Найти в Дзене
Северная Корона

Безнадежно влюблена. Обращал ли Николай II внимание на женщин, кроме Александры Федоровны

Оглавление

Как известно, далеко не все российские императоры из династии Романовых были примерными семьянинами. Фаворитку, а то и нескольких, имел практически каждый русский правитель. Петр I сделал свою метрессу-простолюдинку русской императрицей, а Александр II под конец жизни женился морганатическим браком на простой русской дворянке.

Большинство русских императоров были совсем не прочь развлечься на стороне. Но последний русский царь в этом плане стал настоящим исключением. Николаю II удалось войти в историю в качестве идеального мужа, который никогда не изменял своей жене.

Николай II и Александра Федоровна
Николай II и Александра Федоровна

Флегматичный император

Причин, по которым Николай II после заключения брака не обращал внимание на женщин существовало несколько. Во-первых, последний российский император был человеком флегматичным и малоинициативным. «Охота» на дам была вовсе не в стиле Николая II.

Во-вторых с самых малых лет перед глазами цесаревича Николая Александровича был положительный пример его отца — "народного" царя Александра III.

В юности Александр III был сильно влюблен платонической любовью в одну из фрейлин своей матери. Однако после кончины старшего брата, став цесаревичем, Александр Александрович был вынужден отречься от своей любви и жениться на датской принцессе Дагмар, ставшей в православии Марией Федоровной. Переломив себя ради долга, в последующем Александр Александрович никогда не изменял супруге и всего себя посвятил России и семье.

Александр III и Мария Федоровна, родители Николая II
Александр III и Мария Федоровна, родители Николая II

Пример отца, конечно, был важен для Николая II. Но главной причиной того, почему последний император никогда не заводил фавориток в браке, была, конечно же, его искренняя любовь к Александре Федоровне.

Любимая супруга

Как известно, на своей супруге последний император женился по глубокому взаимному чувству, практически вопреки воле родителей. Александр III был против того, чтобы сын сватался к гессенской принцессе Алисе, но Николай сумел настоять на своем.

Приехав в Россию, Алиса столкнулась с недоброжелательным отношением к себе подданных мужа. При российском дворе супруга Николая II не понравилась практически никому. Из всей семьи Романовых молодую императрицу искренне поддерживала лишь ее младшая золовка — 12-летняя великая княжна Ольга Александровна, ко мнению которой, конечно же, никто и не прислушивался.

Молодая Александра Федоровна
Молодая Александра Федоровна

Новые родственники относились к Александре Федоровне плохо, но это никак не повлияло на чувства к ней самого Николая. Император продолжал любить свою супругу, несмотря даже на то, что ее непопулярность сильно снижало и его «рейтинги» среди подданных.

Свою любовь последние император и императрица пронесли через всю жизнь и оставались верными друг другу до самого конца. Супруге Николай II, как и его отец когда-то, не изменял и вряд ли когда-либо позволял себе даже обычный флирт. Однако это вовсе не означает того, что Николай II совсем уж не обращал никакого внимание на женщин.

До наших дней дошли сведения о нескольких случаях, когда последний российский император все же несколько «изменил» своему флегматичному характеру.

Фрейлина Мэри Эристави

Как и у любой другой императрицы, у Александры Федоровны при дворе был свой штат помощниц-фрейлин. Молодые девушки-дворянки обычно служили во дворце несколько лет, а затем выгодно выходили замуж и оставляли свою должность. Согласно статистике, за все время правления Николая II, у Александры Федоровны сменилось около 500 фрейлин.

Придворные на Русском балу в Зимнем дворце
Придворные на Русском балу в Зимнем дворце

Разумеется, многие из этих дворянок могли похвастаться, в том числе и привлекательной внешностью. Николай II не обращал на фрейлин своей жены внимания, но все же среди них была одна девица, однажды восхитившая императора своей красотой.

Фрейлина Мэри Эристави была дочерью грузинского князя, генерал-майора Прокофия Шервашидзе. Познакомился с ней император не во дворце, а во время одной из своих поездок в Грузию.

Во время визита в Тифлис Николаю II представили, в том числе и несколько грузинок, жен и дочерей местных аристократов. Сохранились сведения, что увидев этих дам, Николай II, не смог сдержаться и воскликнул: «Какие красавицы!». После этого император подошел к самой симпатичной — Мэри Эристави, и сказал ей, улыбаясь: «Грешно быть такой красивой!».

Мэри Эристави
Мэри Эристави

Позднее отец Мэри стал членом Государственной Думы, и семья переехала в Петербург. Александра Федоровна взяла молодую Шервашидзе к себе в помощницы. Через несколько лет однако отец Мэри скончался, и она вместе с матерью и сестрами вернулась в Грузию.

Уже после революции Мэри вышла замуж за бывшего флигель-адъютанта Николая II Георгия Эристави. В 1921 г. супруги эмигрировали во Францию. В Париже Мэри в последующем стала одной из самых знаменитых моделей модного дома Коко Шанель, активно помогавшей русским эмигранткам.

Подруга императрицы Анна Вырубова

Еще одной придворной дамой, имя которой иногда связывают с именем Николая II, была императорская фрейлина Анна Вырубова, в девичестве Танеева. В отличие от других фрейлин, добрая и искренняя Анна смогла настолько понравиться подозрительной и необщительной Александре Федоровне, что та даже приблизила ее к себе.

С Анной Александра Федоровна познакомилась, когда та была еще совсем юной. Имение отца Анны - Александра Танеева располагалось рядом с имением великого князя Сергея Александровича, дяди Николая II. Супругой князя была великая княгиня Елизавета Федоровна, до замужества гессенская принцесса Элла, родная сестра Александры Федоровны.

Елизавета Федоровна, сестра Александры Федоровны
Елизавета Федоровна, сестра Александры Федоровны

Танеевы часто бывали в гостях у своих высокородных соседей и однажды во время одного из таких визитов в гости к Елизавете Федоровне приехала императрица. Юная Анна очень понравилась Александре Федоровне, и когда через несколько лет Александр Танеев предложил ее кандидатуру в императорские фрейлины, императрица охотно дала согласие. В последующем очень быстро Анна стала лучшей подругой Александры Федоровны.

Обыкновенная петербургская барышня

В отличие от Мэри Эристави, которую все безоговорочно считали настоящей красавицей, мнения о внешности Анны при дворе расходились. Министр Витте в своих мемуарах, к примеру, написал о подруге Александры Федоровны:

Самая обыкновенная петербургская барышня, влюбившаяся в императрицу, вечно смотрящая на нее своими медовыми глазами со вздохами «ах, ах, ах!». Сама Аня Танеева некрасива и похожа на пузырь от сдобного теста.
Анна Вырубова
Анна Вырубова

Но многие придворные, в отличие от Витте, считали Анну все же симпатичной барышней. Знавший ее с самой юности комендант Воейков отзывался, к примеру, о ней так:

Анна Александровна Вырубова была полная красивая шатэнка с большими голубыми глазами и прекрасным цветом лица.

Баронесса Буксгевден писала об Анне:

Госпожа Вырубова была привлекательной цветущей женщиной с мелкими чертами и прекрасными, искренними глазами.

Если отзывы о внешности Анны расходились, то в отношении ее характера мнение современников было единым. Окружающие считали Вырубову доброй и приветливой женщиной, практически лишенной того высокомерия, которым страдало большинство придворных дам.

Наивная, но с чувством юмора

Возможно, в некоторой степени это было притворством, но и дворцовые вельможи, и сама Александра Федоровна, считали Анну достаточно наивной девушкой. Известно, что императрица испытывала к своей подруге материнские чувства и относилась к ней покровительственно. Александра Федоровна считала, что может помочь Анне подготовиться к трудностям жизни.

Анна Вырубова и Александра Федоровна
Анна Вырубова и Александра Федоровна

Помимо доброты, современники отмечали в характере Анны и еще одну привлекательную черту. По общему мнению, любимая подруга императрицы обладала просто превосходным чувством юмора и была совершенно необидчивым человеком. Воейков писал о Вырубовой:

Характер ее был веселый, с виду беззаботный. Молодых офицеров, которых она встречала у нас в доме, забавляла ее простая непринужденная манера держать себя; флирты ее с молодежью были ничем иным, как невинным развлечением; а умение рассказать про себя всевозможные смешные вещи с самым наивным видом сильно оживляло всякое общество, в котором она появлялась.

Эти слова коменданта подтверждают и воспоминания одного из офицеров яхты «Штандарт», на которой любила проводить время царская семья:

А.А. Танеева была предметом общих шуток и внимания
На яхте "Штандарт"
На яхте "Штандарт"

Наедине с императорской семьей

Известно, что Анна Вырубова была единственной дворянкой, имевшей доступ непосредственно в семейный круг Александры Федоровны и Николая II. Анна развлекалась с царской семьей на яхте «Штандарт», ездила со своими покровителями в поездки и даже присутствовала на ежедневных чаепитиях в Кленовой гостиной Александровского дворца. В эту гостиную, как известно, императорская чета никогда не приглашала никого из посторонних, за исключением разве что самых близких родственников-Романовых.

Кленовая гостиная в Александровском дворце
Кленовая гостиная в Александровском дворце

Долгие годы оставаясь самой близкой подругой императрицы, Анна Вырубова, конечно же, часто контактировала и с ее супругом — Николаем II. Скорее всего, из-за такого тесного общения возникли и легенды о том, что Анна, если и не состояла в связи с Николаем, но по крайней мере, позволяла себе с ним флиртовать.

То, что подобное могло быть в действительности, отчасти подтверждают и письма самой императрицы Александры Федоровны, адресованные Николаю II. В одном из таких сохранившихся посланий царицы имеются загадочные строки в отношении Анны Вырубовой:

Милый! Ведь ты сжигаешь ее письма, чтобы они никогда не попали в чужие руки?

В другом письме Александра Федоровна пишет, имея в виду Анну:

Если мы теперь не будем оба тверды, у нас будут любовные сцены и скандалы, как в Крыму… Когда ты вернешься, она будет рассказывать, как страшно страдала без тебя… Будь мил, но тверд. Ее всегда надо обливать холодной водой.

Что конкретно имела в виду императрица в этих письмах, доподлинно неизвестно. В то, что обычная фрейлина могла позволять себе устраивать настоящие «любовные сцены и скандалы» самому императору, причем на глазах у его жены, конечно же, поверить сложно.

Анна Вырубова и Николай II
Анна Вырубова и Николай II

Но и выдумывать ничего в своих письмах императрица, разумеется, не могла. Считается, что такое странное поведение Вырубовой могло быть частью какой-то ее придворной игры, которую она вела по отношению к царской семье.

Безнадежно влюблена

Разыгрывая безнадежную «влюбленность» в императора, Анна могла, к примеру, просто льстить, причем одновременно и самому Николаю, и Александре Федоровне. В Николае игра фрейлины могла возбуждать гордость примерного семьянина, устоявшего перед «соблазном», а Александре Федоровне придавать уверенность в своей женской привлекательности, не позволившей мужу изменить.

Помимо лести, странное поведение Анны могло быть и просто защитой от угрожавших ей придворных интриг. Известно, что другие фрейлины завидовали Вырубовой и были бы довольны, если бы императрица отдалила ее от себя.

-12

Возможно, кто-то из дам исподтишка начал возбуждать в Александре Федоровне ревность к мужу из-за Анны, что и было замечено Вырубовой. В этом случае, разыгрываемые Анной сцены безнадежной влюбленности в императора убедили императрицу в том, что в качестве соперницы подруга для нее опасности не представляет.

Решительная фрейлина

Как бы там ни было, "скандалы и сцены" Анны и ее "влюбленность" в императора никаких последствий для нее не имели. Подругой императрицы Вырубова оставалась до самой революции. После отречения Николая II и ареста царской семьи, Анна была заключена в Петропавловскую крепость, где подвергалась пыткам и унижениям.

Анну в то время подозревали в связи не только с императором, но и с Григорием Распутиным, а также обвиняли в шпионаже в пользу немцев. В результате даже провели экспертизу, в ходе которой однако была доказана невинность Вырубовой. То есть связи ни с Николаем, ни с Распутиным у нее быть не могло.

После 4 месяцев издевательств Анна была выпущена из крепости. В дальнейшем, пройдя через множество мытарств и сбежав от конвоирующего ее на расстрел солдата, Анна смогла эмигрировать в Финляндию.

Анна Вырубова
Анна Вырубова

Анна Ахматова

Существуют также версии о том, что у Николая II якобы могла быть связь с одной из самых известных поэтесс начала XX в. - Анной Ахматовой. Основным поводом к возникновению подобных гипотез стало стихотворение поэтессы "Сероглазый король", которое Анна якобы написала, будучи влюбленной в Николая II. У последнего русского императора, как известно, были большие серые глаза.

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

Встретились Анна Ахматова и Николай II, по мнению приверженцев теории их романа, в Царском Селе на прогулке. Интрижка, возникшая между императором и поэтессой в последующем, по легенде, даже привела к рождению у Анны сына - Льва Гумилева.

Анна Ахматова
Анна Ахматова

В Царском Селе

Царское Село действительно было практически постоянным местом проживания последней российской императорской семьи. Императрицу Александру Федоровну современники описывали, как женщину замкнутую и подозрительную. Считается, что, в том числе и из-за этого, большую часть правления Николая II царская семья прожила не в Зимнем дворце в Петербурге, а в уединении в Царском Селе, занимая одно крыло Александровского дворца.

Часто жила в Царском Селе и Анна Ахматова. В любом случае точно известно, что с лета 1911 по 1916 г. поэтесса проживала здесь вместе с мужем Николаем Гумилевым. Супруги снимали комнаты на Малой улице, начинающейся непосредственно у Александровского дворца. Здесь же в Царском Селе, в 1912 г. родился и Лев Гумилев, отцовство которого легенда приписывает Николаю II.

Александровский дворец
Александровский дворец

Таким образом, Анна и Николай II действительно могли жить в Царском Селе в одно и то же время. Однако встретиться российский император и поэтесса наедине где-либо в закоулках Cела, конечно, могли бы вряд ли. Скорее всего, у Анны и императора не было ни только никакого романа, но они и вообще не были знакомы друг с другом.

Николай II и литераторы

Николай II, как известно, очень любил читать, обожал русских классиков и много времени проводил в библиотеке. Но при этом император не испытывал особой слабости к самим литераторам и никогда не устраивал приемов специально для них. Если Николай и знакомился с поэтами или писателями, то в рамках каких-либо мероприятий, на балах и пр.

При этом представлять царю, конечно, могли только самых именитых литераторов, уже заслуживших популярность в народе.

Бал времен Николая II
Бал времен Николая II

К Анне Ахматовой же слава пришла лишь в 1914 г. после выхода ее второй книги «Четки», уже через два года после рождения Льва Гумилева. До этого поэтесса, конечно, была известна, но не настолько, чтобы по какой-то причине быть представленной императору и уж тем более завести с ним интрижку.

Александровский парк

Вряд ли Анна могла встретить Николая II и на прогулке в самом Царском Селе. Император действительно любил гулять, но делал он это, конечно же, не по всей территории Села. Свои прогулки император совершал исключительно в Александровском парке, который, разумеется, был закрыт для посетителей.

В начале XX в. в России усилились революционные настроения. На императора в любой момент могли совершить покушение, а потому позволить себе гулять прилюдно он, конечно же, не мог.

Смотрите галерею прогулок Николая II и его близких в Александровском парке (нигде не видно никаких посторонних людей):

У Александровского дворца, в котором жила царская семья, существовала серьезная охрана. Следили царские стражники и за окружающей дворец территорией. По периметру Александровского парка были организованы специальные посты, предотвращающие проникновение посторонних, а внутри охрану территории осуществляли казачьи разъезды.

Во время прогулок императора и членов его семьи из парка выгоняли даже всех служащих, включая садовников и дворников. Таким образом, попасть на территорию парка, чтобы познакомиться с гуляющим там императором, Анна Ахматова никак не могла.

Если статья понравилась, поддержите канал подпиской.