Найти тему

В Самару! Икона с семейным портретом купцов Головкиных и их же семейный магазин церковной утвари на семейной усадьбе

Крестьянин деревни Осинки Вязниковского района Владимирской губернии Гавриил Пахомович Головкин в начале 1850-х перебрался с женой Марией Степановной и сыновьями Кузьмой, Гавриилом и Иваном в Самару, недавно ставшую столицей новой губернии. Сразу надо сказать, что с легендарным краеведом и художником-самоучкой К.П. Головкиным родственных связей не имел – отец Константина Павел Иванович Головкин пришел в Самару , гонимый нуждой, из-под Нижнего Новгорода гораздо позже.

Молодогвардейская 47-49
Молодогвардейская 47-49

Занялся Гавриил Пахомович доходным салотопенным бизнесом и вскоре присмотрел место под собственный дом на бывшей улице Сенной, ведущей на будущую Соборную площадь и потому переименованной в Соборную. В 1863-м году прикупил соседнее дворовое место по теперешнему адресу Молодогвардейская, 47 и год спустя получил от Самарской Губернской строительно-дорожной комиссии разрешение выстроить на нем «каменные лавки с комнатами, палатками и подвалами».

Дореволюционное фото улицы Соборной . Дом с магазином Кузьмы Головкина (справа) с соседним зданием еще не "объединился". Фигуристые аттики-башенки в ходе послереволюционной надстройки увы, исчезли
Дореволюционное фото улицы Соборной . Дом с магазином Кузьмы Головкина (справа) с соседним зданием еще не "объединился". Фигуристые аттики-башенки в ходе послереволюционной надстройки увы, исчезли

В каком году, продолжая приращивать семейную территорию, приобрел у соседей мещан Богомоловых еще один прилегающий участок, точно неизвестно, но к 1874-му владелицей усадьбы по Молодогвардейской, 47 стала его супруга – купеческая жена Головкина Мария Степановна, по Молодогвардейской, 49 – ее сыновья Кузьма, Иван и Гавриил Гаврииловичи Головкины.

Соседние домовладения - по нынешней Молодогвардейской, 45 и Молодогвардейской, 43 - Головкины приобрели еще раньше.
Соседние домовладения - по нынешней Молодогвардейской, 45 и Молодогвардейской, 43 - Головкины приобрели еще раньше.

Отцовский бизнес братья продолжили и расширили. Помимо салотопенного, основали свечной завод. Предприятие, бесперебойно работавшее на собственном сырье, обеспечивало свечами все население губернии. Особую статью составляли свечи церковные, причем главный конкурент – собственно епархиальный свечной завод – сильно проигрывал Головкиным по качеству продукции.

Какой ассортимент!!!
Какой ассортимент!!!

Производство изысканных цветных, фигурных и ароматизированных свечей было монополией братьев, так что комитет епархиального завода писал, можно сказать, в бессильной злобе жалобы на Головкиных в надзорные инстанции непрестанно, но безуспешно.

"Литийный прибор" - для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея
"Литийный прибор" - для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея

Внутри семьи существовало разделение труда – Иван с Гавриилом занимались производством, Кузьма же выполнял дилерские функции. В дополнение к фамильной продукции, поставлял церквям «серебряные сосуды, ковчеги, дароносицы, кресты, евангелия, кадилы и др. вещи», богатые церковные облачения , иконы, «богослужебныя и поучительныя книги». Состоятельных мирян в его нарядные магазины привлекали выставленные в витринах «золотые и серебряные вещи, мельхиор, бронза, фраже(парфюмерия?)...», медные самовары, фарфоровые сервизы, хрусталь, зеркала, стенные часы, обои и венские стулья.

Как и во времена Головкиных, первый этаж занимают магазины.
Как и во времена Головкиных, первый этаж занимают магазины.

Видимо, в благодарность за удачу в трудах Кузьма Головкин подарил близлежащей Троицкой церкви, к приходу которой относился, икону Святого Семейства в богатом окладе. Икона была хороша, но какие чувства вызвала у прочих прихожан, сказать сложно, поскольку, придя на службу, соседи без труда узнали в образе Праведного Иосифа самого Кузьму Головкина, богоматери – его молодую красавицу-супругу, младенца Иисуса – новорожденного сына. Присутствовала на иконе и старшая дочь в образе Иоанна Крестителя.

Икона с изображением Святого семейства - дар Троицкой церкви от "скромного" прихожанина Кузьмы Головкина
Икона с изображением Святого семейства - дар Троицкой церкви от "скромного" прихожанина Кузьмы Головкина

Увековечив таким смелым образом память о себе и домочадцах, Кузьма Гавриилович занялся и обустройством обширной усадьбы. На каких-то условиях договорившись с братьями, 31 января 1894-го года сделался, согласно отношению старшего нотариуса, единственным владельцем обоих дворовых мест. На конец 1898-го года хозяином объединенного участка стал его сын - самарский купец Владимир Кузьмич Головкин, на той самой «фамильной иконе» изображенный младенцем Христом . Именно он к 1900-му году достроил соседствующие дома, объединил их и подвел под общий фасад.

Надстройка советского периода выполнена достаточно тактично - сохранена ширина оконных проемов, присутствует уместный декор в виде простеночных пилястр, надоконного пояса с нишами и венчающего карниза
Надстройка советского периода выполнена достаточно тактично - сохранена ширина оконных проемов, присутствует уместный декор в виде простеночных пилястр, надоконного пояса с нишами и венчающего карниза

Главный фасад, выходящий на Соборную, указывал на поэтапное строительство. Первый этаж – возведенный в 1860-е корпус торговых лавок – сохранил большие лучковые окна, обрамленные наличниками с квадратными деталями из фигурного кирпича на месте замковых камней и разделенные плоскими простеночными пилястрами с нишами-ширинками.

Проездная арка во двор - или портал во внутренний мир фамильной усадьбы
Проездная арка во двор - или портал во внутренний мир фамильной усадьбы

Парадный вход выделялся порталом с лучковым фронтоном, декорированным пилястрами с ионическими капителями и желобками-каннелюрами, профилированный венчающий карниз после надстройки стал междуэтажным. На поднявшемся к рубежу веков втором этаже находились жилые помещения. Прямоугольные окна были оформлены кирпичными наличниками с лучковыми фронтонами, повторяющими форму входного портала, в междуоконных простенках располагались круглые дорические полуколонны.

До объединения домов балкон располагался в центре фасада
До объединения домов балкон располагался в центре фасада

В средней части был вывешен балкон на три окна с ажурным кованым ограждением. Карниз большого выноса с сухариками дробился раскреповкой над капителями полуколонн, венчали здание фигурные аттиковые стенки в центре и по углам. По обеим сторонам здание «поддерживали» проездные арки во двор с лучковыми перемычками и замковыми камнями.

Со стороны двора сохранились оригинальные ставни
Со стороны двора сохранились оригинальные ставни

Счастливо проживали в своей обширной усадьбы и успешно вели бизнес Головкины вплоть до революции. Затем вся их недвижимость была национализирована. Как "победивший пролетариат" поступил с запасом церковных ценностей в магазинах, история умалчивает, но можно догадываться. Поскольку спрос на высокохудожественные церковные свечи сошел на нет, фамильный завод так же свое существование прекратил.

Раньше в витринах, видимо, красовалась дорогая церковная утварь
Раньше в витринах, видимо, красовалась дорогая церковная утварь

О свечных магнатах Самары ныне напоминает лишь та самая икона, будоражившая в свое время умы соседей, а сейчас хранящаяся в городском художественном музее. Бывший дом Головкиных на улице Соборной, ставшей Кооперативной, а затем Молодогвардейской в советское время хоть и лишился фигурных аттиков-гребешков и подрос еще на один этаж, сумел сохранить выразительный исторический облик и в настоящее время продолжает служить многоквартирным жилым домом.

каждый этаж - отдельный этап истории и архитектуры
каждый этаж - отдельный этап истории и архитектуры

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете