Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Дом с пушками: как шведы собирались противостоять советской угрозе.

«Еще лет десять назад я арестовал бы тебя, русский!» – так начался мой разговор на ломаном шведско-немецко-английском языке с местным полицейским в затерянным в скандинавских лесах деревне Вуоллерим. Из-за широкой спины полисмана на российский триколор на госномерах Мазды пучился местный дедок, а пришедшие на местное событие века пакистанец из кебабной и тайка из кассы супермаркета больше почему-то интересовала миниатюрная блондинка - жена автора. Ранее все трое были неосторожно опрошены о рядом расположенных орудиях и бункерах времен холодной войны, а упоминание некоего шведского линкора в сотне километров от Ботнического залива вызвало у них тихую дискуссию, что вызывать странному русскому – скорую или полицию. Демонстрация автором советской военной карты, за которую ему еще лет 30 назад светил столь же длительный тур на Колыму, склонило аборигенов к вызову именно полиции.

Si vis pacem, para bellum - хочешь мира, готовься к войне. Именно так можно охарактеризовать военную доктрину внешне нейтральной и миролюбивой Швеции, имевшей в период холодной войны весьма качественные вооруженные силы с оригинальной техникой и всеобщий воинским призывом (последний отменили в 2010 году, но уже через 7 лет вернули, причем и для девушек тоже). Одной из отличительных черт шведского милитаризма стала малоизвестная оборонительная линия Каликс. Впервые о ней задумались после советско-финской войны 1939-1940 годов, пик строительства пришелся на горячие годы холодной войны, аккурат после Берлинского и Карибского кризисов. Основой шведской обороны стали артиллерийские крепости, одну из которых - Victoriafortet мне еще предстояло найти летом 2019 года в окрестностях до одури сонной деревни Вуоллерим при отсутствии точных координат.

-2

«Объект на горе был секретный, förstå?», невольно кивнув в сторону ближайшей возвышенности, продолжал давать полицейский, впрочем, тоже постепенно переключаясь на мою жену.
Яволь, – невпопад сказал я, начав улыбаться при слове «был» и «на горе».
- Но сейчас то туда проехать можно? Там должны быть артиллерийская батарея со старого шведского броненосца. Я специально приехал сюда из Мурманска, за тысячу километров, - еще больше заухмылялся я, невпопад вспомнив что полицейских в Швеции традиционно кличут «polis polis potatis gris» – картофельными свиньями.
Блюститель закона посмотрел на новых и старых жителей Швеции, словно спрашивая согласия и поморщившись, как от зубной боли, кивнул пенсионеру.
- Мы узнали что над деревней есть пушки только когда распался Ваш Красный Союз. Сейчас несколько мужиков из поселка делают там музей, но сегодня же суббота, они на рыбалке. Там забор и заплатить некому.

Кортежем из двух машин, вдоволь поплутав по лесным дорожкам, мы наконец уткнулись в портал бетонного бункера. Оба шведа – полицейский и дед видели его явно впервые, но получив ящик финского пива и коробку нашей «Аленки», попрощались со мной так, будто мы втроем тянули лямку на этой батарее лет 30, прикованные цепями к орудиям. Субботнее барбекю с халявной Lapin Kulta им было явно интереснее, чем ползание в поисках пропахшим маслом железяк, даже не отмеченных на Гугл-картах.

-4

Бункер ожидаемо был закрыт на ключ, а точное месторасположение батареи было мне не известно – на спутниковой карте на горы Бомюбергет
просматривалась не искомая башенная установка с двумя орудиями калибром 152 мм Bofors QF M/1912, снятая со шведского линкора HSwMS Drottning Victoria, а вполне себе крыша типичного шведского домика. Ну какой дурак построит коттедж рядом с артиллерийской батареей? Советская военная карта была более оригинальна, предполагая секретный объект на радость своим диверсантам в некой окружности километров 15 в диаметре.

В поисках того самого "домика лесника" уже на радость автору на полянках встречались занятные образцы местной противовоздушной обороны. Сверху на фотографиях - Bofors 40 mm Luftvärnsautomatkanon, которую "нейтральные" и очень предприимчивые шведы в годы Второй Мировой войне поставили почти всем воюющим сторонам. Более 5,5 тысяч таких зениток были поставлены в СССР из США по ленд-лизу, они же составляли основу ПВО Британии (расчеты последних называли "мальчики Бофорс"), перепало этих орудий и Третьему Рейху. Конкретно этот экземпляр оказался производства 1942 года, хотя его собратья воюют и сейчас. На фотографии ниже - 20 мм автоматы 20 Lvakan m/40, за характерные прыжки при стрельбе с треногого лафета получившие прозвище «gräshoppan» — кузнечик. Делали их с 1940 года с нулевым экспортным успехом, ибо нигде кроме Швеции на вооружении не состояли. Именно за "кузнечиками" обнаружился искомый шведский домик.

Секрет "домика" оказался прост - в целях маскировки, еще в 60-е годы прошлого века, шведские артиллеристы накрыли башенную установку имитацией традиционного красного деревянного жилого коттеджа. Их традиционная высота (не более 8 метров) с запасом совпала с габаритами бронерубки бофорсовских орудий, созданных еще до Первой мировой войны. Сохранность деревянной имитации жилища при двойном залпе вызывает вполне разумные опасения, однако по прямому назначению артиллерийская батарея так и не применялась. Удивляет и утверждение местных жителей о том, что они не знали об артиллерийской батарее - учебные стрельбы в годы холодной войны должны были проходить с завидным постоянством.

Попасть в башню не удалось, хотя в двух других сохранившихся батареях линии Каликс (Artillerifort Siknas и Kamlunge) бронедвери традиционно не заблокированы и можно рассмотреть казённые части орудий. Вообще Victoriafortet (батарея названа по имени одноименного броненосца береговой обороны, с которого была снята корабельная артиллерийская установка) расположена весьма нетипично, аж в 150 километрах от границы с Финляндией, тогда как остальные опорные пункты шведской обороны были грамотно расположены по естественным приграничным рубежам рек Каликс и Торн.

-8

Башенная артиллерийская установка с двумя орудиями калибром 152 мм Bofors QF M/1912 служила в боевой готовности с 1963 по 1997 год. Музейщики-любители, с которыми я списался уже после поездки, подтвердили, что до недавнего времени информация о расположении батареи была засекречена как военная тайна, а посещение иностранцами близлежащей местности находилось под строгим запретом. Каждое из орудий Victoriafortet могло посылать за одну минуту 4 снаряда весом в 45 килограмм на расстояние до 16 километров. Эта батарея должна была держать последнюю линию обороны шведской армии по реке Лулеэльвен - отступившие и выжившие бойцы Försvarsmakten оказались бы зажаты в ловушке труднопроходимой местности в горных массивах у границ Норвегии.

Предвосхищая стандартные комментарии о том как здорово "в этих самых заграницах" и как всё плохо "в этой стране" замечу, что после окончания холодной войны с десяток подобных объектов в Швеции было нещадно попилено на металл, вызывая в наше время малоосмысленные местные дискуссии о необходимости их срочного восстановления. На некогда могучей линии Каликс сохранились только тройка формально музейных ныне артиллерийских батарей, а также крепость Боден, многочисленные форты которого построены еще до Первой мировой войны, да и мифическая батарея, забытая всеми в дикой глуши озера Миелкоярви, в идеальной сохранности с полным боекомплектом и запредельной популяцией медведей.

-10

Секретности даже для местных жителей артиллерийских позиций на горе Бомюбергет удалось достигнуть хитростью - ее строили одновременно с несколькими новыми плотинами гидроэлектростанций, расположенных вверх и вниз по реке Лулео. Впрочем, гарнизон форта (условно готовый автономно выдержать в своих подземельях атомные и химические атаки несколько месяцев на сухпайке) составлял 140 потенциальных болтунов, так что для советской военной разведки Victoriafortet быстро перестал быть тайной.

Конечно же рассказ будет неполным без короткого рассказа о шведском броненосце береговой обороны HSwMS Drottning Victoria, орудия с которого и были установлены в одноименном форте. Три корабля типа «Сверидж» (Sverige; самоназвание Швеции) рождались в муках за несколько лет до Первой мировой войны. Достаточно сказать, что таких проектов шведы ещё не создавали, сделав упор только на собственное производство, а деньги на достройку линкоров собирали с населения по добровольной подписке - и собрали аж 2/3 от их стоимости! Король Густав V к восторгу военных картелей, не выдержав пацифизма либерального правительства, вынудил его к отставке и только тогда тройка "Свериджей" вступила в строй, став самыми сильными кораблями шведского флота и лучшими броненосцами береговой обороны в мире на тот момент.

-12

HSwMS Drottning Victoria был назван в честь Виктории Баденской, действующей королеве Швеции и жены Густава V (остальные два броненосца без лишней скромности именовали Sverge и Gustav V) и был спущен на воду в 1917 году. Это был весьма удачный корабль ледокольного класса, готовый, несмотря на небольшие размеры, выдерживать сильные шторма и легко дойти хоть до Америки и обратно. Единственная неприятность для командного состава шведского экипажа броненосца состояла в закаливании постоянным холодным душем от высоких волн на ходовом мостике. Но так и не понюхав пороху в мирной Швеции, уставший и устаревший Drottning Victoria был исключен из состава флота в 1957 году, став донором для такого же условно "боевого" артиллерийского форта у деревни Вуоллерим.

-13

Но несмотря на отсутствие какого-либо боевого прошлого (не иначе как к счастью) и такому же отсутствию доступа боевое отделение и подземные казематы форт оказался действительно интересным. Увы, это было лето 2019 года, последнее перед COVID-19, СВО и санкциями, плотно опустившими новый железный занавес. Впрочем, поездил автор по Скандинавии немало и рассказов про шведский милитаризм хватит еще на пару лет, да и в России интересных мест нисколько не меньше. Подписывайтесь, други мои, дальше будет еще интереснее!