куда сбрасывали излишки вотивных даров, когда близлежащее святилище переполнялось, так что попавшее туда пластинка даже случайно не могла попасться кому-либо на глаза.
Большая часть всех известных писем на свинцовых пластинках была найдена при раскопках поселений, расположенных на северном побережье Черного моря. Широкое распространение свинцовых писем в Причерноморье, скорее всего, обусловлено дешевизной этого металла и, вероятно, меньшей доступностью в этом регионе папируса.
Также ученые отмечают, что свинец представлял собой идеальный материал для переписки в коммерческих целях. Металлическая пластинка не требует чернил, занимает мало места и является более прочной чем, например, папирус, что позволяло торговцам брать послания с собой в плавание на корабле без риска того, что оно повредится в суровых морских условиях. На это также указывает присутствие в сохранившихся письмах лексики, присущей для торговой сферы: разнообразные термины для обозначения рабов, упоминания денежных единиц и прочее.
Совсем недавно коллекция музея-заповедника «Фанагория» пополнилась ещё одним письмом на свинце, обнаруженным археологами за последнее время исследования памятника.
Во время археологической разведки затопленной части древней Фанагории сотрудники экспедиции обнаружили тонкий лист металла. Из-за долгого пребывания в соленой воде он был покрыт сильной коррозией. После реставрации изделия оказалось, что на пластинке с двух сторон тонко процарапано несколько строк на древнегреческом языке. Расшифровка текста эпиграфистами позволила сделать вывод, что находка представляет собой личное письмо древнего эллина по имени Ксанфий, адресованное Демону. По шрифту текст датируется V–IV веками до н.э.
Письмо опубликовано в научной статье, которая есть в открытом доступе на сайте Института археологии РАН.
Павличенко Н. А. Письмо Ксанфия из Фанагории // Hypanis. Т. 4. С. 206–217.
К сожалению, новое письмо из Фанагории сохранилось с большими лакунами: треть письма утеряна, а заломы и трещины, вызванные коррозией, затрудняют прочтение некоторых строк. Несмотря на плохую сохранность, ученым удалось восстановить часть текста.
Так исследователи представляют реконструкцию текста в переводе:
«Ксанфий приветствует Демона. Он (Ксанфий?) упрекает тебя по поводу этой (известной тебе) несправедливости (беззаконности?) ... утверждая: изготовление ... предоставил ... что ты намереваешься (делать)?»,
Адрес: «Ксанфий Демону».
Эмоциональный накал письма явно свидетельствует о том, что речь идет о каком-то споре между жителями Фанагории, содержание сохранившихся строк, намекает на то, что претензия грека Ксанфия могла быть связана с имуществом.
Обнаруженное письмо представляет немалый интерес, так как сообщает нам о повседневной жизни, о взаимоотношениях и разногласиях жителей Фанагории, а также свидетельствует об уровне грамотности в классическую эпоху. В настоящий момент письмо поступило в фонды музея-заповедника «Фанагория». Увидеть находку можно на экскурсии «Кладовая Фанагории», которая проводится по фондохранилищу музея-заповедника.